ДМИТРИЙ ДЕЙЧ и МИХАИЛ СЕРЕБРЯНЫЙ неторопливо поговорили о синтетическом произведении искусств эпохи барокко и «культурной революции» рубежа XVIII–XIX веков
Михаил Серебряный — ученый, музыкант, системный аналитик, генеральный директор компании Data X / FLORIN, владелец и продюсер российского звукозаписывающего лейбла Caro Mitis, основатель оркестра Pratum Integrum.
Дмитрий Дейч: Недавно я заметил, что не могу больше слушать романтиков, особенно поздних: эта музыка представляется мне безнадежным анахронизмом, причем на каком-то первобытном, бессознательном уровне. То, что прежде было верным, уместным, исполненным силы — Брамс, Чайковский, Рахманинов, — сегодня кажется фальшивым и даже в самом современном исполнении звучит как заезженная патефонная пластинка.
Читать!
В чем причина такого «сдвига»? Вероятно, для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что представляли собой люди эпохи барокко…
Михаил Серебряный: С одной стороны, это люди искусства, одаренность которых не умещается в привычных рамках: Телеман, Рудбек-старший... С другой стороны, те, для кого писалась музыка: слушатели, способные моментально уловить смысл произведения того или иного жанра, «носители» барочного культурного контекста.
Отличие этих людей от «работников умственного труда» новейшей истории — в глубочайшей внутренней свободе и полном отсутствии барьеров. При этом все они были глубоко и светло верующими людьми, чувствующими прямое участие Божьего провидения в повседневной жизни.
Личность раскрывалась и реализовывала себя зачастую в диаметрально противоположных (по современным понятиям) сферах деятельности: скажем, первооткрыватель лимфатической системы человека Олаф Рудбек-старший занимался языкознанием и сочинением музыки, успевая среди прочего руководить Уппсальским университетом.
Георг Филипп Телеман на фоне колоссальной композиторской деятельности произвел революцию в нотопечатании, внес важнейший вклад в законодательство об авторских правах, практиковал как юрист, участвовал в муниципальном управлении и на протяжении многих лет был ревностным и весьма продвинутым коллекционером тропических растений.
Подобных примеров много. Важно понять, что для большинства этих людей разнообразие деятельности не было подобно наличию «основной профессии» и «хобби» в современном понимании: они умели реализовывать себя в каждой из сфер приложения сил. Некоторые из них получили посмертную известность прежде всего в «не основной» области деятельности. Ты наверняка знаешь канонические Брокес-пассионы, музыку к которым писали и Гендель, и Телеман, и другие композиторы барокко, в то время как Брокес по «основной профессии» был врачом и анатомом, автором многих научных работ. Сама многогранность творческой личности не была чем-то необычным (тем более никогда не была самоцелью) — скорее правилом.
Дейч: Итак, личность эпохи барокко — сад искусств и умений. Я неслучайно использую эту метафору: символика сада, по-моему, имеет большое значение для понимания эпохи.
Серебряный: В контексте барокко имеет смысл говорить не о символике сада, а об аллегоричности этого понятия. Аллегория — один из ключевых элементов эпохи. Неслучайно подлинной кульминации и феерического блеска «садовое строительство» достигло именно в эту эпоху и никогда более не приближалось к подобному уровню.
Если для европейской культуры фундаментальная аллегория сада восходит к Эдему (Райскому саду), то в Восточной Азии сад являет собой совокупность важнейших символов и средоточие традиций.
Гармония элементов и примирение стихий райского сада трансформировались к эпохе барокко в отношение к Cаду как синтетическому произведению искусств (Gesamtkunstwerk), объединяющему античные архитектурные формы, аллюзии из классической мифологии и истории, эзотерические легенды, сложные и прихотливые геометрические формы, и прочая, и прочая.
От Ренессанса до эпохи барокко прослеживается тенденция смены подхода к устройству садов. Монастырские, строго утилитарные сады (непосредственные прототипы так называемых медицинских садов — садов лекарственных растений, horti medici — и коллекций пищевых и ароматических растений XVII—XVIII веков) последовательно сменялись геометрическими (формальными) и, наконец, ландшафтными садами (середина XVIII века).
Невероятного, воистину революционного развития достигла в эпоху барокко садовая архитектура. Этому способствовали задачи внести как можно больше движения в формы и элементы (фонтаны, каскады и т.п.); сконцентрировать внимание в «тайне мироздания» (через театральные и живописные эффекты, специальную машинерию, причудливые перспективы и ошеломляющие углы зрения); объединить парк и дворец в единое целое.
Одним из главных отличий «садового барокко» от «садового Ренессанса» архитекторы полагают проявление ироничности в садовом искусстве, создание собственной мифологии — особых систем символов и аллегорий эстетического порядка. Элемент интеллектуальной игры был одним из доминирующих, зачастую проявляясь в обыгрывании классических скульптур/сюжетов и издевательстве над Серьезностью.
Чрезвычайно важным аспектом барочного садоустройства были эффектные приемы, позволяющие музицировать на пленэре в различных составах — от малых ансамблей до оркестров.
Масштаб
Читать!
Дейч: Каким же образом эта аллегория находит себя в музыке?
Серебряный: Понятие Hortus musicus, бытовавшее в барочной культуре, имеет прямое отношение к аллегории сада. Один из лучших органистов эпохи барокко Иоганн Адам Рейнкен, опубликовавший цикл Hortus musicus в 1688 году, оказал заметное влияние не только на И.С. Баха, обессмертившего это произведение в клавесинных транскрипциях, но и на Букстехуде и Винсента Любека.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 19004134
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6957070
- 3. Норильск. Май 1293908
- 4. ЖП и крепостное право 1117573
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907163
- 6. Закоротило 837317
- 7. Не может прожить без ирисок 832889
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791379
- 9. Коблы и малолетки 766525
- 10. Затворник. Но пятипалый 508285
- 11. «Роботы» против Daft Punk 451871
- 12. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 442368
Один маленький комментарий: Версальский парк (или сад, называйте, как хотите, но уж больно здоровый сад) -- это пример классицистского, а не барочного парка. Нет под рукой книжки академика Лихачева "Поэзия садов", где есть замечательное замечание, смысл которого сводится к тому, что барокко и классицизм во Франции существовали параллельно, что (по Лихачеву) есть пример усложнения мировосприятия, с этого времени способного мыслить параллельно в двух эстетических моделях. Кстати, победа Клода Перро над Бернини в архитектурном конкурсе на восточный фасад Лувра является хрестоматийным фактом поражения барокко и победы классицизма во Франции. Восточный фасад Лувра и концепция планировки Версальского парка (не дворца) -- это декларации французского классицизма.
Вообще, в определениях барокко в разных сферах художественной деятельности -- архитектуре, пластике и (несколько запоздалая российская мода) музыке -- существует чудовищная путаница.
Начиная читать этот диалог я надеялся, что собеседники распутаются, но они опять все запутали.