Оцените материал

Просмотров: 53980

Почему вы в берушах?

Василий Колесник · 05/06/2012
 

«Репортер»

©  Александр Любин

«Репортер». Карл Микаэль фон Хауссвольф (слева) и Владимир Тарасов (справа) - Александр Любин

«Репортер». Карл Микаэль фон Хауссвольф (слева) и Владимир Тарасов (справа)

Небольшая сцена небольшого клуба. На ней каждый вечер выступают саунд-артисты. На ней же прямо сейчас стоит стол, за которым по левую руку от переводчицы сидит Владимир Тарасов, по правую — Карл Микаэль фон Хауссвольф. Затягиваясь сигаретой, Хауссвольф нажимает на кнопку ноутбука, на крышке которого — наклейка лейбла Touch. Раздается пушечный залп.

— Не вижу смысла в том, чтобы пересказывать историю развития саунд-арта, — скажет он за несколько секунд до этого, выпустив дым изо рта, — поэтому включу одну из важнейших, на мой взгляд, работ за последние сто лет, которая если и не оказала влияние на всех саунд-артистов, то слышали ее точно все. Звукоинженер, ты готов?

Из-за пульта кивнет парень в футболке Slayer.
Пока звучит отрывок из «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, можно оглядеться. Тогда станет заметно, что собравшиеся на круглом столе — это участники фестиваля, руководители балтийского, уральского, северо-кавказского, приволжского и московского филиалов ГЦСИ, два журналиста (включая меня) и несколько случайных посетителей. Да, field recordings и опыты с синусоидными вибрациями редко крутят по радио, но все же трудно поверить, что из четырехсот тысяч калининградцев никому не любопытно посмотреть на дискутирующих Хауссвольфа, основателя нематериального королевства Элгаланд Варгаланд (с подданными, паспортами, гимном и флагом, в Калининграде есть посольство) и Тарасова, фри-джазового барабанщика, входившего в 80-е в состав трио ГТЧ.

Карл Микаэль фон Хауссвольф - Отрывок из выступления на Sound Around 2012


©  Александр Любин

«Репортер». Оборудование Vinyl Terror & Horror в разобранном виде - Александр Любин

«Репортер». Оборудование Vinyl Terror & Horror в разобранном виде

После дискуссии спрашиваю Тарасова о том, какой этап саунд-арт переживает сегодня, на что он беспощадно заявляет:

— Этап дилетантизма!

И добавляет:

— Даже двигая стул или работая с генератором, мы должны чувствовать внутри себя композитора. Для этого необходимо быть знакомым с законами звукообразования. Иначе получатся блуждания вокруг гармонии, или вокруг мелодии, или вокруг ритмической структуры. Это называется вариации. Композиция должна быть выстроена таким образом, чтобы зритель через три минуты не пошел пить кофе, зная, что когда он вернется через десять минут, то звучать будет то же, что звучало, когда он выходил. Импровизирующий человек всегда знает, с чего он начал, куда движется и на чем остановится. Сегодняшний фри джаз — это сплошной диксиленд. Я имею в виду необразованность музыкантов — они не умеют выстраивать форму.

©  Александр Любин

«Репортер». Датчанки из Vinyl Terror & Horror носят сказочные имена – Грета и Камилла. К зрителям беспощадны, как Ларс фон Триер - Александр Любин

«Репортер». Датчанки из Vinyl Terror & Horror носят сказочные имена – Грета и Камилла. К зрителям беспощадны, как Ларс фон Триер

Вечером во время одного из выступлений подхожу к Джиму Терлуэллу и спрашиваю, почему он в берушах. Джим вынимает беруши и отвечает:

— У меня поврежден слух. Как-то всю ночь я делал ремикс, облажался в одном месте и переслушивал его потом снова и снова в наушниках на очень большой громкости. Я знал, что это хорошим не кончится, но остановить себя был уже не в силах. Когда проснулся — в ушах звенело, и звон этот не утих до сих пор.

70 слов о Джиме Терлуэлле: американец австралийского происхождения, основатель групп Foetus, Steroid Maximus, Manorexia, участвовал на первых семи альбомах Nurse With Wound, продюсировал «Scatology» Coil, записывался и давал концерты с Марком Алмондом, Лидией Ланч, Ником Кейвом и другими хорошими людьми, после чего из Лондона переехал в Нью-Йорк, где стал работать с современной классикой и теперь создает произведения для собственного камерного ансамбля, для Bang on a Can, для Kronos Quartet и для мультсериала «Братья Вентура» на Cartoon Network.

— А на кого ремикс был, помните? — не унимаюсь я.

