Преувеличенный энтузиазм по поводу «настоящих книжек» без критики их, по существу, сигнализирует об отношении к литературе как к ребенку, страдавшему ДЦП: кто говорит про рисунок танца – слава Богу, что вообще пошел.

Оцените материал

Просмотров: 10603

Кто там шагает правой?

Варвара Бабицкая · 22/01/2010
ВАРВАРА БАБИЦКАЯ о болезнях роста новой русской прозы

©  Getty Images / Fotobank

Кто там шагает правой?
В №1 «Нового мира» за десятый год напечатана панорама литературного ландшафта нулевых, по обыкновению блестяще составленная Львом Данилкиным, — текст, на который хочется отреагировать. Хотя реакция вроде бы предсказуема: Данилкин опять все похвалил, а я вот отругаю. Унылая перспектива. И дело не в том, что соревноваться с Данилкиным на его поле я не берусь — эрудиция несоизмерима, да и задачи у нас разные. Дело в том, что позиция критика, который все мерит по гамбургскому счету и зажимает нос надушенным платочком, выходя на улицу, по определению ущербна. И то тебе плохо, и это не слава Богу — на что ж ты здесь поставлена? Читать всякую дрянь, чтоб нам отсоветовать? Да мы и не собирались. А теперь вот еще подумаем — может, и стоит почитать.

А что, может, и стоит. Есть такой довольно отчетливый запрос наиболее эмоциональной части читающего населения — давайте, мол, соберемся кружком единомышленников и в теплой дружеской атмосфере скажем друг другу, что наша современная литература одна большая помойка. И, удовлетворенные, разойдемся по домам читать Набокова. Наслушаешься такого — хочется хотя бы назло что-нибудь похвалить. Как сказал поэт: «Слава тебе и хвала тебе, каждый, / что-то вписавший остатками языка. / Славен голод писчебумажный / всех, унесенных за облака, / чудом спасших себя от жажды / умереть-уснуть и не быть, / не бывать пока». Дай Бог нам всегда удивляться любой бездарности, как в первый раз.

И тем не менее картина, нарисованная Данилкиным, даже не оптимистична — она утопична: «Простые подсчеты показывают, что во времена Белинского в год появлялось 2—3 заслуживающих разговора романа, при Чуковском — 7—8, теперь — 50—60». Разговора они заслуживают («зонтика всякий стоит»), только это очень неопределенная формулировка. Не знаю, в каких именно единицах проводился простой подсчет, но разговоров о русской прозе за пределами профессионального сообщества и отдельных фан-клубов мы в последнее время слышали немного. Поэтому я самостоятельно провела небольшой опрос в социальных сетях, внутри доступной мне узкоопределенной группы населения: журналисты, научная и творческая либеральная интеллигенция в среднем от двадцати пяти до тридцати пяти лет. Но она же вроде как и должна быть традиционно наиболее активной частью общества, авангардом мысли и законодателем моды.

Так вот, я задала в Facebook и в Живом Журнале один и тот же вопрос: «Было ли с вами такое в истекшем году, что вы купили, скачали или взяли у друга современный русский роман, прочитали его — и сейчас помните его название? Что это было?» Вопрос адресовался всем, кроме литературных критиков, издателей, агентов и прочих людей, читающих текущую русскую прозу по профессиональной обязанности.

Что я могу вам сказать — русская интеллигенция читала, читает и будет читать «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Это как бы за скобками, а что касается результата опроса, то он превзошел даже мои пессимистические ожидания. Из трехсот приблизительно человек мне ответили тридцать семь. Можно сделать вывод, что порядочная часть моих знакомых за последний год не прочла ни одного современного русского романа (или, что еще показательнее, не запомнила этого факта и не считает интересным этот разговор). Оставшиеся тридцать семь человек на всех прочли семьдесят две книги — примерно по 1,9 романа в год на брата. И вот какие это книги:

