Из чего должна быть изготовлена декорация, чтобы она стоила миллион евро?

Оцените материал

Просмотров: 12496

Сколько стоит опера?

Екатерина Бирюкова · 01/12/2011
ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА выясняла, почему этот вопрос считается неприличным

©  Юлия Якушова / OpenSpace.ru

Сколько стоит опера?
Производство оперного спектакля — сложная фабрика, недешевая, все больше сравнимая с киноиндустрией. Но если в кино размер бюджета всегда гордо выставлен напоказ, то в оперном процессе это такая стыдливо умалчиваемая сумма, о которой не принято говорить вслух, потому что «дело не в деньгах, а в таланте».

Имеется в виду, конечно, российский контекст. Международный — совсем другое дело. И о том, что, скажем, Зальцбургский фестиваль этим летом заработал на билетах 24 млн евро, деловито и не стесняясь сообщает ведущий оперный журнал Opernwelt.

Впрочем, заработки классической музыки — это вообще отдельная тема, довольно фантастическая для нашей традиции. Но даже вопрос о том, сколько стоил тот или иной оперный спектакль, у нас считается неприличным и вызывает то ли испуг, то ли смущение. В результате сложно отделаться от ощущения, что российский оперный бюджет — это не набор необходимых ингредиентов, а очень непрозрачная цифра, вмещающая в себя распилы и навары, производственные накладки и перекосы планирования.

Суммы, затрачиваемые на оперные постановки, между тем очень разные. Это может быть три миллиона рублей, полмиллиона евро, миллион, несколько миллионов. По крайней мере людская молва приписывает Большому театру рекордные бюджеты и в два, и в четыре миллиона евро. Но в диктофон никто ничего не скажет.

Например, сколько стоит новый «Руслан»? Я спрашивала об этом директора Иксанова на пресс-конференции и режиссера Чернякова — в частной беседе. Нет ответа. И я даже готова поверить, что по крайней мере второй из них ответа действительно не знает и не хочет знать. В Министерстве культуры без энтузиазма сообщают, что могут назвать только ту сумму, которую они выделяют на постановку, но театр обычно к ней что-то добавляет, привлекает спонсорские средства и т.д.

Михаил Фихтенгольц, руководитель отдела творческого планирования и в прошлом автор OPENSPACE.RU, по дружбе рассказал, что в том, что касается гонораров солистам, «в Большом театре есть фиксированные ставки для штатных солистов, с приглашенными система более сложная, как и в любом другом театре. Дальше вдаваться в подробности не буду». Но успокоил, что «на область оперы такое понятие, как “заоблачные гонорары”, не распространяется. Оно появилось благодаря стадионным гала-концертам, которые начались со времен “трех теноров”. Эти бесконечные гала — как в закрытых залах, так и open air — вот это действительно большие деньги. В каждом театре существуют фиксированные ставки, выше какой-то цифры там не прыгают. Насколько мне известно, максимальный гонорар в Метрополитен — 15 тысяч долларов. Ковент-Гарден, Ла Скала тоже не платят заоблачных денег. Есть театры с очень славным именем, которые предлагают достойные гонорары, но не более того. Люди едут туда работать за престиж».

Вообще, цена за певца (речь идет не о тех, кто сидит на зарплате, а о приглашаемых на конкретную постановку, что практикуется как минимум в театрах класса А) — это очень тонкая материя, которая, как объясняет Фихтенгольц, зависит от многих факторов: «Все певцы по-разному предпочитают зарабатывать деньги. Некоторые готовы ради интересного предложения или работы в любимом театре иногда согласиться на небольшой гонорар. Или согласиться на такой ради той роли, о которой давно мечтали. Есть певцы, которые принципиально поют только в знаковых театрах, для них важна эта высшая лига — “Мет”, Ковент-Гарден, Парижская опера. Есть люди, которые готовы петь где угодно за стабильный гонорар, ни копейки меньше. Они согласны выступать не так часто, но ниже определенной суммы разговоров не ведут».

Вторая затратная составляющая оперного спектакля — декорации и костюмы. Тут-то, как считается, и происходит взбивание цены.

Директор Рижской оперы Андрей Жагарс: «Я слышал, в Москве суммы очень большие. Москва вообще дороже других городов, и в этой сфере тоже. Если декорации делаются не в самом театре, а в частных мастерских, то, я думаю, идут очень большие расходы на их изготовление. Приглашенные солисты, я думаю, тоже считают, что Москва большой город, один из самых дорогих в мире, это же не секрет. И агенты и продюсеры, которые работают с мировыми исполнителями, сразу большую ставку ставят.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • kostikov· 2011-12-02 01:38:18
    СМЕРТЬ БОГОВ???
  • Rheingold· 2011-12-02 09:04:57
    ну, такие критики-счетоводы только смерть богам могут сулить...в чужие кошельки лезет, а названия адекватно перевести не смогла...буууу...
  • tridi· 2011-12-03 12:57:55
    Гибель богов / Сумерки богов / Закат богов (Gotterdammerung) — опера Рихарда Вагнера в 3-х действиях с прологом. Четвертая часть тетралогии «Кольцо нибелунга». Норны, вещие пряхи судеб людей и богов, ткут нить жизни, но она рвется, предвещая близкую гибель.
    /Информационная справка/
  • tridi· 2011-12-03 13:01:36
    http://www.classic-music.ru/gibel.html
  • Polina Kuznetsova· 2012-02-08 06:00:30
    так это же Жагарса реплика о смерти богов... может это именно он так и сказал, подзабыл латыш русский, а вы тут умничаете ))
Все новости ›