Продюсер Coil Джим Терлуэлл, Vinyl Terror & Horror и жирафы в репортаже ВАСИЛИЯ КОЛЕСНИКА с калининградского фестиваля экспериментальной музыки Sound Around
«Репортер». Ханна Хартман раскатывала шарами крахмал в посуде с контактными микрофонами, а за день до того объясняла, зачем на мастер-классе «Флуоресцентные трубки и дятлы»
— Это Дмитрия Донского, 7? — обращается ко мне проходящая мимо девушка.
— Да.
— А не знаете, тут находится магазин «Щечки»?
На Донского, 7 находится много всего. Это шестиэтажка, внутри которой — сплошь кабинеты и коридоры. Правое крыло последнего этажа, например,
Читать!
— Может быть.
Девушка улыбается и уходит, я тоже улыбаюсь, но никуда не ухожу, а остаюсь ждать, когда куратор Данил Акимов (из Membranoids) приведет с обеда компанию нездешних художников по звуку, собравшихся в Калининграде, чтобы участвовать в фестивале экспериментальной музыки Sound Around, сильно превзошедшем масштабами все аналогичные события, случавшиеся в городе прежде. Три дня выступлений, четыре площадки (одна из них — зоопарк), больше десятка саунд-артистов из Америки, России и Европы, которые будут рассказывать о себе, презентовать свои инсталляции и выступать. Размах объясним — 15-летие БФ ГЦСИ, основным профилем которого уже давно негласно является саунд-арт.
Vinyl Terror & Horror - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
Данил Акимов - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
Мансарда башни «Кронпринц»: открытие фестиваля
— Вот здесь у нас будет серверная, тут — офисное пространство, там — резиденция, в ней смогут останавливаться заграничные художники, — я следую за директором ГЦСИ Еленой Цветаевой, она указывает на свежую разметку на пыльном полу мансарды, расположенной в крепости довоенной (немецкой) застройки. Мансарда была отдана в управление Центру шесть лет назад, и с тех пор реставрируется — в среднем по три месяца в год (остальные девять отнимает обслуживание федерального закона № 94 и урегулирование прочих бюрократических формальностей). Повсюду тем временем группируются зрители; задумчивые лица озарены свечением инсталляций. Авторы четырех из шести работ присутствуют лично:
Читать!
{-page-}
«Репортер»
Небольшая сцена небольшого клуба. На ней каждый вечер выступают саунд-артисты. На ней же прямо сейчас стоит стол, за которым по левую руку от переводчицы сидит Владимир Тарасов, по правую — Карл Микаэль фон Хауссвольф. Затягиваясь сигаретой, Хауссвольф нажимает на кнопку ноутбука, на крышке которого — наклейка лейбла Touch. Раздается пушечный залп.
Читать!
Из-за пульта кивнет парень в футболке Slayer.
Пока звучит отрывок из «Симфонии гудков» Арсения Авраамова, можно оглядеться. Тогда станет заметно, что собравшиеся на круглом столе — это участники фестиваля, руководители балтийского, уральского, северо-кавказского, приволжского и московского филиалов ГЦСИ, два журналиста (включая меня) и несколько случайных посетителей. Да, field recordings и опыты с синусоидными вибрациями редко крутят по радио, но все же трудно поверить, что из четырехсот тысяч калининградцев никому не любопытно посмотреть на дискутирующих Хауссвольфа, основателя нематериального королевства Элгаланд Варгаланд (с подданными, паспортами, гимном и флагом, в Калининграде есть посольство) и Тарасова, фри-джазового барабанщика, входившего в 80-е в состав трио ГТЧ.
Карл Микаэль фон Хауссвольф - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
После дискуссии спрашиваю Тарасова о том, какой этап саунд-арт переживает сегодня, на что он беспощадно заявляет:
— Этап дилетантизма!
