Что произошло с поп-музыкой в двухтысячных
Принято считать, что ничего хорошего с музыкой за двухтысячные не случилось. Зеро, абсолютный ноль, полный провал — пустое десятилетие. Ни тебе новых героев, ни новых направлений, ни новых идей. Все упростилось, сузилось, деградировало — карета превратилась в тыкву, поп-принцы и принцессы — в мышей, доедающих тыквенные корки. ПоЧитать!
При этом технологии в «производстве», записи и распространении музыки за двухтысячные неимоверно скакнули вперед, изменив до неузнаваемости сложившийся за несколько десятилетий (чуть ли не с появления фонограммы) порядок вещей и перетряхнув инфраструктуру и иерархию.
В нулевые люди стали по-другому слушать музыку и соответственно по-другому ее воспринимать. Не стесняясь проговорить очевидное, я попытался выписать происходившие за последнее десятилетие процессы в поп-музыке — на американских и английских примерах.
Виртуализация
Во всем виноват, конечно, интернет. Еще в середине 90-х годов казалось, что на статус мировой информационной среды будущего могут претендовать системы спутникового и кабельного ТВ, а вовсе не веб. К этой мысли вернулись и в начале 2000-го, когда в США лопнул «пузырь доткомов». Но уже в июле 2000 года прозвенел первый тревожный звонок для звукозаписывающей индустрии, который нельзя было не услышать — Metallica вчинила иск файлообменной сети Napster, к изумлению даже своих создателей превратившейся в популярнейший ресурс по обмену музыкой для меломанов, раскрывших друг другу свои аудиотеки. Дальше судьбоносные новости посыпались из виртуального мира в реальный со страшной скоростью. В январе 2001-го Apple анонсировала медиаплеер iTunes, к которому в 2003 году прикрутили витрину продаж цифровой музыки iTunes Music Store, поначалу воспринятую скептически. К 2006-му оттуда скачали миллиардную песню (и это на фоне банкротства популярной американской сети магазинов Tower Records), а к 2008-му iTunes Music Store стал главным по продажам музыки в США. Тем временем тиражи распроданных компакт-дисков неуклонно снижались, вынудив флагманов индустрии — Мадонну, U2 и Jay-Z — сбежать от мейджоров к концертным агентствам и сделать ставку на гастроли или придумывать альтернативные способы сбора денег с поклонников (схема «заплати сколько хочешь» от Radiohead и т.д.). Отчаявшись бороться с ликингом (утечкой альбомов в сеть до заявленной даты релиза) и торрентами, в конце нулевых музыканты и рекорд-лейблы смирились с тем, что диски не продаются, а движение каждого mp3-файла по сети отследить нельзя. Возникла теория, что свободное распространение музыки по сети не мешает, а только помогает зарабатывать, увеличивая лояльную аудиторию: деньги музыканту возвращаются на концертах за счет продажи билетов, сувенирки и тех же дисков. В 2009 году iTunes Music Store отказался от DRM-защиты (привязывавшей воспроизведение файла к определенному компьютеру) 80 процентов продаваемых у себя треков — кажется, это был последний звонок, возвестивший о победе виртуального мира над реальным.
Но не все так плохо. Сейчас музыканты и рекорд-бизнес должны возлагать надежды на «облачные» музыкальные сервисы потребления музыки вроде Spotify и RDIO, позволяющие слушать песни в онлайн-стриминге, причем вольно переключаясь между плеерами — от стационарного компьютера к мобильным устройствам и обратно. «Облачные» сервисы зарабатывают на абонентской плате, за которую ты получаешь доступ якобы ко всей музыке мира — и рекламе. Если им удастся прочно войти в повседневный обиход и стать таким же стандартом музыкальной индустрии, каким в свое время были виниловые пластинки, компакт-кассеты или компакт-диски, проблема виртуального пиратства может быть решена: музыканты вернут себе вознаграждение за записи, причем даже с более справедливым процентом отчислений, чем в эпоху расцвета рекорд-лейблов.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:11
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452021
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343513
- 3. Норильск. Май 1269125
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897815
- 5. Закоротило 822338
- 6. Не может прожить без ирисок 783383
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760224
- 8. Коблы и малолетки 741433
- 9. Затворник. Но пятипалый 472418
- 10. ЖП и крепостное право 408080
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403693
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370999
Все эти вокалоиды -- исключительно и полностью нишевое развлечение. В своё время у меня в телефоне сименс, ещё до эры эмпетри-ззвонков, была функция записи звонка расставляя ноты на нотном стане. И что-то вот немногие из окружавших меня людей пользовались этой функцией. То же и с вокалоидами -- просто очередная игрушка, вроде корговских карманных синтезаторов. Да, бёрдимен активно использует их в работе, да, Вейн Койн из Флейминг Липс аж приклеил парочку себе на гитару. Но как-то не видно захлёстывающей волны роста электронных артистов, несмотря на какие-то непомерные продажи этих безделушек.
