Письмо лидера «Сплина» Александра Васильева с разрешением оренбургскому рок-бару Underground до скончания веков исполнять песню «Время, назад!». Было отправлено после визита одного из инспекторов РАО в бар. Впрочем, юридической силы оно не имеет – бар платит РАО отчисления, в том числе и за «Время, назад!»
РАО собирает деньги не только с организаторов концертов. За публичное исполнение музыкальных произведений госаккредитованный ОКУП берет мзду с владельцев кафе, ресторанов, клубов, магазинов, гостиниц и фитнес-клубов, предприятий сферы услуг и т.д. Загсы должны платить за публичное исполнение мелодий во время процедуры регистрации. К водителям такси и маршруток тоже может подсесть инспектор РАО и тайком включить кассетный диктофон, чтобы зафиксировать факт нарушения в суде (кстати, этот способ инспекторов РАО добывать вещдоки не совсем законен). Бесплатное распевание песен на улицах и во дворах тоже облагается авторским отчислением — по соответствующей ставке. (При этом не важно, слушает ли вас кто-нибудь, важно, насколько громко вы поете — расчет отчисления идет исходя из площади озвучиваемой территории.) Нарушение прав автора или правообладателя, согласно 4-й статье Гражданского кодекса, грозит выплатой компенсации — в размере «от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей за каждый факт незаконного использования произведений». Деньги немаленькие.
Если судить по сводке успехов, публикуемой РАО на собственном сайте, особенно активно Общество штрафует представителей регионального малого и среднего бизнеса. Иногда, впрочем, замахиваясь на зверя покрупней — например, РАО пыталось взять деньги с Российской футбольной профессиональной лиги за традиционное исполнение «Футбольного марша» Матвея Блантера перед каждым футбольным матчем премьер-лиги. Процент был невысок (их РАО, кстати, устанавливает самостоятельно), но за весь сезон РФПЛ должна была бы перечислить около миллиона рублей. Футбольные функционеры отказались платить из принципа. Дело шло к громкому разбирательству, но закончилось мирно — вмешательством наследницы Блантера, которая разрешила РФПЛ безвозмездное использование музыкального отрывка, заявив, что защищать ее права она РАО не просила.
Некоторые субъекты исков Авторского общества объединяются, чтобы обмениваться юридическим опытом и эффективнее противостоять РАО в тяжбах. Например, в прошлом году в партнерство «Стратегия кино» объединились представители малых региональных киносетей и кинотеатров, приехавшие жаловаться о своих проблемах с РАО в Госдуму. Жалобы их были связаны с уже упоминавшимися мартовскими постановлениями пленумов ВС и ВАС, направленными на то, чтобы РАО удобней было собирать деньги. По мнению председателя правления «Стратегии кино» Анатолия Семенова, эти «разъяснения» высшими судами Гражданского кодекса неправомерны и только замутняют ясный смысл закона. Зато теперь они позволяют РАО судить кинотеатры, не отчисляющие им 1,5% с продажи билетов. По мнению партнерства, в большинстве случаев эти авторские сборы «якобы в пользу кинокомпозиторов» неконституционны.
После возникновения «Стратегии кино» кинотеатрам судиться с РАО проще не стало. «Основная масса дел по искам РАО проиграна, — рассказывает Анатолий Семенов. — Выиграть у РАО в судах общей юрисдикции практически невозможно. Но качество защиты повысилось: мы объединили грамотных юристов, которые наработали хороший комплекс аргументов по таким делам. Защита стала системнее. Очевидные ляпы в решениях, которые приходится выносить судьям, чтобы хоть как-то оправдать деятельность РАО, дают нам основания обращаться в Конституционный суд и — в дальнейшем — в Страсбургский суд по правам человека. Вот и все эффективные ходы против РАО, которые сейчас возможны».
У Семенова, как у общественного деятеля и специалиста в области авторского права, список вопросов к РАО больше, чем только лишь неправомерные сборы с кинопроката. Анатолий Семенов считает, что, прикрываясь статусом некоммерческой общественной организации, действующей в интересах авторов, РАО сейчас монопольно собирает частный налог на культуру и при этом почти не отчитывается в своей деятельности.
