Четырнадцать ответов на семь вопросов
Ответ на вынесенный в заголовок вопрос становится все менее очевидным вне профессиональной среды. Поэтому OPENSPACE.RU обратился к 14 людям, не сомневающимся в своей принадлежности к композиторской профессии, и попросил объяснить, кто они такие. Для этого каждому было предложено рассказать следующее:1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?
На вопросы ответили:
Борис ФИЛАНОВСКИЙ
Александр МАНОЦКОВ
Виктор ЕКИМОВСКИЙ
Александр ЖУРБИН
Сергей НЕВСКИЙ
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
Владимир МАРТЫНОВ
Павел КАРМАНОВ
Петр ПОСПЕЛОВ
Ольга РАЕВА
Ефрем ПОДГАЙЦ
Алексей ШМУРАК
Владимир РАННЕВ
Антон БАТАГОВ
Борис ФИЛАНОВСКИЙ, Санкт-Петербург
К вопросам
Борис Филановский
2. Видимо, перекос воли в сторону покоя. Или счастья.
3. Боюсь, что да. Только специальное образование — это не консерваторские корочки. Это профессиональное отношение к звуковой организации времени. А место, где оно обретено, может быть самым неожиданным. Например, консерватория.
4. Отдельно в России — точно нет. Можно только в мире в целом — поэтому очень важно стирание границ. Есть композиторы, которые думают, что от этого они перестанут быть русскими композиторами, но на самом деле они боятся, что от тотальной открытости критерии внутри России изменятся и окажется понятно, что они, эти композиторы, так себе. Пока что национальные границы дают им частичный иммунитет: это, мол, такая русская специфика.
5. Лично я стремлюсь. Для меня важно получать деньги именно за сочинение. Попробую объяснить от противного. Когда деньги не важны, сочинение неизбежно превращается в хобби; само по себе это не хорошо и не плохо, но влечет за собой внутреннюю маргинализацию. Мол, я пишу для себя, в стол, ну или для друзей — но когда-нибудь меня оценят. Нет, времена изменились: сегодня если не оценивают при жизни, то потом не оценят тем более. Но и это не хорошо и не плохо; только вот если делание не имеет общественного выхода (показателем чего являются в том числе и деньги), рискуешь замкнуться в своем делании, а вот это безусловно плохо. Так что деньги — метафора обратной связи.
6. Я всю сознательную жизнь зарабатывал музыкальной журналистикой, но всегда воспринимал и продолжаю воспринимать ее не просто как нечто второстепенное, но как второсортное. Наверное, потому, что у меня очень жесткая самоидентификация: первый пункт опросника я осознаю как ядро своей личности. Не знаю, хороша эта негибкость или плоха.
7. Эскизы всегда на бумаге, начисто на компьютере.
Александр МАНОЦКОВ, Москва
К вопросам
Александр Маноцков
и понимает, что сопричастен этому устроению. И в этом есть и закон, и свобода. Пожалуй, это для меня определяет данную профессию.
2. Специфика есть — мы одна из тех стран, где такая профессия вообще есть и не в таком уж загоне. Еще специфика в том, что у нас сильная традиция, школы, и, попадая на питательную почву — западную, например, — мы легко приживаемся. Ну, понятно, что еще специфика в отживших каких-то вещах, с которыми принято вести ожесточенную словесную войну — но мне кажется, они сами отвалятся скоро, если не чесать.
3. Специальное образование совершенно необходимо — и оно продолжается всю жизнь. Хотя у меня, например, почти не было опыта учебы «в заведении». Но учителя необходимы — и не только поговорить о вечном. Много подробных ремесленных вещей без преподавателя осваивать неудобно.
4. Я вот живу. Я не очень исполняемый композер, но процентов пятьдесят моих доходов все же составляют деньги за музыку, которая не «музыка к...», а самостоятельные работы. Хотя в России это вообще труднее, чем на Западе, — у нас проще заработать киномузыкой, правда, и за нее часто платят очень мало, особенно в хороших фильмах.
5. Я к этому более-менее стремлюсь, уже давно отказываюсь от заработков, не связанных с чисто композиторской работой.
6. Альтернативные источники — ну, многие журналистикой какой-то занимаются. Еще можно брать деньги за мастер-классы, я иногда беру. Еще можно быть каким-нибудь худруком-куратором и т.п. Например, сейчас у меня есть такой паракомпозиторский проект — я изобретаю народную музыку несуществующего детского народа в проекте Филиппа Бахтина «Страна Детей», разрабатываю звукоряды, оркестры, методику и т.п. Некоторые подрабатывают оркестровками для попсовиков.