— Уже нет. Вообще, все становится только хуже со временем — после того случая я продолжал выходить на сцену с Foetus, не предохраняя слух, а играли мы очень громко. Теперь я ношу беруши постоянно. Нью-Йорк крайне шумный город, особенно метро — когда тормозит вагон, становится невыносимо.

Джим возвращает беруши на место, поднимается на сцену и исполняет работу «Эцлесиофобия» («Боязнь церквей». — OS), фактура которой (если не сильно подробно) состоит из вибраций воды, капающей с потолка пещеры Сант'Арканджело на поверхность бас-барабана.

Джим Терлуэлл - Отрывок из выступления на Sound Around 2012


Я выхожу на террасу и подсаживаюсь к Яне Виндерен — она из Норвегии, с помощью гидрофонов записывает моря на глубине до 90 метров, издается на Touch, в этом году с Крисом Уотсоном из Cabaret Voltaire на рассвете в Холлистоне записала муравейник. Я спрашиваю Яну, разделяет ли она историю музыки на периоды до Жака Кусто и после Жака Кусто. В ответ Яна сначала громко смеется, потом говорит:

— Правда, загрязнение океана меня заботит больше, чем история музыки. Долгое время люди считали, будто в океане тихо, а обратное утверждение дает возможность понять его с помощью еще одного органа чувств.

В середине нашего разговора Яне приходит смс:

— Дети. Первый раз остались дома одни на такое долгое время. Они уже взрослые — 12 и 15 лет; пишут, что позвали друзей. Только бы не закатили вечеринку.

Яна Виндерен - Отрывок из выступления на Sound Around 2012

КомментарииВсего:9

  • "рыбака, в отсутствие улова перекусывающего..."

    На самом деле этот рыбак ворон ловил, чтобы их есть. И не сонную артерию им прокусывал, а череп. Надо было читать подписи к "старинным фотографиям", там всё объясняют.
  • Ну sound. Почему же art?
    По 4 минуты слушать шум от проводов, воткнутых не в то гнездо? Звон ложки в чашке? Гитару, воткнутую в электросеть? Или сэмплы для ди-джеев?
    По-моему, это просто говно.
  • Vasiliy Kolesnik· 2012-06-05 21:34:24
    приятно, что вы прочитали до конца, Константин.
    и спасибо за уточнения.

    но рыбак, насколько я знаю - это тот, кто ловит рыбу. и до тех пор пока ему ее хватает, он не станет ловить ворон. что уже делает его охотником. на счет черепов и артерий - он то, может, и череп перекусывал, а ворона погибла от повреждения артерии раньше.
  • Vasiliy Kolesnik· 2012-06-05 21:37:55
    по поводу говна - художники будут потрясены этой новой идеей и упадут замертво.
    старая история.
  • Vasiliy Kolesnik· 2012-06-05 21:40:20
    Художник: Я художник!

    Рабочий: А по-моему, ты говно!

    Художник тут же побледнел, как полотно,
    И как тростинка закачался
    И неожиданно скончался.

    Его выносят
  • vantz· 2012-06-05 23:05:42
    Coil вполне вместо Высоцкого пойдут, а вот Hausswolff вряд ли. Задушевности нет. В крайнем случае Foetus. Типа, Welcome to exterminator вместо Порвали парус)
  • Egor Fedorov· 2012-06-06 11:24:03
    Прекрасная статья о редком событии. Вообще, саунд-арт вне фокуса современного искусства в России, хотя интереснейшая форма самовыражения.
  • Vadim Kejlin· 2012-06-06 13:09:56
    Jakob Kirkegaard - во-первых, датчанин, во-вторых, Киркегор ;)
  • Vadim Kejlin· 2012-06-06 13:20:56
    "После дискуссии спрашиваю Тарасова о том, какой этап саунд-арт переживает сегодня, на что он беспощадно заявляет:

    — Этап дилетантизма!

    И добавляет:

    — Даже двигая стул или работая с генератором, мы должны чувствовать внутри себя композитора. Для этого необходимо быть знакомым с законами звукообразования. Иначе получатся блуждания вокруг гармонии, или вокруг мелодии, или вокруг ритмической структуры. Это называется вариации. Композиция должна быть выстроена таким образом, чтобы зритель через три минуты не пошел пить кофе, зная, что когда он вернется через десять минут, то звучать будет то же, что звучало, когда он выходил."

    - Тарасов, конечно, душка, но вот за такие заявления убить хочется ;) весь смысл звукового искусства - ровно в том, чтобы работать со звуковым медиумом ВНЕ музыкальной парадигмы. иначе какой смысл выделять его в отдельный вид искусства?
    другое дело, что с фантазией и пониманием того, что со звуком можно делать, у многих современных художников туговато - но это отдельная печаль.
Все новости ›