Андрей Геласимов, «Степные боги» (8 человек); Леонид Юзефович, «Журавли и карлики» (7 человек); Виктор Пелевин, «t» (6 человек); Лена Элтанг, «Каменные клены» (6 человек); Александр Терехов, «Каменный мост» (4 человека); Михаил Гиголашвили, «Чертово колесо» (3 человека); Александр Иличевский, «Матисс» (3 человека); Борис Акунин, «Сокол и ласточка» (2 человека); Мария Галина, «Малая Глуша» (2 человека); Андрей Геласимов, «Дом на Озерной» (2 человека); Натан Дубовицкий, «Околоноля» (2 человека); Мариам Петросян, «Дом, в котором…» (2 человека); Михаил Шишкин, «Венерин волос» (2 человека).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • kfo1182· 2010-01-22 18:55:59
    С одной стороны, не 50, но 2-3 в год получается даже у тебя (Костюков, Кочергин, Галина, и для так сказать данилкинской беспристрастности — Улицкая, Мамлеев и Иванов), с другой — исследованию твоему не достает важных подробностей. Например, сколько твои друзья читают иностранных романов? Сколькие из них читали романы Е.Когана? (интересно же!) И сколько — нон фикшн. Может, все врут, а не только наши, и в отсутствие философской истины, интеллигентская правда транслируется на Fox Network.

    Английские книжки помасштабнее, но они тоже десятками в год не выходят. Два романа Паланика, по одному ДеВитт, Францена, Кейри, МакЮэна, Коу и Хэддона — вот мои читательские переживания за десятилетие, которые сразу пришли на ум (Кутзее, Хорнби и пр. в 2000-х ничего замечательного не написали). Если расширить этот список до 50-ти, то две нижних трети уверенно проиграют сборной Хауса, Лоста и Теории большого взрыва.
    Конечно, если не учитывать нон-фикшн.

    Про французские — стыдно даже заикаться.

    То есть Данилкина по своему можно понять: молодцы среди неупомянутых — и куда более образованных, этого сложно не признать — овец.

    Что касается профессионализма, то он объясняется больше сырьевым характером экономики и отсутствием конкуренции вообще — среди редакторов, писателей, поэтов, политиков и пр.

    Наконец, очевидно, что русская критика не спустилась с небес на землю и искусственно загоняет литературу в жанровые резервации. Трудно себе вообразить, чтобы NYT Book Review не отрецензировал Стивенсона или даже Доктороу. А уж тем более какого-нибудь американского Бушкова. Здесь Данилкин молодец и демонстрирует в меру сил широту кругозора.
  • kfo1182· 2010-01-22 19:55:20
    о, еще вторая книга Фоера
  • olshaner· 2010-01-22 21:44:10
    Толковый разбор ситуации, но удивляют бесконечные раболепные ссылки на Данилкина. Кто это такой? Что за светильник разума? Как вообще можно принимать всерьез то, что пишет биограф Проханова?
  • dixie-flatline· 2010-01-23 00:16:30
    Я вот в прошлом году прочитал 3 русских романа. раньше за мной такого не водилось. Максимум свежий Пелевин. Но я накрутился, да. А статья правильная, да. Вот в чем у нас нет недостатка, так это в правильных статьях о русской лит-ре. А Данилкину все же удалось поднять волну. Это гуд.
  • dixie-flatline· 2010-01-23 00:25:47
    2 kfo1182 Данилкин не понимает Стивенсона, это всем известно. А Доктороу велик, без всяких там "даже". )) Интересно, автор статьи читала Стивенсона и Доктороу? Простое, такое, незамутненное, чиста детское у меня любопытство.
  • ilanko· 2010-01-23 01:34:12
    >Из трехсот приблизительно человек мне ответили тридцать семь.

    Остальные могли просто не читать френдленту
  • prozzz· 2010-01-23 03:52:59
    выборка это, конечно, хорошо (хотя какой-нибудь, например, "Санькя" не появился там только потому, что мне было лень писать название и т.п.), но в воздухе повисает вопрос: кто-то же всё это покупает и читает? зачем они это делают и почему?
  • prozzz· 2010-01-23 04:11:26
    Кстати, про статистику, я поглядел, сколько народу указало на сайте livelib.ru некоторые из указанных книг: Степные боги 12 человек, Журавли и карлики - 11, Матисс - 16, t -58 (а Ампир В - 258), Венерин волос - 11, Кофемолка - 3.

