В российский прокат выходит фильм именитого рок-фотографа и клипмейкера Антона Корбайна «Контроль», посвященный трагической судьбе Йена Кертиса, лидера важной манчестерской пост-панк-команды Joy Division. Накануне премьеры Илья Миллер обсудил с Корбайном его главные творческие принципы, успехи и неудачи, а также таинственную миссию Кертиса, которую собрался закончить Боно
— Вы начинали свою карьеру музыкального фотографа со съемок на концертах Joy Division. Поэтому то, что свой первый полнометражный фильм вы посвятили солисту этой группы Йену Кертису, выглядит закономерным шагом.— Вероятно, но долгое время я так не считал. Я прочел массу сценариев о Joy Division, и мне каждый раз казалось, что не гожусь для такой работы. До тех пор, пока меня не попросили снять фильм по книге вдовы Йена Деборы Кертис. Я прочел ее и понял, что у меня получится, ведь я лично знал Йена, и музыка Joy Division много значила для меня.
— Судя по фильму, вам доставило большое удовольствие воссоздание в кадре конца 1970-х.
— Да, в Англии это не так сложно — большинство мест сейчас выглядят так же, как и в семидесятые.
— Joy Division — для масс это все-таки малоизвестная группа. Думали ли вы о том, как их популярность отразится на интересе к фильму?
— Ну, по крайней мере, у Joy Division есть одна всем известная песня — «Love Will Tear Us Apart». Но это не столь важно, потому что «Контроль» — это не фильм о Joy Division. В его основе лежит очень человеческая история. Тут скорее возможен другой вариант: поскольку «Контроль» — это фильм не о Joy Division, он поможет группе. Кто-нибудь из зрителей обязательно уйдет после просмотра с ощущением того, что им понравилась музыка группы, о которой они прежде не слышали. И это будет здорово.
— Испытывали ли вы во время съемок фильма давление со стороны фанатов Joy Divison, членов группы или вдовы Кертиса?
— Да, очень сложно снимать кино о ком-то, кто жив, и тем более о том, кто мертв. Я с уверенностью могу сказать, что мой следующий фильм будет абсолютно художественным — больше никаких реальных историй.
— Я тут где-то прочитал, что после суицида Кертиса лидер U2 Боно говорил во всеуслышание, что он намерен довести до конца некую миссию Йена. Вы ведь лично знакомы с Боно — он вам ничего такого не говорил?
— Нет, не говорил, а я не спрашивал. Но я знаю о том, что Боно в свое время очень нравились Joy Division. Кстати, кажется, и я где-то читал про этот факт. Но я не всегда верю тому, что пишут. (Смеется.)
— Смотрели ли вы «Последние дни» Гаса Ван Сента или «Круглосуточных тусовщиков» Майкла Уинтерботтома? Что вы думаете об этих фильмах, они ведь примерно на ту же тему, что и «Контроль».
— «Последние дни» не смотрел, но собираюсь. А «Круглосуточных тусовщиков» видел — по-моему, это такой групповой шарж на людей, живших в Манчестере 1970-х, и в первую очередь на основателя Factory Records Тони Уилсона. Этот фильм не имеет под собой никакой реальной основы. А сын Тони Уилсона и вовсе сказал мне, что он счастлив, что его отца запомнят таким, каким он показан в моем фильме, а не карикатурным персонажем из «Круглосуточных тусовщиков».
— А как вы считаете, понравилось ли бы Кертису то, как он показан в «Контроле»?
— На этот вопрос трудно ответить. Надеюсь, что да. Вообще-то, я хотел снять понятный фильм, но и все же не такой, чтобы он нравился всем. Я снял фильм, который сам бы хотел посмотреть. Я не подстраиваюсь под чьи-либо запросы. По-моему, кино снимают в первую очередь для себя.
— Вы начали снимать музыкальные видеоклипы еще в начале 1980-х. Как изменился для вас процесс съемок, учитывая произошедший скачок технологий?
— В начале 1980-х все снималось на пленку, так что приходилось работать с монтажерами пленки. Сейчас же все снимают на видео и монтируют тоже в видео, так что изменилось практически все. Я же полностью изменил творческий подход к клипам. В 1980-х я работал как документалист. Сейчас я выдумываю для клипов сюжеты.