7. Я записываю на бумаге и на компьютере — когда как удобно, смотря по обстоятельствам. «Медиум» на меня не особо влияет. Набросок удобно делать в нотном молескине — жаль, их не делают с мелкими, «партитурными» линейками, алеаторику всякую удобнее рисовать руками.
Виктор ЕКИМОВСКИЙ, Москва
К вопросам
Виктор Екимовский
2. Есть. В настоящее время у нас громадное количество дилетантов и графоманов, без зазрения совести называющих себя композиторами.
3. Обязательно. Как и для всех других видов творческой деятельности.
4. Удается это немногим подлинно великим или кого толпа признает великим.
5. В наших условиях к этому стремиться практически бесполезно. Но в культурном обществе это должно быть a priori.
6. Близкие к основному ремеслу профессии — педагог, дирижер, исполнитель, редактор и т.п.
7. Исключительно на бумаге. Сочинение — это таинство, а не работа пальцами и кнопками. После завершения произведения иногда переписываю на компьютер.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:50
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3447338
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897656
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781975
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758522
- 8. Коблы и малолетки 740804
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402951
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370380
- 12. ЖП и крепостное право 345037
Некоторые композиторы ответили абсолютно неинтересно (КАРМАНОВ,ПОДГАЙЦ,БАТАГОВ), порадовали Невский, Шмурак, Раева, Журбин, но всё-же стоит признать, что вопросы могли бы быть более содержательными.
Лучше бы они музыкой порадовали... Но это им, увы, не грозит. Сопротивление материала, блин...
2. Есть ли у нее российская специфика? - Есть, если композитор мыслит, чувствует и любит по-русски.
3. Обязательно ли для нее специальное образование? - Да, необходимо учиться чему-нибудь и как-нибудь, даже из-под палки. Но испытывать необъяснимый священный трепет и любовь от свободного музицирования - с младых ногтей.
4. Можно ли на нее прожить? - Нет, но после смерти - это возможно)
5. Нужно ли к этому стремиться? - Нет, потому-что бесполезно, но бывают исключения (см. пункт 1)
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)? - Концертирование. Преподавание. Самоорганизация структур с последующим их гос.финансированием. Критика. Вообще - любая деятельность, если она не преступна (закапывание дара Божьего - есть преступление). Спонсоры. Удачная женитьба. Счастливое рождение. Ангелы хранители.
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере? - На бумаге и кладу их в стол). Но переведённое в цифру размещаю на общедоступных ресурсах)
Это - тайна, даже для него самого)
Хотите начать дискуссию на тему "Они не умеют писать музыку, потому что если бы умели, я бы слышал тональность"? По моему уже это надоело, я понимаю, что каждый малообразованный человек не любит тех, кто чуть более развит, но всё-таки, может хватит поливать грязью тех, до кого Вы даже не "доросли" (кстати, должно быть стыдно, учитывая что Вы старше и у Вас было больше времени для изучения истории музыки)? Вам и правда не грозит понять их музыку, Вы слегка забыли в каком веке Вы живёте. Если что, уже двадцать первый век и пошёл тринадцатый год этого века.
P.S. Вы забыли влючить в ваш "список хренникова" Раеву, я её указал, но Вы видимо даже не слышали её произведения, увы.
К кому у вас вопрос?
//... вопросы ваши банальные, скучные и простите, старопердунские. попросили бы нас - мы бы вам наковыряли вопросов поживее. успехов, обращайтесь)//
Заступлюсь за Екатерину Бирюкову: у женщин, у детей, у гениев - могут быть самые различные вопросы и, в том числе - банальные и даже идиотские. А вот ответы на них могут быть самыми блестящими и сногсшибательными. Или - бездарными. Мне так кажется, что вопросов умных - вообще не может быть. Умный вопрос неинтересен, т.к. он предполагает очевидный ответ)
У меня просьба к вашей младопердунской компании: наковыряйте, пожалуйста, живых вопросов. Считайте, что исполняю вашу просьбу и обращаюсь к вам: семи вопросов будет достаточно для того, чтобы их уровень сопоставить с вопросами Екатерины Бирюковой. Желаю успехов)))
1.ЭПОХА НЕКОМПОЗИТОРОВ /ЭПОХА НЕИСКУССТВА/ - как долго она продлится?
2.Что она оставит после себя - только ли продукты распада?
3.Каковы причины возникновения ЭПОХИ НЕИСКУССТВА?