Так что и вокалоиды, и прочая, ждёт ровна та же участь, первый раз что ли.
словом, уже год как десятые на дворе
в чем вообще прелесть слушать музыку записанную коллективным разумом? под закат десятилетия свой альбом выпустил burial, который, на мой взгляд, и ознаменовал поколение новых музыкантов — анонимные одиночки, сидящие за компом. во всяком случае, сейчас выходит так.
между мейнстримом и андеграундом по-прежнему есть разница -- в доходах. это может быть у вас в плеере все перемешано.
чисто продюсерские проекты сейчас, напротив, не выживают (это была модель, работавшая 90-х), если только артист - сам себе не продюсер. burial - уже давно раскрылся, и в анонимности электронных продюсеров с лаптопами - нет ничего такого. это просто первоначальный пиар.
а о каких таких больших стилях вы говорите?
Мне кажется вы проспали последние десять лет, или провели где-то в районе Камчатки :) Весь этот социализаторский вебдваноль отгремел в середине нулевых, и всё, что от него осталось сейчас это плюсики в карму на лепре да кнопочка "Мне Нравится on Facebook". Люди ленивы по своей природе, и львиная доля не способна к длительному участию в альтруистических проектах.
Если же говорить о конкретно более полном вовлечении в поп-культ: так и это тоже было! Все эти ГатТалент, ИксФакторы, Айдолы и прочие фабрики. Что это если не те самые плюсики в карму посредством телефонного голосования? Вот это да, действительно новая эра вовлечённости в. А нишевые развлечения, требующие минимальной организации и трудозатрат так и остаются нишевыми. Опять же, во всех остальных индустриях, от интернета до игр это всё уже приходили, и как-то вот не срастается в них с _массовым_ авторством. Ну а нишевого-то понятно полно. Ну так и кружки вышивания крестиком до сих пор существуют.
а насчет нишевости - кнопочка "мне нравится на фейсбук" щас миллионы и миллионы приносит, между прочим
а в остальном все верно - я проспал десять лет на камчатке. и еще бы вздремнул
Нишевость, по мне -- это как раз вокалоиды, корг каосцилятор, и прочие штучки в которых надо крутить какие-то ручечки, что бы получился какой-то результат на выходе. А вот кнопка Мне Нравится -- это как раз самый что ни на есть мейнстрим и показатель того, насколько и как средний пользователь/слушатель/зритель способны учавствовать в процессе созидания. Мало ли было всех этих коллективных блогов, и много ли из них живо сейчас?
А телевизионный развод в том то и дело, что вовсе не нов, и ему уже даже не десять лет, хотя развернулся в полный рост именно в смысле сопричастности к происходящему в конце девяностых и в нулевые. И это действительно одно из определяющих эти самые нулевые явление. И вот это, не новое совсем, явление отлично рифмуется с тем, во что выродился весь вебдваноль в интернетах. И опять-таки показывает, на какие жертвы способен средний, а не нишевый, зритель/слушатель.
неприятие потому, что вызывают довольно серьезный футурошок ;) Не зря вокалоидный лейбл KarenT назван в честь рано умершей дочери Элвина Тоффлера.
успех остальных случайность - как правило они так и остаются исполнителями одного хита.
также существует немалое количество культовых имён с постоянной аудиторией.
всё остальное - технологии, запись музыке в спальне, либо на аббироуд, легенды,
пиары, стиль))) не имеют к успеху никакого отношения.
пишешь хиты - ты популярен. пишешь шнягу - ты никто.