Есть такой термин у Ролана Барта – «пунктум». Когда за первичным рядом ты видишь что-то, что на самом деле на фотографии не изображено, но что тебя трогает гораздо сильнее и глубже. Вот это и происходит с этими роликами.
Страницы:
«Мне стыдно это смотреть»
Бояринов: Следующий ролик — это исполнительница Дарья Сускина, которая в своем родном городе Рязани звезда локального масштаба, про нее пишет местная пресса. Она такая рязанская Леди Гага.
Читать!
Бояринов: Дарья Сускина закончила уже свою карьеру — к счастью или к сожалению. Но вот ее напарник — «продюсер», как он себя называет, — сейчас запускает свой альтернативный проект, у него готовится альбом, и он дает интервью рязанской прессе, что, типа, ждите. (Обращаясь к Эльдару.) А что пишут в комьюнити «Трэш-культура» о Дарье Сускиной?
Урдуханов: Она любимица нашего комьюнити. Ее называют «богиней».
Бояринов: Вам нравятся ножки или мелодический ряд?
Урдуханов: Все нравится. Я хочу предложить поговорить вот о чем: какова культурная ниша у трэша и есть ли она вообще.
Во-первых, к сожалению, искусство утилитарно, то есть человек находит применение всему: слушает различную музыку в различных ситуациях и так далее. Например, академическое искусство, классическая музыка — она вызывает возвышенные эмоции, ну, и применение ее можно предугадать: от свадеб до похорон. А то, что я называю трэш-культурой, вызывает такие чувства, как удивление, когнитивный диссонанс, смех, шок, оскорбление и даже чувство стыда. Вот я знаю, например, таких девушек, которые говорят: мне стыдно это смотреть. То есть ниша нашлась. Какой еще жанр вызывает такие эмоции?
Бояринов: Мне кажется, Леди Гага вызывает ровно такие эмоции. На мой взгляд, родство Дарьи Сускиной и Леди Гаги состоит не только в том, что Дарья Сускина поет под искаженный минус Леди Гаги, а еще в том, что на самом деле и в случае Леди Гаги, и в случае Дарьи Сускиной происходит эстетизация шока. То есть пляски Леди Гаги в платье из мяса и многократно использованная аллюзия к вагине в клипе Born This Way — максимально эстетизированный шок, наряженный в фэшн-оболочку на большие бюджеты главного мэйджора мира, по сути ничем не отличается от того, чем занималась Дарья Сускина, снимаясь на домашнюю видеокамеру в Рязани. Это тот же шок, поданный нам под личиной видеоклипа. Разница в том, что шок Леди Гаги — шок намеренный, это большой бизнес. А в чем прелесть шока Сускиной — в том, что это шок случайный. И в смысле коммерции ничего ему не светит. Примеров, когда реальные люди в России становились звездами и стали зарабатывать на своем искреннем трэше, не существует. Единственный случай — с Колей Вороновым, которого мы уже сегодня упоминали…
Урдуханов: Но и то благодаря использованию его песни, а не собственным исполнениям.
Бояринов: Да, при том что у него было какое-то количество выступлений и даже гастролей, он на этом больших денег не заработал. Он ведь непрофессионал. И свой хит «Стрекоза любви» он продал группе «Quest Pistols» за бесценок. По большому счету реального коммерческого выхлопа все это не получило.
Лошак: Я бы еще вспомнил Таджика Джимми, который был гастарбайтером, работал грузчиком в каком-то магазине, сейчас он выступает на корпоративах со своими песнями из фильма «Танцор диско», которые он, собственно, поет, изумительно им подражая, и аккомпанирует себе на картонных коробках.
Бояринов: Все равно бизнеса на этом построить невозможно. Таджик Джимми еще немного попоет на корпоративах и отойдет, потому что тому же корпоративному рынку нужны либо новые фрики, либо профессиональные коллективы. То есть в чем прелесть вот этой культуры из интернета, народной, низовой: ее нельзя эксплуатировать коммерчески, ее, как сейчас говорят, нельзя монетизировать. Можно лишь использовать какие-то идеи, загримировать под трэш и превратить в профессиональный, коммерческий продукт.
Лошак: Но это будет фейк.
Бояринов: Это будет фейк, тем не менее эти процессы уже происходят. Например, «тракторист с баяном» Игорь Растеряев, который работает под народного героя, а на самом деле актер и поэтому может работать профессионально: часто выступать со сцены, писать альбомы и т.д.
Лошак: Поэтому он нам неинтересен.
Бояринов: Или вот Вася Обломов — человек из брит-поповой группы «Чебоза», который понял, что вот на сатирических песенках про правду жизни можно заработать деньги. Про них мы говорить не будем, мы вам покажем сейчас реальную жизнь — людей из «Вконтакте».
