Сам Оссан называет себя интеллектуальным партизаном, для которого главное – «абсолютное отклонение от любого зафиксированного культурного регистра».
«Владивосток» и другие фильмы «интеллектуального партизана» французского кино в ретроспективе фестиваля «2morrow»
17 октября в Москве стартовал международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра». Одна из ретроспективных программ фестиваля — «Знакомьтесь, Ф.Дж. Оссан» — посвящена интеллектуальному партизану французского кино. АННА МЕЛИКОВА рассказывает об Оссане и его фильмах, которые можно будет увидеть в Москве.Читать!
Трейлер фильма Оссана «Дхарма ганс»
Фильмы Оссана принимали участие во многих международных фестивалях, в 2002-м проходила его выставка во французской Синематеке, в 2007-м «Тишина» получила премию Жана Виго за лучший короткометражный фильм, а в этом году полную ретроспективу режиссера устроил Роттердам.
Но, несмотря на благосклонность фестивальных кураторов к французскому enfant terrible, у Оссана по-прежнему маргинальный статус проклятого и непонятого поэта. Что неудивительно. Понимать Оссана действительно непросто. Сам Оссан называет себя интеллектуальным партизаном, для которого главное — «абсолютное отклонение от любого зафиксированного культурного регистра». Его фильмы бросают вызов логике и обыденности. В них нет линейных историй — в них только следы. Используя «метод нарезки» Берроуза, перед которым он преклоняется, Оссан составляет закодированные послания из отдельных кусков, не обремененных логическими связями. Это фильмы-руины, где здравый смысл продолжает разваливаться на глазах. Лучше оставить попытки ухватиться за реальность и, поддавшись соблазну разложения, погрузиться в визуальные поэмы Оссана, как погружаются в сон.
Сны Оссана особенные. Они похожи на лихорадочные кошмары, когда в голове перемешиваются все знакомые лица и одни монструозно превращаются в другие. Только вместо человеческих лиц у Оссана фигурируют культурные коды. В его мире не существует понятия границ. Он упивается хаосом, в котором смешиваются все векторы и разрушаются все оппозиции. Времена, пространства, языки, акценты, искусства разных континентов вмещаются в одну капсулу фильма. Здесь сосуществуют советский авангард, немецкий экспрессионизм, американские картины категории «Б», сюрреалистические эксперименты и «французская новая волна». В фильмах-снах Оссана как будто бы ведут диалоги Годар с Линчем, Эйзенштейн с Ги Дебором, Рауль Руис с Мурнау.
Реплики его героев сложно назвать диалогами. Они похожи на поэтические лозунги, манифестирующие любовь, смерть и приключения. Смысл посланий заключен не в словах. Он пульсирует, как и в старых черно-белых лентах, в изображениях, звуках и жестах. В своем киноязыке Оссан использует богатую лексику «полиглота», но грамматику заимствует у немого кино. Сопровождая повествование интертитрами, он расставляет пунктуацию в фильме и задает ритм. Оссан редко довольствуется прямоугольными рамками экрана. Изображение в его фильмах замкнуто в черный круг. Этот старый метод съемки, «поцелуй в диафрагму», передает ощущение клаустрофобии, которое Оссан испытывал в детстве в родном департаменте Канталь, рядом с одноименным вулканом.
Сложность и многослойность фильмов Оссана объясняется его страстными увлечениями: двигатели, музыка, кино, литература. Вдохновленный текстами Антонена Арто, Лотреамона, Рембо и Селина, Оссан начал писать стихи в 13 лет и уже в 17 выпустил первый сборник. Литературное чутье помогло ему участвовать в создании литературного журнала Cée. Параллельно с литературой он влюбился в панк, который позволил ему нарушить герметичность поэзии и впустить в себя жесткие и энергичные музыкальные ритмы. Оссан создал свою группу DDP (De la destruction pure), а позже, когда его музыкальные вкусы перешли от чистого панка к индастриалу в стиле Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire, основал MKB (Messageros Killers Boys). Оссан как истинный человек-оркестр успевает всюду: пишет книги, издает альбомы, снимает фильмы. И если бы не несчастный случай в юности, то он непременно стал бы еще и пилотом.
Читать!
{-page-}
«Дивизия Моритури» (1984)
«Дивизия Моритури» — эмблема французского панковского кино, бросающая вызов власти, установленной капитализмом. Полнометражный дебют Оссана, снятый за три недели с бюджетом короткометражки, стал в первую очередь политическим высказыванием режиссера. Политический и философский посыл фильма крайне близок идеям левого ревизиониста Ги Дебора. В основу фильма, пронизанного идеями вооруженной борьбы, легла история террористической организации «Фракция Красной Армии» (RAF). Современные гладиаторы
Читать!
