ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ записал за легендарным клавесинистом его правила жизни
Имена:
Густав Леонхардт
© Getty Images / Fotobank
Густав Леонхардт
В рамках фестиваля Earlymusic с сольным органным концертом Петербург посетил Густав Леонхардт — клавесинист, органист, дирижер и музыковед, одна из ключевых фигур искусства ХХ века. Влияние Леонхардта на мировой музыкальный процесс огромно: отец-основатель HIP и застрельщик самой блистательной и самой результативной революции в истории исполнительского искусства, он еще в начале 1950-х вместе с
Николаусом Арнонкуром обозначил пути, по которым музыканты академической сцены продолжают двигаться и в начале третьего тысячелетия. Сегодня 83-летний Густав Леонхардт находится в великолепной физической и творческой форме, но с концертами выступает крайне редко и еще реже дает интервью. Ранним сентябрьским утром, накануне похода в Эрмитаж, король клавесина в виде исключения удостоил высочайшей аудиенции ДМИТРИЯ РЕНАНСКОГО, который на манер журнала Esquire записал его «правила жизни».
Я просто не мог не стать клавесинистом. Конечно, можно было повторить судьбу всех своих сверстников и в шесть лет начать учиться игре на рояле — но в том-то и дело, что у моих родителей дома стоял именно клавесин. Позднее я понял: все хорошее в жизни происходит исключительно по воле случая.
Нельзя сказать, чтобы в довоенной эпохе не было ничего хорошего. Скажем, каждый хороший оркестр звучал по-своему. Я немного тоскую по XVIII веку, когда собственное музыкальное лицо было не только у каждой страны, но и у каждого региона. Сегодня и в Англии, и в Японии Баха играют одинаково.
В юности различаешь только два цвета, черный и белый. Когда мне было шестнадцать и я слушал записи Ванды Ландовской, казалось, что лучше ничего и быть не может. Потребовалось несколько лет, чтобы понять, сколь примитивной была ее игра. Она производила впечатление на молодого мужчину, но не на юного музыканта.
Как и положено подростку, я был максималистом: я знал только то, что рояль — это плохо, а клавесин — хорошо. Ландовска играла на клавесине — и этого мне было вполне достаточно. Сейчас у меня даже язык не повернется назвать клавесином тот инструмент, за которым она записала все свои главные пластинки.
Читать текст полностью
Когда в 1950 году я приехал в Вену, один-единственный клавесинист обслуживал весь город. Как-то раз, заболев, он едва не сорвал исполнение Пятого Бранденбургского концерта Баха, в котором, как известно, весьма развитая клавирная партия. Тогда кто-то вспомнил о молодом голландце, по слухам, умеющем играть на клавесине. Вскоре мне предложили профессорский пост в Венской академии музыки. Мне едва исполнилось 24.
Я сердечно признателен техническому прогрессу за то, что он не наступил на полвека раньше срока. Самым счастливым временем в моей жизни были годы ученичества, проведенные в Вене: с семи утра до семи вечера я сидел в библиотеках и переписывал от руки старинные манускрипты — никаких Хerox, слава Богу, тогда и в помине не было. Я до сих пор считаю, что музыканта из меня сделали затраченные тогда мышечные и умственные усилия. Современная жизнь стала слишком легкой.
Дирижирование — самый высокооплачиваемый и самый легкий способ заниматься музыкой. Вам не нужно думать о том, как взять ту или иную ноту, не нужно тратить годы на развитие техники — чем более странными будут ваши жесты, тем более харизматичным вас будут считать. Как дирижер я выступаю не чаще двух раз в год — все-таки это слишком легкий хлеб.
Караяна я слышал еще совсем молодым и могу с уверенностью сказать: он не был хорошим дирижером даже в начале своей карьеры, не говоря уже о более позднем времени. Дело не в том, что его не любили музыканты, — гений и злодейство, как мы знаем, очень даже совместимы. Просто в действительности Караяна интересовало только одно — публика и ее порабощение. Положим, спина у него была и вправду очень эффектная. Ею он, собственно, и сделал себе карьеру. Но иметь красивую спину еще не значит быть хорошим музыкантом.
Я хорошо понимаю Арнонкура, полностью переквалифицировавшегося в дирижеры. Разумеется, он по натуре проповедник и за пультом чувствует себя комфортнее всего. Но вообще-то я подозреваю, что истинная причина смены его амплуа — ограниченность репертуара для барочной виолончели, с которой он начинал. Провести всю жизнь, водя взад-вперед смычком, — нелегкий удел. Дирижировать симфониями Брукнера, что и говорить, куда интереснее.
Демократия — главный враг искусства. После Великой французской революции средний уровень музыкальной культуры стал стремительно падать. Музыка, написанная в XIX веке, за редким исключением посредственна и примитивна.
Героизм Бетховена смешон. Его Девятая симфония — самое вульгарное сочинение во всей истории музыки. «Ода к радости» — квинтэссенция пошлости. Непостижимо, как гениальный композитор мог написать такое — ниже падать, по-моему, некуда. И еще этот ужасный текст! Хотя ре-мажорная тема финальной части отвратительна и сама по себе.
С возрастом интерес к крупным формам пропадает. Миниатюры Фробергера и Свелинка занимают меня сегодня куда больше опер Монтеверди и баховских пассионов.
