Я был не из тех, кто ездит на подпольные концерты. У меня не было времени, потому что я серьезно учился — сначала в музыкальном училище с 28 музыкальными предметами, а после этого в театральном институте на курсе у Додина, где мы начинали учиться в 9 утра, а заканчивали иногда в 12 ночи. Поэтому «Машину времени» я впервые увидел, когда они уже стали профессионалами. Это было в 1980-м. Мы пошли с друзьями в Дворец спорта «Юбилейный» на концерт, и я был потрясен степенью духовности, которая присутствовала в тогдашней «Машине».
Я выбрал песню «Кого ты хотел удивить?», потому что надо удивлять людей. Наверное, от меня все ожидали песни вроде «Три окна» — а я выбрал совсем другое. «Кого ты хотел удивить?» придумана как тяжелая песня, мы ее такой и сделали — только записали так, как бы она прозвучала сегодня. Для аранжировки мы взяли некоторые стилистические моменты у Оззи Осборна и Metallica, спел я намеренно голосом Кипелова. Но это не пародия, а шутка — не более.
5.
Сергей Мазаев
Когда я впервые услышал «Машину», сказать точно не могу. Это было еще в школьном возрасте. Я, по-моему, дома у своего одноклассника на магнитофоне услышал их в первый раз. Это стало шоком. Тогда я не мог понять почему, но сейчас мне кажется, что это был первый настоящий рок-хит, рок-блюз, рок-н-ролл, который я услышал — полностью органичная песня, в которой содержание соответствовало музыке и гармонии. Так сложилось, что, когда я после ансамбля «Здравствуй, песня» оказался в «Автографе», то познакомился лично с «Машиной времени», — мы вместе выступали на «Звуковых дорожках» и еще где-то. Потом «Машина времени» меня несколько раз приглашала играть на свои юбилейные концерты, когда они отмечали 15- и 20-летие. Плюс я на пластинках Саши Кутикова на саксофоне играл, да и на некоторых пластинках «МВ» — во второй половине 1980-х мы много общались. Когда у меня «Моральный кодекс» появился, стали общаться меньше, но на концертах все равно встречались. В общем, мы с участниками «Машины» давно и хорошо знакомы. И в передачу «Смак» к Макаревичу я ходил — готовил, кажется, бефстроганов.
Когда обсуждали песню для трибьюта, я сказал, что петь буду «Ты или я» и никакую другую. Я ее прочувствовал за годы — очень любил ее когда-то. Мы ее записали сразу всей группой — единым дублем, как симфоническую музыку. Дублей было, разумеется, несколько, но каждый раз играли так мощно, что на концерте, например, дважды не повторишь. Вроде бы наш вариант «Машине» понравился, но на юбилейный концерт 11 декабря нас не пригласили. Ну потому что ясно же, что все остальные на фоне «Морального кодекса» — это просто художественная самодеятельность. Не захотели портить картину.
6.
Петр Налич
Первый раз я услышал «Машину времени» в деревне Нозьма Костромской области, где проводил зиму 1994 года. Там был один старик тракторист, который катал меня по полям и перелескам на тракторе «Беларусь». Так вот, подъезжая к каждому повороту, он начинал напевать под нос: «Вот — новый поворот — и мотор ревет...». Когда поворот заканчивался, старик умолкал до следующего поворота.
Мне всегда нравилась «Она идет по жизни смеясь». Кавером на нее я хотел сказать, что она мне всегда нравилась и что я уважаю Андрей Вадимовича.
7.
Владимир Карабас
Группа «Машина времени» оказала на нас просто колоссальное влияние. Первая песня, которую я сыграл на гитаре, была как раз их «Гимн забору». Потом я исполнял песни «Машины» в школьном ансамбле на танцах. У меня даже хранится запись песни «Годы летят стрелою», сделанная в начале 80-х. Мы их очень уважаем, Макаревич — молодец.
«Блюз о безусловном вреде пьянства» я считаю одной из самых сильных вещей группы. Заложенная в песне идея является очень позитивной. Нам она очень близка, потому как, например, наш фронтмен Бегемот не пьет вообще. Что касается меня и остальных участников «Х.З.», то мы выпиваем, но очень умеренно.
Вокальную партию в песне с удовольствием исполнила наша давняя соратница Марина-Искусница (Хлебникова. — OS), тем более что она дружит с «машинистом» Александром Кутиковым, который продюсировал ее самый первый альбом. Чтобы придать записи некий старинный шарм, мы просто сняли ресторан и прямо там зафиксировали эту песню. Так что вся музыка записана живьем, одним дублем.
8.
Павел Печерский
Группа «Аэронавтика» основана братьями Печерскими в августе 2004 года. На чердаке старого дома недалеко от Одессы и моря мы сделали студию, в которой занялись экспериментами с электронной музыкой. Я, Паша Печерский — лидер группы, автор текстов и почти всей музыки.
Поначалу мы делали клубную электронную музыку — электро, техно, немного индустриальности, много экспериментов и минимум текста на английском языке. После знакомства с «Аэронавтикой» крестный отец электроклэша Лари Ти (Нью-Йорк) назвал нас «королями электроклэша» на Украине. У нас есть несколько релизов на европейских сборниках. Но позже мы стали все больше задумываться о смысловой нагрузке текстов и о концепции посыла звуковых формул. В начале 2009-го мы вдруг заметили, что почти не слушаем современную русскоязычную музыку. Иногда только старый русский рок — Бутусова, Гребенщикова, Цоя, Петра Мамонова. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что сейчас просто нет такой музыки, и решили возродить русский рок 80-х, с его честностью и бескомпромиссностью. Но уже в синтезе с электроникой. То, что мы сейчас делаем, условно можно назвать русским электророком.
С Ильей Лагутенко мы познакомились на одном из его концертов в Одессе. Мы отвязанные в музыкальном плане парни, а Илье такие нравятся… Мы не боимся экспериментов со звуком. Смешиваем разные направления и стили. Вживляем электронику в живой звук и наоборот. У нас это круто получается!
Песню «Полный штиль» выбрал Илья и предложил нам сделать ее вместе. Аэронавты, как и космонавты, в чем-то тоже моряки… только мы плаваем несколько в иных пространствах. Нам очень понравился призыв в конце песни «Пусть сильнее грянет буря!». Это очень актуальный сейчас лозунг.
Мы очень увлеклись работой над кавером. Написали его за четверо суток, работая практически без сна. Все началось с гитары. Мы решили записать акустическую гитару с нейлоновыми струнами. В гитарной партии есть что послушать, мы продумали в ней практически каждый ход и каждый звук. Потом в развитии музыкальной композиции мы почувствовали необходимость в скрипках и виолончелях. Мы очень хорошо знаем, что такое полный штиль, — мертвая, тяжелая тишина. Так бывает перед бурей. Мы хотели максимально точно передать это ощущение слушателю в конце песни, и сам призыв «Пусть сильнее грянет буря!» зазвучал как торжественная кода.
Всё такое родное... прогрессивное!
Ну, просто рок-конфета!
Остальные разочаровали в разной степени. :(