Изобретать новый вид искусства Старевич не собирался: делая научно-популярный фильм о насекомых, он отчаялся заснять вживую интересующий его брачный ритуал жуков-рогачей.
В 2010 году кукольная анимация отмечает юбилей. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО вспомнила ее главных героев и поговорила с современным классиком, британским режиссером Барри Пёрвзом
Читать!
Он взял трупики жуков, прикрепил лапки воском, выставил в нужное положение, повернул ручку своей первобытной камеры на пол-оборота, затем слегка изменил положение жуков — и сделал ручкой следующие пол-оборота. После долгих часов работы эпизод был готов, а вместе с ним на свет родилось новое искусство.
Тот документальный фильм не сохранился, однако спустя несколько лет, уже в Москве, для кинокомпании Александра Ханжонкова Старевич сделал целую серию анимационных фильмов про насекомых. Самый известный из них — «Месть кинематографического оператора» (1912).
Владислав Старевич. Месть кинематографического оператора (1912)
Старевич настолько преуспел в обращении со своими искусственными жуками, что не искушенные в кинематографических фокусах журналисты прославили его как дрессировщика насекомых.
После революции Старевич эмигрировал во Францию, где провел остаток жизни, продолжая снимать кукольные картины. Теперь он уже работал не только с насекомыми, но и с очень жизнеподобными куклами животных и даже людей. Кульминацией стал первый в истории полнометражный кукольный фильм «Роман о Лисе» (1930). Это кино, с его многофигурными батальными сценами, даже сегодня посчитали бы дорогим и сложным продакшном — между тем Старевич создал его вдвоем со своей дочерью Ирен.
Отрывок из «Романа о Лисе» (1930) Владислава Старевича
Несмотря на то что Старевича его метод прославил, другие режиссеры редко работали именно в жанре кукольной анимации. Куда чаще кукольные модели использовались в спецэффектах для игрового кино, например в классическом «Кинг-Конге» (динозавры в фильме остались от «Потерянного мира» 1925 года. — OS).
Для «Кинг-Конга» (1933) кукольную анимацию делал Уиллис О’Брайен
По-настоящему широкое распространение кукольная анимация получила ближе к середине века, когда начали формироваться национальные школы стран социалистического лагеря. Более технологичная, чем рисованное кино, кукольная анимация требовала больших студий, где работали бы разнопрофильные специалисты. Социалистические кинопроизводства с их вполне щедрым финансированием вполне подходили в качестве лаборатории для формирования законов жанра. Начало было положено опять же в России — Александром Птушко. Его «Новый Гулливер» с сотнями маленьких кукол, обладающих всеми пластическими и мимическими возможностями, поражает и сегодня.
Отрывок из «Нового Гулливера» Александра Птушко (1935)
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
отличный материал. спасибо
-
БОЛЬШОЕ спасибо! :)
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17979230
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6759456
- 3. Норильск. Май 1293713
- 4. ЖП и крепостное право 1117508
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907076
- 6. Закоротило 837214
- 7. Не может прожить без ирисок 832371
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 791082
- 9. Коблы и малолетки 766300
- 10. Затворник. Но пятипалый 508021
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 442003
- 12. «Роботы» против Daft Punk 412495