Мне кажется, что «Воскресенья» хватило бы на целый год.

Оцените материал

Просмотров: 20929

Катинка Пасвеер: «Немцы не хотят гордиться соотечественниками и их достижениями»

Анастасия Буцко · 08/04/2011
Спутница жизни Карлхайнца Штокхаузена – о мировой премьере оперы «Воскресенье»

Имена:  Карлхайнц Штокхаузен

©  Klaus Rudolph  ⁄  Courtesy www.musikfabrik.eu

Катинка Пасвеер  - Klaus Rudolph

Катинка Пасвеер

В Кельне грядет грандиозное событие: премьера оперы Карлхайнца Штокхаузена «Воскресенье». Это пять часов из 29-часового цикла «Свет». Над своим opus magnum «затворник из Кюртена» работал более четверти века. Каждая из семи опер цикла «Свет» носит название одного из дней недели, каждому дню соответствует свой цвет, элемент, чувство, а также тема человеческого бытия (например, понедельник — это «день Евы», рождение; вторник — конфликт, война и т.д.). В опере имеются три сквозных персонажа (Ева, Люцифер, олицетворяющий зло и разрушение, и мессия Михаэль).

«Воскресенье» (цвет — золотой; чувство — интуиция; элемент — свет) посвящено универсальному и всеконфессиональному восхвалению Всевышнего. На сцене опера (в отличие от других дней штокхаузенского творения) не ставилась никогда. Штокхаузен утверждал, что ее премьера должна состояться лишь после его смерти и по неким мистическим причинам. Три года спустя после кончины композитора опера поставлена в Кельне. Ее разбитая на два вечера премьера состоится в ближайшие выходные (9 и 10 апреля) в двух павильонах, специально построенных внутри старинного ярмарочного комплекса на берегу Рейна. Постановка была поручена каталонской труппе La Fura dels Baus. За музыку отвечает кельнский ансамбль musikFabrik под управлением Петера Рунделя.

АНАСТАСИЯ БУЦКО побеседовала с инициатором и одним из музыкальных руководителей спектакля, флейтисткой Катинкой Пасвеер — близкой подругой Штокхаузена на протяжении долгих лет.


— Имеет ли смысл отдельная постановка «Воскресенья»? Нет ли ощущения, что мы, если провести аналогию с Вагнером, будем слушать только второе и третье действие «Сумерек богов» из «Кольца»?

— Нет. Концепция цикла «Свет» предполагает самостоятельное исполнение каждого из отдельных дней. Кроме того, мысль о возможности единовременной постановки всего цикла — семи опер в семь дней недели — абсолютно утопична. Для этого понадобилось бы семь залов, семь постановочных команд и невероятное количество времени и денег. Думаю, что такая постановка никогда не состоится. Минимальный временной зазор между операми будет составлять как минимум два-три месяца. Оперы очень большие по продолжительности и очень сложные. Одно лишь «Воскресенье» — это более пяти часов очень интенсивной музыки. Ведь и публике нужно время, чтобы «переварить» эти впечатления. Мне кажется, что «Воскресенья» хватило бы на целый год.

©  Oper Köln

Репетиция оперы «Воскресенье»

Репетиция оперы «Воскресенье»

— Штокхаузен предполагал разбить «Воскресенье» при постановке на три вечера, каждый вечер по две сцены…

— Да, сейчас в Кельне нам пришлось пойти на компромисс: мы поставили по три сцены в два вечера. Учитывая реалии оперной жизни, это максимум возможного.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • agll· 2011-04-08 17:51:08
    Спасибо за интервью.
  • pv· 2011-04-08 18:41:42
    Спасибо. О Штокхаузене никогда мало не будет
  • tridi· 2011-04-10 13:09:41
    Желаю насытиться Штокхаузеном)
  • MP· 2011-04-11 11:36:54
    Езжайте в Кельн
Все новости ›