«Контроль над РАО практически отсутствует, — объясняет Семенов. — Они должны публиковать в открытых источниках отчеты о деятельности, но то, что они публикуют, — это очень малая часть. Это средняя температура по дурдому, которая не показывает существующие перекосы. Например, РАО не отчитывается о пустых рапортичках — это сведения пользователей (владельцев кафе, клубов и т.д.) об использованных произведениях, которые они чаще всего не заполняют. Им незачем, они и так платят РАО таксу. Образуются так называемые «нераспознанные» авторские сборы, их РАО распределяет по сведениям статистического характера, которые же само и определяет. Вот здесь у управленцев Общества есть большое пространство для махинаций.
Немало забавного лукавства и в том, что РАО не раскрывает, сколько отчислений и каким авторам оно выплачивает, ссылаясь на то, что это коммерческая тайна и персональные данные. Даже те скромные данные, что они публикуют, вызывают сомнения. Например, представители кинобизнеса не верят, что РАО полностью платит, например, американцам. Как известно, в кинопрокате 80% картин — это Голливуд, американские фильмы, за которые мы зачем-то платим деньги РАО. А если вы возьмете последний отчет Общества, то увидите, что общие сборы РАО — 2,6 млрд рублей, но выплаты американской организации по коллективному управлению правами ASCAP при этом составили всего 36 млн. И это совокупный платеж, включающий авторские сборы с ТВ и радио, концертов, ресторанов и т.д. По идее, одни только авторские сборы с кассы фильма «Аватар», которые по России составили 3,8 млрд рублей, должны были превысить эту сумму. 1,5 процента от сборов «Аватара» — это 57,3 млн рублей. Понятно, что не все кинотеатры заплатили РАО, но, даже разумно уменьшив эту сумму, мы получим куда большие миллионы, чем были перечислены ASCAP. А ведь «Аватар» — это всего лишь один, пусть и самый кассовый, американский фильм 2009 года. Мы считаем, что это очень похоже на воровство».
Семенов считает, что РАО должно публиковать в открытых источниках также и структуру уплачиваемых налогов, что могло бы дать представление о справедливости последующего распределения ими сборов. Кроме того, РАО должно скорректировать свой устав и допустить в члены Общества юридические лица, которые в кинобизнесе чаще всего и являются правообладателями, — чтобы те могли входить в структуры управления РАО и контролировать их деятельность. Сейчас юрлицам членство в РАО закрыто, никаких общественных наблюдателей РАО к себе, разумеется, не допускает, а его внутренняя ревизионная комиссия состоит исключительно (!) из почтенных деятелей культуры — членов РАО, например, в нее входят 74-летний писатель Валентин Распутин и 83-летний поэт Николай Добронравов.
Режиссер Никита Михалков и генеральный директор РАО Сергей Федотов совсем недавно организовали еще один госаккредитованный ОКУП – Российский союз правообладателей, который работает «в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». РСП все-таки будет собирать 1 процент отчислений с производителей и импортеров техники – от телефонов (любых) до загадочных «телевизионных камер бытовых»
Анатолий Семенов говорит, что по вышеупомянутым нарушениям Конституции и неопределенностям в сфере интеллектуальных прав, связанных с деятельностью РАО, группа депутатов Государственной Думы готовит запрос в Конституционный суд. Но что, по его мнению, можно сделать в первую очередь, чтобы нормализовать ситуацию? «Подвергнуть ревизии чисто российское нововведение — государственную аккредитацию ОКУПов, — отвечает Семенов. — Ведь фактически это назначение на кормление частной налоговой инспекции. Государство как бы говорит: аккредитованный ОКУП может собирать налог на культуру — с оборота.
Читать!
КомментарииВсего:8
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451700
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822078
- 6. Не может прожить без ирисок 782107
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758600
- 8. Коблы и малолетки 740820
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 346128
мне казалось, в п.3. ст 1244 ГК прописана госаккредитация - она дает право собирать вознаграждение без договоров. но ведение дел в суде без представления автора -- все-таки даровано рао пленумом ВС/ВАС
впрочем тут легко запутаться
смысл п. 3 ст. 1244 ГК в том, что аккредитованные организации могут управлять без договоров правами точно так же, как и те, которые заключают с авторами договоры. А для последних право предъявлять требования в суде предусмотрено (п. 5 ст. 1242 ГК). Совместное постановление пленумов лишь подтвердило это толкование. Вообще это один из косяков части 4 ГК, которая каким-то нерусским языком написана.
http://www.openspace.ru/news/details/30628/
из-за того же с рао судятся - были прямые договоры с правообладателями, не хотят платить второй раз. тоже "скользкие личности"?
менять закон не в силах журналистов