    Для сравнения: "Санькя" - 40, "Похороните меня..." - 732 ! Из русских последнего времени его обгоняет только некое "Одиночество в сети"

    В общем, просто слишком много книг.
  • www_stikh_com· 2010-01-23 10:47:33
    а старая русская проза - это какая? достоевский?
  • kustokusto· 2010-01-23 19:45:34
    Браво Варвара! И про литературу самоучек и про ДЦП - нет , правда - без иронии.
    Помнится - лет восемь назад у одного известного художественного критика спросил - зачем он за двести долларов обслужил своей статьёй бездарную выставку известных же художников." Зато костюм куплю" - таков был ответ. Он , видимо , понял - что на время , искусство перебралось куда-то в другое место. А ведь критик - работать должен...
  • sredni-vashtar· 2010-01-25 04:18:57
    Коля, а ты читал Juliet, Naked?
  • alien9· 2010-01-25 19:21:06
    "Молодые российские прозаики не читали Лескова..."
    Представляете, некоторые из них читали даже Вельтмана, Решетникова, Григоровича и Марлинского. Не нужно судить всех по прилепиным-шаргуновым.
  • Polina· 2010-01-26 05:08:23
    Больше всего меня озадачила подруга, давно живущая не здесь. Привези, говорит, что-нибудь почитать из новенького, чтоб русский не забыть. Я огляделась вокруг: слева лежал Том Стоппард, справа Вудхаус в оригинале. Не без ужаса я поняла, что везти-то и нечего. В результате презентовала Сорокина. Это что, по-прежнему "новенькое"?!, - в шоке уже она.
    А что ты хочешь, если никто его не переплюнул за эти годы. Да и вообще моим самым большим лит.потрясением прошлого года был "Скажи изюм" Аксёнова. Подожди, говорит подруга, мы же это прочитали/проходили ещё в молодости! Ну так представь, говорю, что лучше никто ничего так и не сделал, включая его самого.
    "Текст, приносящий радость без скидок" - с таким критерием сейчас купить нечего, вот и таскаем нон-фикшн, там хоть есть радость познания.
    К чести русской литературы, подруга мне так и не поверила...
  • alien9· 2010-01-26 07:38:11
    А разгадка проста. Лучшая молодёжная литература - это неформатная сетевая литература, а не книжная и толстожурнальная.
  • alien9· 2010-01-26 10:43:16

    prozzz· 2010-01-23 04:11:26
    Для сравнения: "Санькя" - 40, "Похороните меня..." - 732 ! Из русских последнего времени его обгоняет только некое "Одиночество в сети"

    >> "Из русских"?.. Пан Вишневский долго смеялся бы, наверно.
    Всё-таки очень умиляют некоторые комментаторы, сетующие на невежество молодых литераторов. Не лучше ль на себя оборотиться?
  • Viesel· 2010-01-28 14:29:15
    <i> печенье было предлогом для сливок</i>
    Чай ;)
  • varvara· 2010-01-28 16:05:09
    "Если же она возвращается не усталая, в кухне начинает кипеть дело, и к обеду является прибавка, какое-нибудь печенье, чаще всего что-нибудь такое, что едят со сливками, то есть, что может служить предлогом для сливок". Это мой любимый роман, Миша ;)
  • platinum_aqua· 2010-04-07 13:27:33
    И впрямь хорошая статья.
  • fuckT· 2011-05-31 20:13:40
    "Интеллигенция" - слишком громкое слово по отношению к вашим знакомым, вам попросту не кажется, что та самая перестала свое существование в России. И теперь ее место занимает дай бог интеллектуальная масса, обросшая изрядным снобизмом и кое какой рефлексией перемеженной с толерантностью?
Все новости ›