И добавляет:
— Даже двигая стул или работая с генератором, мы должны чувствовать внутри себя композитора. Для этого необходимо быть знакомым с законами звукообразования. Иначе получатся блуждания вокруг гармонии, или вокруг мелодии, или вокруг ритмической структуры. Это называется вариации. Композиция должна быть выстроена таким образом, чтобы зритель через три минуты не пошел пить кофе, зная, что когда он вернется через десять минут, то звучать будет то же, что звучало, когда он выходил. Импровизирующий человек всегда знает, с чего он начал, куда движется и на чем остановится. Сегодняшний фри джаз — это сплошной диксиленд. Я имею в виду необразованность музыкантов — они не умеют выстраивать форму.
«Репортер». Датчанки из Vinyl Terror & Horror носят сказочные имена – Грета и Камилла. К зрителям беспощадны, как Ларс фон Триер
— У меня поврежден слух. Как-то всю ночь я делал ремикс, облажался в одном месте и переслушивал его потом снова и снова в наушниках на очень большой громкости. Я знал, что это хорошим не кончится, но остановить себя был уже не в силах. Когда проснулся — в ушах звенело, и звон этот не утих до сих пор.
70 слов о Джиме Терлуэлле: американец австралийского происхождения, основатель групп Foetus, Steroid Maximus, Manorexia, участвовал на первых семи альбомах Nurse With Wound, продюсировал «Scatology» Coil, записывался и давал концерты с Марком Алмондом, Лидией Ланч, Ником Кейвом и другими хорошими людьми, после чего из Лондона переехал в Нью-Йорк, где стал работать с современной классикой и теперь создает произведения для собственного камерного ансамбля, для Bang on a Can, для Kronos Quartet и для мультсериала «Братья Вентура» на Cartoon Network.
— А на кого ремикс был, помните? — не унимаюсь я.
— Уже нет. Вообще, все становится только хуже со временем — после того случая я продолжал выходить на сцену с Foetus, не предохраняя слух, а играли мы очень громко. Теперь я ношу беруши постоянно. Нью-Йорк крайне шумный город, особенно метро — когда тормозит вагон, становится невыносимо.
Джим возвращает беруши на место, поднимается на сцену и исполняет работу «Эцлесиофобия» («Боязнь церквей». — OS), фактура которой (если не сильно подробно) состоит из вибраций воды, капающей с потолка пещеры Сант'Арканджело на поверхность бас-барабана.
Джим Терлуэлл - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
Я выхожу на террасу и подсаживаюсь к Яне Виндерен — она из Норвегии, с помощью гидрофонов записывает моря на глубине до 90 метров, издается на Touch, в этом году с Крисом Уотсоном из Cabaret Voltaire на рассвете в Холлистоне записала муравейник. Я спрашиваю Яну, разделяет ли она историю музыки на периоды до Жака Кусто и после Жака Кусто. В ответ Яна сначала громко смеется, потом говорит:
— Правда, загрязнение океана меня заботит больше, чем история музыки. Долгое время люди считали, будто в океане тихо, а обратное утверждение дает возможность понять его с помощью еще одного органа чувств.
В середине нашего разговора Яне приходит смс:
— Дети. Первый раз остались дома одни на такое долгое время. Они уже взрослые — 12 и 15 лет; пишут, что позвали друзей. Только бы не закатили вечеринку.
Яна Виндерен - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
{-page-}
«Квартира»
В «Квартире» диваны, кресла, высокие полки книг, коробки пластинок, постеры Blow Up и Breathless на стенах. Сюда мы приходим каждое утро в 11. Художники пьют кофе, подробно рассказывают о себе. На стене проектором изображается то, что они бы хотели, чтобы мы видели.
Читать!
— Это «джихад» на сирийском, — поясняет он, немного выпячивая грудь.
— Ты в ней в Индонезии ходил? — спрашивает Терлуэлл.
