Настоящий, полный и окончательный конец времени композиторов наступит не раньше, чем наступит конец времени слушателей. И, между прочим, исполнителей.

Оцените материал

Просмотров: 13110

Вялотекущий конец. Первая серия

Борис Филановский · 11/02/2010
Идеи Владимира Мартынова живут, но, кажется, никого не хотят победить

Имена:  Владимир Мартынов

©  Юлия Якушова

Вялотекущий конец. Первая серия
Вызывает — отвечайте

В январе Владимир Иванович Мартынов (далее ВИМ) представлял в Петербурге две свои последние книги — «Казус Vita Nova» и второе издание «Пестрых прутьев Иакова». На встрече он привычно посетовал, что пока не слышит возражений по поводу своей идеи конца времени композиторов.

Строго говоря, чтобы ответить ВИМу, пришлось бы, подобно ему самому, написать как минимум книгу. На это — по разным причинам — вряд ли способен кто-либо из русскоязычных композиторов; понимать эту безответность и притом сетовать на отсутствие ответа кажется мне некоторым лукавством со стороны ВИМа.

Отвечать, однако, надо. Не затем, чтобы выказать цеховую солидарность с коллегами, чье время, по ВИМу, находится в состоянии вялотекущего конца: не испытываю к своему цеху никаких чувств хотя бы в связи с его несуществованием как системной единицы. Отвечать надо потому, что ВИМ затрагивает такие проблемы, от которых и в самом деле не спрятаться между нотных строчек.

Отвечать надо прежде всего самому себе. Можно отмахнуться от произведений ВИМа, но отмахиваться от того, иллюстрацией чего они часто (на их беду) оказываются, — напрасный труд.

Прежде всего: и «Конец времени композиторов», и «Зону Opus posth», и «Казус Vita Nova» надо признать обязательным чтением для музыканта уже по причине того, что они эффективно расширяют узкопрофессиональное сознание. На протяжении нескольких колонок я попробую комментировать мартыновскую картину мира в ее отдельных фрагментах, не стремясь противопоставить ей что-то цельное (да и зачем?). Так, куда взгляд упадет. А там, глядишь, что-то из комментариев и сложится.

Кадры решают: всё

Сегодняшний кризис композиторской музыки ВИМ диагностирует, прежде всего, социологически и антропологически. (По крайней мере, эта часть его аргументации самая убедительная; переходя к музыкально-историческому анализу, ВИМ несколько теряет в яркости, но об этом отдельный разговор.) Классическая — академическая — композиторская музыка находится на задворках общественного сознания, нынче время не композиторов, а портных и парикмахеров, в списке «Грэмми» классические номинации идут какими-то девяностыми номерами и т.д.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • kontrakadenz· 2010-02-12 10:44:40
    боря, смотри не утони вслед за вимом!
    кк
  • bf· 2010-02-12 12:06:00
    Я мыслю, следовательно, я не утону.
    пп
  • petrpospelov· 2010-02-12 12:26:16
    И ты пп?
    пп
  • bf· 2010-02-12 12:31:06
    Ладно, я – пс.
  • n-voice· 2010-02-12 13:21:32
    мне вчера с перепою показалось, что рожа на яранге справа -моя (у меня такая бывает с перепою). Но, к счастью, Боря меня успокоил, что это - Виттгенштейн.
  • pv· 2010-02-12 18:56:56
    "романтизм сегодня и романтизм в XIX веке — это два разных романтизма, потому что изменились мы сами. Это отнюдь не риторика: когда меняются слушатели, реально меняется и произведение, поскольку оно не текст, не сумма исполнений, а сумма коммуникативных актов" — сначала, уже далеко от нас, был Романтизм, потом, у нас "пошла" романтика (бардовских костров под гитару и дач музсекретарей под звон)... был когда-то и Роман, очень давно, но ведь был, а у нас книги всё больше любили-писали, дописались до дашковых вот... была ведь и Симфония (у Бетховена, у Вана, подсказывают музыкоеды, впрочем и СС с ДД поддакивают, с намёком), а мы контравангардировались взад и пришли к пошлой телекиномотине (Шаинский, говорят, симфонии писал, а Слонимский так и вовсе профипоним)

    ждём следующей серии :)
  • whatagain· 2010-02-17 14:27:42
    "Определение музыки как совокупности коммуникативных актов не годится для чаемого ВИМом сакрального пространства (в истории представленного грегорианикой или знаменным распевом) — ведь там нет функции слушателя, конечного звена технологической цепочки"

    слушатель там очень даже есть, только он не сидит, а непосредственно участвует, поэтому и назвать его "слушателем" нельзя. А конечное звено (Альфа и Омега) там тоже есть.
  • bf· 2010-03-03 14:27:33
    <<только он не сидит, а непосредственно участвует

    ну это вот и значит, что он не слушатель, а нечто другое

    <<конечное звено (Альфа и Омега) там тоже есть.

    альфа-и-омега тут мало того что есть – оно как раз является адресатом, в отличие от композиторской музыки, где оно типа взирает на коммуникативный процесс откуда-то сбоку-припеку
  • tridi· 2010-03-12 21:37:41
    Откр. 21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

    Откр. 21:7 Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

    Откр. 21:8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая.

  • bf· 2010-03-12 23:17:35
    альфа-и-омега
    гассет-и-ортега
  • tridi· 2010-03-14 00:25:12
    боря-и-телега
    грязи-или-снега
  • pv· 2010-03-15 08:50:02
    борис-и-глеб
    ай-да-наобедт
Все новости ›