— На «цифру» снимаете?
— Мои приоритеты в фотографии не изменились — я не люблю цифру. Разве что на стадии постпродакшна пользуюсь компьютером, чтобы что-нибудь «подкрутить». В кино я использую все — «цифру», 35-мм и 16-мм пленку. Преимущество «цифры» в том, что можно снимать при любом освещении — и когда для пленки слишком светло, и когда темень кромешная.
— Если просмотреть подряд с десяток ваших клипов, нельзя не заметить, что в них повторяются некоторые темы и образы. Это потому, что вы все сами придумываете и не привлекаете музыкантов к обсуждению идей?
— Да, чаще всего сам, но иногда использую идеи музыкантов, как, например, в клипе Nirvana «Heart-Shaped Box», где многое придумано Куртом Кобейном. Я не пользуюсь чужими сценариями — предпочитаю свои идеи, которые приходят в голову после прослушивания песни: звуки рождают образы. У меня нет времени размышлять над клипом год. Обычно я трачу на это несколько дней, потом беру в оборот лучшую идею и просто начинаю работать. Любая идея годится. Если что, ее можно будет немного видоизменить в процессе съемок. Правда, я уже несколько лет не снимал клипы, так что немного подзабыл, как это делается.
— Между вами и музыкантами бывали какие-нибудь разногласия или недопонимания после съемок?
— Да, оказалось, что Red Hot Chili Peppers были крайне недовольны своим видеоклипом, но они мне об этом так ничего и не сказали. Я узнал об этом случайно — купил в магазине DVD-сборник их клипов, так как там по идее должен был быть и мой клип. Включаю его — а там совершенно другое видео, и они комментируют все это в том духе, что мой клип был совершенно ужасен, вот они и сняли другой. Для меня это стало полнейшим сюрпризом. Почему они мне ничего не сказали?
— Ник Кейв на официальном сборнике ваших клипов тоже говорит, что недоволен вашим видео. Но потом добавляет, что все свои клипы ненавидит.
— Мне почему-то кажется, что он не был недоволен им. Но я специально оставил его комментарий на своем DVD, чтобы люди понимали: не всегда все проходит гладко, режиссеру приходится бороться за свое видение. Мне лично видео для Кейва нравится, а клип для Red Hot Chili Peppers — нет. Поэтому жаль, что они мне ничего не сказали — я бы что-нибудь исправил.
— Если какая-нибудь русская группа попросит вас снять ей клип, какие вы выдвинете условия?
— Во-первых, важно, чтобы мне понравилась песня, ну и чтобы музыканты были симпатичными. А вообще, много условий: есть ли у меня свободное время — на клип уйдет две-три недели, не меньше, каков бюджет, то-сё. Я отказался от гораздо большего количества клипов, чем снял.
— Как у вас получается сочетать свободный творческий подход к съемкам и коммерческую сторону дела?
— Каким-то образом у меня это получается довольно неплохо. У меня есть чутье, что есть произведение искусства, а что нет, или что в данный момент модно, а что — нет. Большинство клипов я снял для того, чтобы их крутили по MTV, а не для абстрактной красоты, и не стыжусь этого. Бывали и промашки: например, я снял клип для Джонни Кэша с участием Кейт Мосс, который считаю одним из своих шедевров, но его так никто и не увидел. Потому что руководство MTV тогда посчитало, что показывать Джонни Кэша — это не круто.
— Зато теперь его наверняка можно посмотреть на YouTube.
— С одной стороны, хорошо, что он теперь доступен. А с другой — в таком крошечном окошке и при таком разрешении пропадают все детали. А я большое внимание уделяю каждой детали в своих работах. Я всегда боролся и продолжаю бороться за качество. В частности, поэтому я никогда не скачивал из Сети ни музыки, ни фильмов. Я принципиально все покупаю в магазинах. Скачивать — это какое-то безумие.
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451725
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268590
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897670
- 5. Закоротило 822096
- 6. Не может прожить без ирисок 782243
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740856
- 9. Затворник. Но пятипалый 471230
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403061
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370463
- 12. ЖП и крепостное право 358262