Аньес Варда с Джейн Биркин держались парой как истинные феминистки, Джейн бродила по летней Москве в мятом пальто с искусственным мехом и все время зевала от недосыпа.

Оцените материал

Просмотров: 29985

Французский поцелуй

Андрей Плахов · 30/09/2009
В Новосибирске и Москве проходит фестиваль «Французское кино сегодня». АНДРЕЙ ПЛАХОВ анализирует эволюцию важнейшей европейской кинематографии — и нашего отношения к ней

Имена:  Абделатиф Кешиш · Арно Деплешен · Гаспар Ноэ · Дамьен Одуль · Жак Одиар · Ксавье Бенуа · Люсиль Хадзихалилович · Матье Амальрик · Филипп Гаррель · Филипп Гранрийе · Франсуа Озон · Эммануэль Девос

©  Robert Doisneau

Поцелуй у Отель-де-Виль. Париж. 1950

Поцелуй у Отель-де-Виль. Париж. 1950

Когда-то недели французского кино выглядели в советской России интервенциями буржуазного шика. Шербурские зонтики, мужчина и женщина, высокий блондин в черном ботинке жили в восторженных русских головах без кавычек. Образ парижанки в дубленке а-ля рюс (Анук Эме) и в костюмчике от Сен-Лорана (Катрин Денев). Обе — в облаках сигаретного дыма. Искатели приключений Ален Делон и Лино Вентура, профессионал и чудовище Бельмондо, французская комедия, авантюра и мелодрама. И Фантомас, и Анжелика, и кино плаща и шпаги, и просто кино ни о чем. Made in Paris — уже сама эта мысль сшибала с ног. Как французский поцелуй — если кто-то еще помнит, что это означало.

Жак Одиар

Жак Одиар

В один прекрасный день наваждение кончилось. Конец драматически совпал с падением «железного занавеса» и упадком французской киноиндустрии. Авторское кино «новой волны» и даже «новой новой волны» потеряло публику. Вслед за Люком Бессоном она дала деру в ту область, где погоду делают тупой и еще тупее. Борьба с Голливудом была проиграна на своем поле.

В этот момент или немного раньше (конец 80-х) в перестроечной России прошла Неделя авторского кино Франции. Аньес Варда с Джейн Биркин держались парой как истинные феминистки, Джейн бродила по летней Москве в мятом пальто с искусственным мехом и все время зевала от недосыпа. Никому еще не известный Лео Каракс выглядел как баскский террорист и за всю командировку ни с кем словом не обмолвился — по крайней мере, прилюдно. Зато руководитель французской делегации Бертран Тавернье чуть не убил Михаила Ямпольского, когда тот (в ту пору еще молодой киновед) осторожно брякнул, что авторское кино Франции покрыто слоем эстетического лака, который ставит непреодолимый заслон перед публикой. «Какой лак, — вопил Тавернье, — наши фильмы прокатываются по всему миру!» Он немного выдавал желаемое за действительное.

Однако прошло не так много времени, и французское кино действительно стало возвращаться в мировой прокат. Фильмом-паровозом стал (стала) «Амели»: картина-уловка, соединившая образ старого монокультурного Парижа (без понаехавших) и эстетику клипа, комикса, кича. Фильм появился в 2001 году, и это были уже «Шербурские зонтики» XXI века, где царил тот же фатализм и поэтический реализм, но love story оказалась отодвинута на периферию бытовой мистикой и нарциссически чувственным восприятием мелочей жизни (предвестие «эмо»).

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • endy-korol· 2009-10-01 08:55:01
    Можно было бы вспомнить Дюмона и Гранрийе, а не с тарика Озона.
  • pierreleon· 2009-10-05 00:33:32
    «Пророк» Жака Одиара – главный стыд французского кино года
  • morgana· 2009-10-07 00:12:20
    граждане редакторы, отель де виль - это вроде как мэрия)
Читать все комментарии ›
Все новости ›