«История из жизни водомерок»
Урдуханов: Переходим к детскому творчеству. Мы говорили о том, что пользователи и читатели нашего комьюнити очень ценят истинность и искренность происходящего.
Бояринов: Это главный критерий, который вам важен?
Урдуханов: Да. И такое у детей встречается часто.
Бояринов: Искреннее детское творчество. В самом деле, «Вконтакте», YouTube, мобильные телефоны и ноутбуки со встроенными видеокамерами, по сути, сейчас заменяют детям и подросткам кружки творчества при школах, Домах культуры и Домах пионеров. Сейчас они все это делают на странице «Вконтакте» и, кстати, становятся там звездами.
Урдуханов: Самый популярный жанр у детей, как правило, хип-хоп. Потому что его легко сделать.
Бояринов: В этом ролике ребята из рэп-коллектива обращаются к тем, кто взломал их страницу «Вконтакте». Вместо того чтобы идти разбираться «на районе», они написали обидчику рэп-обращение и выложили в интернет. И я думаю, что взломщики в свою очередь тоже что-то записали и выложили. И таким образом возможный конфликт утек в творческое русло. Это, кстати, классический рэп-жанр — обмен диссами. Разве это не прекрасно?
Мы сейчас из этой серии — детский рэп в «Вконтакте» — посмотрим еще один ролик, гениальный, на мой взгляд. (Обращаясь к Урдуханову и Лошаку.) Я хотел еще группу Bad Boys показать. Ее, наверное, все знают…
Лошак: Ее уже все знают, но мы все равно покажем.
Бояринов: Вот это классический хип-хоп, каким он родился в Америке: бытовая история из жизни людей, которую они рассказывают в рифму под незамысловатый бит. Ролик очень популярен — на него существует большое количество реплик, подражаний и пародий, где и мальчики читают, и девочки. Андрей, тебе известна судьба дуэта Bad Boys — что они делают сейчас?
Лошак: Они, собственно, живут в городе Никольское, это город-спутник Петербурга. Я не знаю, как это даже описать, но тот, который более активный, который в ролике шеей все время двигает, он видит жизнь и тут же ее преобразует в простые строчки, рифмы и рассказывает об этом. Я пытаюсь понять, что в этом такого завораживающего, потому что это ведь история из жизни водомерок — никакой рефлексии здесь нет вообще, это просто чистый пересказ увиденного, изложение в чистом виде. Но я почему-то просмотрел все 45 или 50 роликов Bad Boys с большим удовольствием. Последний их хит о том, как они съездили в Петербург, видимо, на окраинную станцию метро на маршрутке, и сходили в «Ростикс», их там узнали и бесплатно накормили. У них был как бы такой культурный шок, после чего они написали гимн «Ростиксу».
Bad Boys успели распасться и обратно собраться. Красная Маечка в какой-то момент ушел, что вызвало дикую бурю гнева в интернете, и создал группу Good Guy, но она недолго просуществовала — это была группа одного хита.
Бояринов: Потому что добро менее привлекательно, чем зло.
Лошак: При этом ничего злого вообще в этих ребятах нет, и совершенно непонятно, почему они называются Bad Boys.
Бояринов: А вот, кстати, мы сейчас перейдем к «злым» ребятам.
Страницы:
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 28.06Вручена премия «Степной волк – 2012»
- 28.06Guillemots выпускают 4 альбома за полгода: первый уже в сети
- 27.06«Союз православных братств» требует запретить рок-фестиваль
- 27.06Мальчик с обложки судится с Placebo за «разрушенную жизнь»
- 27.06Scissor Sisters представят в Москве новый альбом
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454348
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345015
- 3. Норильск. Май 1272370
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898724
- 5. Закоротило 823736
- 6. Не может прожить без ирисок 789743
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765234
- 8. ЖП и крепостное право 762790
- 9. Коблы и малолетки 744217
- 10. Затворник. Но пятипалый 477401
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407314
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373838
"мальчиков-зайчиков" было бы вернее
Я тоже с друзьями делаю подобный (но пародийный и совсем не "искренний") проект "Мешок дроув". Потому как ни относись: есть, есть эти золотыекупола и семки у подъезда понятые как Символы Родины и т.п. И эта культура напрашивается на пародию и на осмысление.
Ну и надеюсь на дальнейшее продолжение беседы с Айду - о русской культуре так мало говорят и еще меньше ее, я так даже не могу припомнить никого кроме волги.
Самый популярный жанр у детей, как правило, хип-хоп. Потому что его легко сделать.
самодеятельная культура из YouTube больше интересна, чем легитимная поп-культура, у которой с эстетикой тоже беда.