Спектакль очень красив, но совершенно не стыдной, не вампучной красотой.

Оцените материал

Просмотров: 21659

Così fan tutte Теодора Курентзиса в Перми

Екатерина Бирюкова · 30/09/2011
Редкий случай, когда оперный спектакль, являясь эпохальным событием, не требует разговора о режиссерской концепции

Имена:  Вольфганг Амадей Моцарт · Теодор Курентзис

©  Антон Завьялов / Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского

Сцена из спектакля «Так поступают все женщины»

Сцена из спектакля «Так поступают все женщины»

​Первая оперная постановка под руководством нового худрука Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса имела оглушительный успех. В прямом смысле слова — со стадионными визгами, свистами и топаньем, которых отродясь тут не слышали и к которым, судя по всему, никто не был готов. Премьерных спектаклей осторожно запланировали всего четыре, все билеты были распроданы (причем цены на них за последнее время существенно подняты и бесплатные пригласительные для важных гостей отменены), а следующий раз спектакль будут давать только летом — пермяков приучают к системе stagione.

Оперу Моцарта Così fan tutte как-то даже язык не поворачивается тут называть в корявом отечественном переводе «Так поступают все женщины». Ничего привычно-отечественного, а уж тем более провинциального в этой продукции не найти. Новые амбиции пермского театра сразу демонстрирует буклет, сработанный по типу зальцбургского, где постановка оперы — это повод углубиться в самые разнообразные культурологические изыскания и просветительского, и научного свойства. Но сам по себе буклет ничего не смог бы доказать, если бы спектакль не демонстрировал, куда теперь придется летать за музыкальным перфекционизмом.

©  Антон Завьялов / Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского

Сцена из спектакля «Так поступают все женщины»

Сцена из спектакля «Так поступают все женщины»

Così — тот редкий в наше время случай, когда оперный спектакль, являясь вполне эпохальным событием, не требует в первую очередь разговора о режиссерской концепции. Как-то так исторически сложилось, что передового дирижера Курентзиса привыкли рассматривать (по крайней мере в нашей стране) в тандеме с передовым режиссером Черняковым. Что неправильно. Это два очень непохожих художника, глядящих в абсолютно разные стороны, которые периодически оттаптывали друг другу ноги в совместной работе то над «Макбетом» в Новосибирске, то над «Дон Жуаном» в Большом.

И вот в пермском Моцарте (в недалеком будущем там обещано поставить и остальные две оперы на либретто Да Понте — «Свадьбу Фигаро» и «Дон Жуана») Курентзис наконец полновластный хозяин происходящего. Официально это называется исторически информированным исполнительством. Но меньше всего это напоминает музей. Маэстро жонглирует эпохами и стилями, извлекая из Моцарта то ритуальный драматизм барочной оперы-seria, то романтическую зачарованность. При этом каждая нота и пауза выверены, каждый неожиданный контраст отмерен.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Insaria· 2011-10-01 07:39:15
    Вот так и будут проходить все спектакли Курентзиса: со всеми приглашенными звездами.Когда наконец в Перми поймут, что г-н Курентзис совсем не думает о родном театре, а занимается только собственной пиар-акцией, будет тоже самое что и в Новосибирске: финансирование исчезнет, и маэстро переедет. Скажем, в Хабаровск)) При этом утащив с собой многих приличных оркестрантов. Хотя музыкант все-таки он большой, и искушенной персмкой публике невероятно повезло.
  • laranau· 2011-10-01 20:06:10
    ПЕРМИ повезло - факт. Будем объективны: -г-н Курензис пиарит Моцарта, Рамо и великую музыку со всей страстью очень большого художника. Премьера моцартовской оперы в Перми - огромное художественное событие. А г-н Курензис -слуга, точнее -Рыцарь прекрасной Дамы- великой музыки. Поклон низкий всем, кто со-творил премьеру в Перми
  • tridi· 2011-10-02 23:18:58
    Делайте как-угодно, ставьте как-угодно! Только дайте послушать Моцарта)
Читать все комментарии ›
Все новости ›