«Сокровище Сучьих островов» (1990)
Будучи еще подростком, Оссан помимо машин увлекался медициной. Этот интерес к генетике и биологическим опытам не исчез бесследно, а стал почвой для его своеобразных научно-фантастических фильмов. Первый из них, «Сокровище Сучьих островов», снят в атмосфере постъядерного мира с отсылками к «Носферату. Симфония ужаса» Мурнау и «Вампирам» Дрейера. Научные эксперименты, в ходе которых была получена уникальная энергия, обернулись для планеты трагедией. Инженер Аделлио, исчезнувший после своего открытия, вынужден вернуться на Сучьи острова. Вместе с командой во главе с Капитаном Смерть он пытается исполнить важную миссию, но пребывание на островах делается невыносимым. Мучаясь от магнитного давления и поглощая несметные дозы наркотиков, герои бродят по коридору сознания, забыв о цели поездки. Время расплавляется, разрушая любую последовательность…
«Доктор Шанс» (1997)
«Доктор Шанс» — самая известная и на данный момент единственная доступная на русском языке картина Оссана. Типично оссановская интеллектуальная атака именами, ссылками и подтекстами совершается на этот раз в цвете. «Доктор Шанс» — безусловно, приключенческий фильм, но речь здесь в первую очередь идет о приключениях цвета и слова. Гангстер Ангстел с очевидным синдромом писателя («Я всего лишь убийца, которого собираются прикончить, в то время как мое призвание — быть писателем») занимается контрабандой фальшивых картин и попутно пытается разобраться с миром, вечностью и любовью. Случайно познакомившись с проституткой Ансеттой, Ангстел отправляется с новой спутницей на поиск «абсолютных приключений». Они, как истинные декаденты, играют в Тристана и Изольду, читают стихи Георга Тракля, покупают у фармацевта любовное зелье и идут навстречу опасностям. Поскольку лучшую рок-н-ролльную пару, чем гангстер и шлюха, сложно себе представить, их союз оказывается прочным до самой смерти, которая не заставляет себя долго ждать. Любовная история, смешанная с криминалом, перенимает эстафетную палочку у годаровских картин «На последнем дыхании» и «Безумный Пьеро». Сам Оссан позиционирует свой единственный цветной фильм как памятник XX столетию и его главному достижению — скорости.
«Тишина» (2007)
Первая часть «триптиха пейзажей» — кинематографический поиск истоков, устанавливающий триединство изображения, звука и текста. В основе сценария лежит игра стихий, природных явлений и т.п.: ветра, солнца, моря, дороги, листьев. Путешествующая пара оказывается созерцателем сверхъестественных сумрачных пейзажей, где вечность спорит с современностью: с ветряными двигателями, электрическими линиями, трубами, грузовыми судами и туннелями. Рядом с неизменной красотой всегда присутствует угроза, созданная человеком. Спокойствие в нашем веке может быть только «абсолютно ядерным». Гипнотизирующая музыка Throbbing Gristle идеально ложится на черно-белое изображение, и кажется, будто она была написана специально для фильма. На самом деле изначально «Тишина» была смонтирована как немое кино. А музыку Оссан услышал на концерте индастриал-группы и получил разрешение интегрировать ее в свой фильм.
«Владивосток» (2009)
Если не знать имя режиссера, то вторую часть триптиха можно принять за неизвестную короткометражку советских авангардистов 1920-х годов, тем более что съемки проходили во Владивостоке. В основу четырехминутного фильма лег сценарий русского школьника, который выиграл конкурс «Владивосток, мы тебя любим!». Сюжет (точнее — в случае Оссана это всегда остатки сюжета) в пересказе выглядят комично, но, по словам Оссана, короткометражка, снятая в качестве мастер-класса для начинающих кинематографистов, и есть забавная шутка. В результате несчастного случая тонет мужчина (австралийский режиссер Пол Кокс). Смерть переносит его в новую местность, где рядом с памятником Ленина проходит церковная процессия. Мужчина задается вопросом: неужели так выглядит рай? Но нет, это всего лишь Владивосток. Помимо русского школьника и русского города, «Владивосток» еще и снят русским оператором Глебом Тилешовым, с которым Оссан продолжил работать на следующих картинах.
«Погасшее небо» (2008)
Фильм-участник каннского «Двухнедельника режиссеров» в 2008 году, завершающая часть триптиха, который, по словам Оссана, позволил ему вернуться к нулевой отметке и найти точку пересечения между галлюцинацией и ясновидением. Во время съемок предыдущей короткометражки Оссану настолько понравился Владивосток, что тот решил задержаться в приморском городе и снять еще один короткий фильм — по собственному сценарию. Это интимная история в духе авангардного периода Филиппа Гарреля: двое, мужчина и женщина, точно призраки, бродят по безлюдным просторам Амурского залива. Вода обступает их со всех сторон, она льется с потолка в обшарпанной комнате. Безысходность мучает мужчину и тяготит женщину. Плывя на лодке, сидя в поезде, идя пешком, мужчина все время пытается от чего-то сбежать… А женщина следует за ним. Мужчину играет Гай Макнайт, певец в английской сайкобилли-группе The Eighties Matchbox B-Line Disaster. В его лице Оссан обрел своего нового героя, который перешел в следующий полнометражный фильм «Дхарма ганс».
«Дхарма ганс» (2010)
«Дхарма ганс» начинается как водяной вестерн. Под звуки панковской музыки роковая женщина в черном трико рассекает волны на моторной лодке. За ней на водных лыжах едет мужчина. Женщина посылает ему воздушный поцелуй. Эпизод обрывается несчастным случаем. Остался ли кто-то в живых, непонятно. Дальше начинается научная фантастика, напоминающая «Голый завтрак» Берроуза с его безумными докторами, секретными заданиями, зомби и обрывками наркотических видений-галлюцинаций. «Дхарма ганс», как и предыдущая научно-фантастическая картина Оссана «Сокровище Сучьих островов», снималась на Азорских островах, которые стали идеальным фоном для создания футуристического и параноидального мира. Жан-Мишель Фродон, бывший главный редактор «Кайе дю синема», ведущий кинокритик газеты Le Monde, говоря о «Дхарме ганс», отметил чрезвычайную «красоту» фильма, несмотря на то «что это слово стало неприкасаемым, словно оно больно венерическим заболеванием. Красота. Это — именно она».
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3434343
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336678
- 3. Норильск. Май 1268255
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 821999
- 6. Не может прожить без ирисок 781536
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757951
- 8. Коблы и малолетки 740626
- 9. Затворник. Но пятипалый 470739
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402743
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056
"Дхарма ганс" и "Погасшее небо" на кф "Меридианы Тихого" переводили как "Небо гаснет!" и "Оружие Дхармы".