Чувство ненависти во мне способно вызвать только звучание старинного фортепиано. Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на свете. Играя на нем, ты не чувствуешь живого отклика струны, ее биения. Да и сам звук какой-то расхлябанный. Вот клавесин — совсем другое дело.
Меломаны окончательно превратились в меломаньяков. Одних интересует только звучание различных инструментов, другие посвящают жизнь сравнению расшифровки украшений в партитах Баха и ordres Куперена. Отношения к музыке не имеет ни то, ни другое.
Сегодня вокруг старинной музыки я вижу и слышу больше разговоров, чем дела. Еще в восемнадцатом веке Форкре говорил: настоящий профессионал — тот, кто играет без репетиций, a prima vista. Нынче модно толковать об эстетике барокко и о том, что ее невозможно понять, не зная литературы и живописи. Контекст — штука полезная. Но сам я всегда предпочитал следовать более эффективному рецепту: внимательно смотреть в ноты, изучать трактаты и как можно больше заниматься.
Я действительно написал книгу о старинной архитектуре Амстердама. Правда и то, что дом, в котором живем мы с женой, был построен в 1617 году, а его интерьеры полностью соответствуют этому времени. Однако глупо было бы думать, что это как-то повлияло на мою игру.
{-tsr-}Современный человек не обязан понимать старинную живопись — он может разглядывать ее как обыватель. Музыкант находится в диаметрально противоположной ситуации. Он должен так воспроизвести произведение старинного композитора, чтобы современная публика могла бы разглядывать его, как старинную живопись.
Я не получаю удовольствия во время игры — скорее наоборот. Игра музыкантов, увлеченных процессом, чаще всего достойна лишь снисхождения. О каком удовольствии может вообще идти речь, когда столько сил тратится только на то, чтобы избежать фальшивых нот?
Я по сей день предпочитаю Alfa Romeo другим маркам автомобилей. Никогда бы не сел за руль, скажем, BMW: эта фирма была основана в 1913 году, а Alfa Romeo выпустили свою первую машину в 1910-м. Эти три года говорят о многом.
дальше можно не читать.
По поводу Караяна очень многие серьёзные музыканты говорят ровно то же самое, что и маэстро.
По поводу демократии и музыки есть аналогичные высказывания Арнонкура.
Брюзгливый и озлобленный? Да нет. Похоже, он просто так по-настоящему и не повзрослел, и это здорово.
А вот что, по-моему, действительно замечательно и уникально - так это его отношение к "удовольствию во время игры". Играет-то он превосходно! Так что пусть уж и поговорит заодно - и не такое мы терпели...
Спасибо!
Жестоковыйный старик, да.
Гениально
А можно читать. Я с ним совершенно согласен.
/Из афоризмов tridi/
/Из афоризмов tridi/
Бросать Бетховену упрёки в пошлости как-то прилично и солидно, а вот бедная Ландовская зачем под горячую руку клавесиниста (или всё-таки хитрое перо корреспондента?) попалась? Её до сих пор можно слушать, иногда интереснее звучит, чем у некоторых...
Вся закавыка в том, что - один медийный персонаж откровенничает о других медийных персонажах. Вот ругается в тексте дирижёрское искусство, как всё верно вроде... но дело в том, что у его критика тоже очень прямая аристократическая спина, и он также отлично киногеничен, как господин Караян или, ммм,.. Клайбер-младший.
Если дерзнуть задасться вопросом - а что есть в клавесинном искусстве самого голландского маэстро кроме этого, кроме медийности и телегеничности - как мы на него ответим?
Поставим его пластинку в полумраке музыкальной комнаты, удобно расположимся в кресле, и сможем сказать - да, вот это игра Леонхардта, да, вот по таким вот признакам она отличается от жужжания пишущей машинки, которое издают его негодные коллеги?
/Из афоризмов tridi/
А иметь мнение - может кто-угодно, только вопрос в качестве этого мнения.
Да, конечно, гении имеют право на ошибки, но и они - божественны))).
Николаусом Арнонкуром обозначил пути, по которым музыканты академической сцены продолжают двигаться и в начале третьего тысячелетия.//
- Ну надо же, как много всего понаделали Леонхард с Николаусом!))))))))))))))))))
Касательно Гульда - боюсь, что Вы заблуждаетесь. Какой бы он не был транслятор, он все равно гениален в своем транслировании. И как гений имеет право на любое мнение. И его мнение всегда будет интереснее, чем Ваше мнение о нем.
А ошибки гения не всегда божественны. Потому что гений- не бог, а человек.
Блестящий стиль, причём хватило всего трёх строчек - словом, шедевр)))
И потом, сначала научитесь правильно знаки препинания ставить, стилист.:))) по существу опять сказать нечего?
Следовательно, Вам нечего сказать, торричелиева Вы пустота:)))))
/Из афроизмов tridi/
глубокий и умный. Видать, и с Фуатом Мансуровым был знаком...
"рояль -плохо"-? Я знаю людей, которые терпеть не могут клавесин.
А вот я - всеяден.
И,кстати, не аристократу Леонхардту рассуждать за рулём своей дорогой тачки о героизме Бетховена. Бетховен ни в чьём одобрении не нуждается.