Сам Оссан называет себя интеллектуальным партизаном, для которого главное – «абсолютное отклонение от любого зафиксированного культурного регистра».
«Владивосток» и другие фильмы «интеллектуального партизана» французского кино в ретроспективе фестиваля «2morrow»
17 октября в Москве стартовал международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». Одна из ретроспективных программ фестиваля — «Знакомьтесь, Ф.Дж. Оссан» — посвящена интеллектуальному партизану французского кино. АННА МЕЛИКОВА рассказывает об Оссане и его фильмах, которые можно будет увидеть в Москве.Читать!
Трейлер фильма Оссана «Дхарма ганс»
Фильмы Оссана принимали участие во многих международных фестивалях, в 2002-м проходила его выставка во французской Синематеке, в 2007-м «Тишина» получила премию Жана Виго за лучший короткометражный фильм, а в этом году полную ретроспективу режиссера устроил Роттердам.
Но, несмотря на благосклонность фестивальных кураторов к французскому enfant terrible, у Оссана по-прежнему маргинальный статус проклятого и непонятого поэта. Что неудивительно. Понимать Оссана действительно непросто. Сам Оссан называет себя интеллектуальным партизаном, для которого главное — «абсолютное отклонение от любого зафиксированного культурного регистра». Его фильмы бросают вызов логике и обыденности. В них нет линейных историй — в них только следы. Используя «метод нарезки» Берроуза, перед которым он преклоняется, Оссан составляет закодированные послания из отдельных кусков, не обремененных логическими связями. Это фильмы-руины, где здравый смысл продолжает разваливаться на глазах. Лучше оставить попытки ухватиться за реальность и, поддавшись соблазну разложения, погрузиться в визуальные поэмы Оссана, как погружаются в сон.
Сны Оссана особенные. Они похожи на лихорадочные кошмары, когда в голове перемешиваются все знакомые лица и одни монструозно превращаются в другие. Только вместо человеческих лиц у Оссана фигурируют культурные коды. В его мире не существует понятия границ. Он упивается хаосом, в котором смешиваются все векторы и разрушаются все оппозиции. Времена, пространства, языки, акценты, искусства разных континентов вмещаются в одну капсулу фильма. Здесь сосуществуют советский авангард, немецкий экспрессионизм, американские картины категории «Б», сюрреалистические эксперименты и «французская новая волна». В фильмах-снах Оссана как будто бы ведут диалоги Годар с Линчем, Эйзенштейн с Ги Дебором, Рауль Руис с Мурнау.
Реплики его героев сложно назвать диалогами. Они похожи на поэтические лозунги, манифестирующие любовь, смерть и приключения. Смысл посланий заключен не в словах. Он пульсирует, как и в старых черно-белых лентах, в изображениях, звуках и жестах. В своем киноязыке Оссан использует богатую лексику «полиглота», но грамматику заимствует у немого кино. Сопровождая повествование интертитрами, он расставляет пунктуацию в фильме и задает ритм. Оссан редко довольствуется прямоугольными рамками экрана. Изображение в его фильмах замкнуто в черный круг. Этот старый метод съемки, «поцелуй в диафрагму», передает ощущение клаустрофобии, которое Оссан испытывал в детстве в родном департаменте Канталь, рядом с одноименным вулканом.
Сложность и многослойность фильмов Оссана объясняется его страстными увлечениями: двигатели, музыка, кино, литература. Вдохновленный текстами Антонена Арто, Лотреамона, Рембо и Селина, Оссан начал писать стихи в 13 лет и уже в 17 выпустил первый сборник. Литературное чутье помогло ему участвовать в создании литературного журнала Cée. Параллельно с литературой он влюбился в панк, который позволил ему нарушить герметичность поэзии и впустить в себя жесткие и энергичные музыкальные ритмы. Оссан создал свою группу DDP (De la destruction pure), а позже, когда его музыкальные вкусы перешли от чистого панка к индастриалу в стиле Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire, основал MKB (Messageros Killers Boys). Оссан как истинный человек-оркестр успевает всюду: пишет книги, издает альбомы, снимает фильмы. И если бы не несчастный случай в юности, то он непременно стал бы еще и пилотом.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451772
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343386
- 3. Норильск. Май 1268672
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897695
- 5. Закоротило 822149
- 6. Не может прожить без ирисок 782462
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759110
- 8. Коблы и малолетки 740941
- 9. Затворник. Но пятипалый 471389
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403161
- 11. ЖП и крепостное право 395585
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370544
"Дхарма ганс" и "Погасшее небо" на кф "Меридианы Тихого" переводили как "Небо гаснет!" и "Оружие Дхармы".