Четырнадцать ответов на семь вопросов
Ответ на вынесенный в заголовок вопрос становится все менее очевидным вне профессиональной среды. Поэтому OPENSPACE.RU обратился к 14 людям, не сомневающимся в своей принадлежности к композиторской профессии, и попросил объяснить, кто они такие. Для этого каждому было предложено рассказать следующее:1. Что определяет профессию композитора?
2. Есть ли у нее российская специфика?
3. Обязательно ли для нее специальное образование?
4. Можно ли на нее прожить?
5. Нужно ли к этому стремиться?
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)?
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере?
На вопросы ответили:
Борис ФИЛАНОВСКИЙ
Александр МАНОЦКОВ
Виктор ЕКИМОВСКИЙ
Александр ЖУРБИН
Сергей НЕВСКИЙ
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
Владимир МАРТЫНОВ
Павел КАРМАНОВ
Петр ПОСПЕЛОВ
Ольга РАЕВА
Ефрем ПОДГАЙЦ
Алексей ШМУРАК
Владимир РАННЕВ
Антон БАТАГОВ
Борис ФИЛАНОВСКИЙ, Санкт-Петербург
К вопросам
Борис Филановский
2. Видимо, перекос воли в сторону покоя. Или счастья.
3. Боюсь, что да. Только специальное образование — это не консерваторские корочки. Это профессиональное отношение к звуковой организации времени. А место, где оно обретено, может быть самым неожиданным. Например, консерватория.
4. Отдельно в России — точно нет. Можно только в мире в целом — поэтому очень важно стирание границ. Есть композиторы, которые думают, что от этого они перестанут быть русскими композиторами, но на самом деле они боятся, что от тотальной открытости критерии внутри России изменятся и окажется понятно, что они, эти композиторы, так себе. Пока что национальные границы дают им частичный иммунитет: это, мол, такая русская специфика.
5. Лично я стремлюсь. Для меня важно получать деньги именно за сочинение. Попробую объяснить от противного. Когда деньги не важны, сочинение неизбежно превращается в хобби; само по себе это не хорошо и не плохо, но влечет за собой внутреннюю маргинализацию. Мол, я пишу для себя, в стол, ну или для друзей — но когда-нибудь меня оценят. Нет, времена изменились: сегодня если не оценивают при жизни, то потом не оценят тем более. Но и это не хорошо и не плохо; только вот если делание не имеет общественного выхода (показателем чего являются в том числе и деньги), рискуешь замкнуться в своем делании, а вот это безусловно плохо. Так что деньги — метафора обратной связи.
6. Я всю сознательную жизнь зарабатывал музыкальной журналистикой, но всегда воспринимал и продолжаю воспринимать ее не просто как нечто второстепенное, но как второсортное. Наверное, потому, что у меня очень жесткая самоидентификация: первый пункт опросника я осознаю как ядро своей личности. Не знаю, хороша эта негибкость или плоха.
7. Эскизы всегда на бумаге, начисто на компьютере.
Александр МАНОЦКОВ, Москва
К вопросам
Александр Маноцков
и понимает, что сопричастен этому устроению. И в этом есть и закон, и свобода. Пожалуй, это для меня определяет данную профессию.
2. Специфика есть — мы одна из тех стран, где такая профессия вообще есть и не в таком уж загоне. Еще специфика в том, что у нас сильная традиция, школы, и, попадая на питательную почву — западную, например, — мы легко приживаемся. Ну, понятно, что еще специфика в отживших каких-то вещах, с которыми принято вести ожесточенную словесную войну — но мне кажется, они сами отвалятся скоро, если не чесать.
3. Специальное образование совершенно необходимо — и оно продолжается всю жизнь. Хотя у меня, например, почти не было опыта учебы «в заведении». Но учителя необходимы — и не только поговорить о вечном. Много подробных ремесленных вещей без преподавателя осваивать неудобно.
4. Я вот живу. Я не очень исполняемый композер, но процентов пятьдесят моих доходов все же составляют деньги за музыку, которая не «музыка к...», а самостоятельные работы. Хотя в России это вообще труднее, чем на Западе, — у нас проще заработать киномузыкой, правда, и за нее часто платят очень мало, особенно в хороших фильмах.
5. Я к этому более-менее стремлюсь, уже давно отказываюсь от заработков, не связанных с чисто композиторской работой.
6. Альтернативные источники — ну, многие журналистикой какой-то занимаются. Еще можно брать деньги за мастер-классы, я иногда беру. Еще можно быть каким-нибудь худруком-куратором и т.п. Например, сейчас у меня есть такой паракомпозиторский проект — я изобретаю народную музыку несуществующего детского народа в проекте Филиппа Бахтина «Страна Детей», разрабатываю звукоряды, оркестры, методику и т.п. Некоторые подрабатывают оркестровками для попсовиков.
7. Я записываю на бумаге и на компьютере — когда как удобно, смотря по обстоятельствам. «Медиум» на меня не особо влияет. Набросок удобно делать в нотном молескине — жаль, их не делают с мелкими, «партитурными» линейками, алеаторику всякую удобнее рисовать руками.
Виктор ЕКИМОВСКИЙ, Москва
К вопросам
Виктор Екимовский
2. Есть. В настоящее время у нас громадное количество дилетантов и графоманов, без зазрения совести называющих себя композиторами.
3. Обязательно. Как и для всех других видов творческой деятельности.
4. Удается это немногим подлинно великим или кого толпа признает великим.
5. В наших условиях к этому стремиться практически бесполезно. Но в культурном обществе это должно быть a priori.
6. Близкие к основному ремеслу профессии — педагог, дирижер, исполнитель, редактор и т.п.
7. Исключительно на бумаге. Сочинение — это таинство, а не работа пальцами и кнопками. После завершения произведения иногда переписываю на компьютер.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:50
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452026
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343515
- 3. Норильск. Май 1269132
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897816
- 5. Закоротило 822343
- 6. Не может прожить без ирисок 783402
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760246
- 8. Коблы и малолетки 741445
- 9. Затворник. Но пятипалый 472435
- 10. ЖП и крепостное право 408080
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403705
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371006
Некоторые композиторы ответили абсолютно неинтересно (КАРМАНОВ,ПОДГАЙЦ,БАТАГОВ), порадовали Невский, Шмурак, Раева, Журбин, но всё-же стоит признать, что вопросы могли бы быть более содержательными.