— Да, это вызывало неодобрение у многих. В Индонезии вообще довольно опасно. Как-то утром, проснувшись, я узнал, что в квартале, где мы снимали прошлой ночью, произошло убийство. Погибла проститутка.
Kiwa - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
Улица Колоскова, где находится «Квартира», выходит на проспект Мира, где находится зоопарк. Там завтра выступят Яна Виндерен и Максим Шентелевс.
«Зоопарк»
Передо мной четыре жирафа: двое неспешно ходят по кругу; в центре этой окружности третий щиплет траву; сбоку спит или притворяется спящим четвертый. Конференц-зал находится в административном корпусе справа от вольера. Внутри вижу, как ребята, работавшие волонтерами на фестивале, и их приятели сидят по-турецки на выступе и на первый взгляд собирают конструктор. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что они испытывают на звучность разные предметы — например, водят смычком по банке из-под «кока-колы», стучат по дорожному знаку, шелестят бумагой. Интерес к этому в них возбудил не Джон Кейдж, а мастер-класс «Звук как пространство, звук как язык» Максима Шентелевса. Максим — кроткий латышский парень с длинными дредами — невдалеке подключает контактные микрофоны к полену. Он пропускает вперед Яну Виндерен, и следующие сорок минут, закрыв глаза, все слушают, как в Баренцевом море разговаривает рыба, как изнутри звучит ледник, какой звук получится, если гребешь, опустив на несколько метров под воду гидрофоны. В числе собравшихся замечаю девушку, ставшую вчера случайной свидетельницей дискуссии Хауссвольфа с Тарасовым.
Максим Шентелевс - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
В самый неподходящий момент — когда Максим садится на пол перед поленом и берет в руки колокольчик — я вынужден бежать на вокзал — встречать с поезда подругу, которая привезла из Москвы 80 номеров «Большого города» с надписью «Нас больше, чем кажется» на обложке.
Национальный парк Куршская коса
— Вэр а ю фром? — орнитолог-экскурсовод с длинными усами тяжело дышит и громко обращается к художникам, у него в руках маленький полотняный мешок, из которого что-то пытается выпорхнуть наружу. — Джермани? Поланд?
Вчера завершился фестиваль. Утром все загрузились в автобус и поехали на море, по пути сделав остановку на орнитологической станции и в Музейном комплексе. Яна Виндерен интересуется, в какое время лучше вернуться, чтобы записать летучих мышей. Матс Линдстрем — глава студии Electronmusikstudion — долго смеется, увидев старинное фото рыбака, в отсутствие улова перекусывающего сонную артерию вороне.
Матс Линдстрем - Отрывок из выступления на Sound Around 2012
Спустя пару дней Данил передает мне подарок от Греты и Камиллы — пластинку Vinyl Terror & Horror. Наверное, со временем она станет равноценной заменой родительским «Песням» Высоцкого.
Выступления других участников Sound Around 2012:
КомментарииВсего:9
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451712
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343352
- 3. Норильск. Май 1268544
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897666
- 5. Закоротило 822090
- 6. Не может прожить без ирисок 782135
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758643
- 8. Коблы и малолетки 740835
- 9. Затворник. Но пятипалый 471162
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403000
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370417
- 12. ЖП и крепостное право 354187
На самом деле этот рыбак ворон ловил, чтобы их есть. И не сонную артерию им прокусывал, а череп. Надо было читать подписи к "старинным фотографиям", там всё объясняют.
По 4 минуты слушать шум от проводов, воткнутых не в то гнездо? Звон ложки в чашке? Гитару, воткнутую в электросеть? Или сэмплы для ди-джеев?
По-моему, это просто говно.
и спасибо за уточнения.
но рыбак, насколько я знаю - это тот, кто ловит рыбу. и до тех пор пока ему ее хватает, он не станет ловить ворон. что уже делает его охотником. на счет черепов и артерий - он то, может, и череп перекусывал, а ворона погибла от повреждения артерии раньше.