4.Кому выгодно НЕИСКУССТВО? Кто - заказчик? Каковы цели? Когда эта эпоха началась? Существуют ли учредительные регламенты НЕИСКУССТВА?
5.Какими средствами руководители и представители НЕИСКУССТВА подавляют всё, что имеет отношение к ИСКУССТВУ?
6.Есть ли сегодня условия для существования СОВРЕМЕННОГО ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА?
7. Доколе?)
1) Что такое "ЭПОХА НЕКОМПОЗИТОРОВ /ЭПОХА НЕИСКУССТВА/" ?
2) Что такое "СОВРЕМЕННОЕ ПОДЛИННОЕ ИСКУССТВО?
3) caps lock ЖЕЛАТЕЛЬНО БЫ ВЫКЛЮЧИТЬ, ИНАЧЕ СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО вЫ НЕВРАСТЕННИК И У вАС ИДЁТ ПЕНА ИЗО РТА!
Я очень долго искал материалы в интернете по запросам на подобии "критика русских консерваторий",но так ничего и не нашел. А жаль. А знаете почему? Потому что за последние 5 (!!!) лет в Москве и Петербурге я наблюдаю за черной расклейкой (исключительно показатель народного интереса) и только 2-3 раза увидел афиши с концертами современных композиторов, одним из которых, черт побери, оказался я.
Но я хочу привести лишь к одному - только САМООБРАЗОВАНИЕ сегодня сможет позволить вам стать классиком при жизни, стать композитором, которого при жизни будут любить не сотни и тысячи, а миллионы. Как, например, любит весь мир Энауди, Сакамото и остальных молодцов.
Удачи!
//3) caps lock ЖЕЛАТЕЛЬНО БЫ ВЫКЛЮЧИТЬ, ИНАЧЕ СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО вЫ НЕВРАСТЕННИК И У вАС ИДЁТ ПЕНА ИЗО РТА!//
- Зачем же так срываться и бесконтрольно нажимать Shift?)
Если представим себе прямую линию с нанесенными на неё тремя точками, которые будут обозначать:
крайняя слева точка - наивную, даже примитивную пра-музыку, к примеру, из одного всего лишь звука или из архаичной трихордовой монодии;
по центру - обозначим точкой на линии - музыку Моцарта;
а крайняя справа точка - будет представлять сложнейший или изощреннейший (пост)авангардизм, практически уходящий от фиксированного или вообще какого-либо звука - в незвук...
Тогда выяснится, что самой исполняемой и любимой для людей с хорошим и здоровым вкусом - будет музыка гармонических пропорций, где парадоксально соединяются - простое со сложным, и всё со всем, что присуще человеку, без перегибов - например, в сторону интеллектуализма.
И архаическая музыка - тоже найдёт своего слушателя, но не станет мерилом качества, образца, живой классической формулой.
И, наконец, язык переусложнений - смысловых, каких угодно - он будет интересен лишь совсем немногим...
Отсюда, на мой взгляд, следует вывод - осознанно устремиться к гармоничной простоте. Возможно, - через наив. Но ни в коем случае не продолжать движение в сторону намеренных усложнений (смысловых в том числе).
//кто может сочинять и кто достаточно развит, образован и кто не остановился на Прокофьеве (да простит он меня)//
А Прокофьев-то как-раз это и есть новая гармоническая пропорция (срединная точка), описывающая человека - целиком, во всём его объёме и излагающая всё с Божественной простотой.
/Из афоризмов tridi/
ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - кажется, она перестаёт существовать. То есть, на смену миру, выстроенному ИЕРАРХИЧЕСКИ, приходят НИШИ-СУВЕРЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА, независимые от ЕДИНОЙ ИЕРАРХИИ. Именно они могут снять напряжение, которому сегодня подвергается ОБЩАЯ "ИСТОРИЧЕСКАЯ" КОНСТРУКЦИЯ. Её распирает от невозможности БЫТЬ И ИМЕТЬ ЕДИНУЮ ГЛОБАЛЬНУЮ ИДЕОЛОГИЮ, ЕДИНЫЕ РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ.
Человек должен получить право, по своему выбору, существовать-проживать в различных СУВЕРЕННЫХ НИШАХ-МИРАХ и право свободно передвигаться по ним.
НОВОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ может быть применимо в области мировой политики,
в экономике, в науке, в искусстве - во всём.
Например, в искусстве - не выяснять иерархические предпочтения, не противопоставлять новое старому, не стремится подчинить себе, а создавать СУВЕРЕННЫЕ НИШИ.
Например - НИША МОЦАРТА и всё, что будет иметь к этому ВРЕМЕНИ-ПРОСТАНСТВУ хоть какое-то отношение. Вплоть до ложек, вилок и постельных принадлежностей, которыми пользовались в его время. Но сюда же будут включаться любые влияние, которые когда-либо оказывал Моцарт, в любые времена. Ниша - не застывшая, а постепенно разрастающаяся до КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ.
Это ДОМ ДЛЯ ДУШИ И ЕЁ ПРОЖИВАНИЯ.
Рождение НИШ С ЦЕНТРАМИ ПРИТЯЖЕНИЯ, С ЯДРАМИ, которые будут обрастать инициативами и воплощениями, и разрастаться. Кому-то, например, интересна НИША НОВОВЕНЦЕВ и человек захочет жить в этом пространстве и развивать его...
Но человек может существовать и в нескольких нишах параллельно или последовательно. Могут появляться НИШИ-МИКСТЫ или СОЗВЕЗДИЯ НИШ... Главное, что НИКТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТ СВОЁ ПЕРВЕНСТВО ИЛИ ВОЛЮ.
А кто-то может начать создавать НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НИШИ, выращивая их из добровольного объединения индивидумов. У ниш будут свои конституции и способы функционирования. Но все индивидуумы будут в них - НЕЗАВИСИМЫМИ, СУВЕРЕННЫМИ.
P.S.
Это всего лишь набросок, черновик или незастывшая лава со шлаками - поэтому приношу свои извинения за всё, что здесь покажется сплошной глупостью)
/Из афоризмов tridi/
многожурчание журбина угнетает
то, что Вы говорите о нишах - странно, потому что никогда не бывает такого, что одни не навязывают свиох взглядов другим, вопрос лишь в отношении к этому процессу
для Арсений Трофим:
композиторский дар - это изначально необходимое условие, но образование просто необходимо, поскольку оно воспитывает (в идеальном случае) отношение к профессии и к миру; кроме того, оно даёт нужное направление для дальнейшего самообразования
а тот факт, что наша современная музыка иногда сильно удивляет слушателя - это следствие того, что в обыденном сознании советского человека (а именно таковыми мы пока являемся) современая музыка ассоциируется с чем-то чужеродным
вот эту тенденцию и надо преодолевать композитору
Вы правы - Сальери несравненно более великий композитор, чем Моцарт)
Правы и в том, что обязательно найдутся люди, которые будут навязывать своё, как вы с "обыденным сознанием советского человека" и с "современной музыкой, которая ассоциируется с чем-то чужеродным")
Скучно и банально это всё - по-сальеревски)
P.S.
А о СУВЕРЕННЫХ НИШАХ - действительно есть вероятность их захватов в корыстных, "вирусных" целях. Значит, Касперский и в будущем не останется без работы)
Вы опять неверно поняли то, что я пытался донести: говорил я исключительно о том, что восприятие консервативно, и не всегда современная музыка оправдывает ожидания восприятия
а если я не наяжу своё, то, скажите, а в чём тогда смысл творчества?
Композитор может быть барометром общества.
Например, Российская империя была барометром традиции и обновления. И все было - высочайшего уровня: Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Рахманинов и Стравинский, Черепнин, Прокофьев, Мясковский. Какой смысл было ниспровергать этот культурный уклад? По инерции мы ещё получили Шостаковича, Хачатуряна, Щедрина, Чайковского, Буцко, Шнитке... Но заметно уровень стал снижаться. Так было и в Германии... А сегодня мы ничего не имеем. И в Европе и в Америке в том числе.
Почему? Исчезло имперское восприятие. Исчезла самобытность. На смену им пришла глобализация - интернациональное мировосприятие, отрицающее традиции.
и потом, откуда Вы взяли. что традиция, заложенная перечисленными Вами композиторами, исчезла?
Елси Вы так защищаете традицию, то сочинение музыки - это наилучший метод; только не забудьте одно: времена меняются, а с ними меняется и эстетика
Одно дело знать, другое - высказывать)
Всемирная Великая Традиция - прозрачна: нельзя выдать шарлатанство за шедевр.
Гуманистична и плодотворна - с качеством на века.
А деятельность вне Традиции - сплошная манипуляция сознанием, эпатаж и псевдоновизна, и однодневки опусы-пузыри, и тотальная агрессивная самореклама...
И всё - ради управления людьми. За что, собственно и финансируется)
Полюбил я tridi.
Похоже и вы все его любите.
И хорошо.
Люди нынче разучились друг друга искренне хвалить.