Оцените материал

Просмотров: 31809

Кризис — катастрофа или спасение для нашего кино?

07/11/2008
ПРОТИВ

©  Антон Апчехов

Кризис — катастрофа или спасение для нашего кино?

Михаил Калатозишвили, режиссер, продюсер:
«Радоваться кризису все равно что радоваться, что у соседа корова сдохла»

— Я думаю, что этот кризис больше отразится на блокбастерах, чем на маленьких, камерных фильмах. Они изначально были вне экономики, эти блокбастеры российские, поэтому кризис им будет гораздо сложнее выдержать.

Но радоваться кризису? Это вопрос такой: есть ли основания радоваться тому, что у соседа корова сдохла? Это была бы не радость, а злорадство. Поэтому особого повода радоваться я не вижу. Просто маленькое камерное кино — оно все-таки существовало в более понятных экономических рамках: государственная поддержка, какие-то собственные ресурсы, которые у многих студий уже есть и которые они могут использовать при производстве маленьких фильмов. Там нет огромных инвестиций, и поэтому выживаемость у таких фильмов больше. Если, конечно, государство не перестанет финансировать все это.

Если перестанет, это будет большая ошибка. Но если этот кризис дойдет до того, чтобы помешать наполнить бюджет, то тогда, конечно, это независимое кино недополучит своих денег в первую очередь. Потому что как только бюджет попадет в затруднительное положение, у кого заберут деньги? У учителей, у культуры и у врачей, наверное, как это обычно бывает у нас, да? Поэтому я думаю, что для нас для всех ситуация достаточно опасна.

Мы обычно со свойственной нам любовью к мифотворчеству описываем кинобизнес в России. А ведь он еще не сформировался. Для того чтобы он начал функционировать как нормальный бизнес, в России должно быть хотя бы четыре тысячи киноэкранов. А сейчас их 1840 или что-то такое. Это в два раза меньше, чем нужно. За этим тянется простая вещь — предложений кинотеатрам гораздо больше, чем они могут переварить. Поэтому кинотеатры выбирают: это возьму — это не возьму. И в какой-то момент судьба кино целиком попадает в зависимость от решения директора кинотеатра.

Кризис вряд ли повлияет на предпочтения зрителей. Если это произойдет, я буду очень рад, я просто боюсь, что одно к другому до такой степени не привязано. Мы так лихо научили зрителя, что в кино не надо думать, что это такое праздное проведение времени, — что одним кризисом тут не обойтись. В любом случае публике придется поубавить свои аппетиты по поводу блокбастеров, потому что, я думаю, их со временем станет меньше. Доступ к экранам для камерных фильмов немножко увеличится, и тогда, может быть, наступит этот перелом. Будем надеяться.


Илья Хржановский, режиссер:
«Если индустрия остановится, то будет плохо кино как искусству»

— Учитывая, что я в принципе оптимист, я, конечно, верю, что все негативные процессы могут дать замечательный результат. Но кризис — это все равно кризис. Если индустрия остановится (хотя я не индустриальный режиссер вовсе), то будет плохо кино как искусству. Потому что не будут строиться кинотеатры, соответственно, телеканалы не будут покупать фильмы, и так далее. Эпоха «малокартинья», в общем, хорошо на кино не сказалась. Кризис 90-х, я считаю, просто уничтожил нашу киноиндустрию. Возможно, у кого-то есть мнение, что он принес пользу, потому что теперь, говорят, мы можем снимать «вертикальные», или «горизонтальные», или какие-то там другие сериалы. Но ведь кризис 90-х уничтожил целый ряд профессий в кино: бутафоров, например, вторых режиссеров и так далее. То есть та высокопрофессиональная каста, которая была в советском кино, в 90-е годы прекратила свое существование. Поэтому я не очень верю в прогресс за счет регресса, хотя, конечно, бывает всякое.


Наталья Мокрицкая, продюсер:

«Да что ж хорошего-то — кризис!» Вообще, кризис это очень плохо. Некоторые продюсеры говорят, что актерские ставки понизятся, и вообще стоимость производства упадет - и это выровняет кинорынок. Я в это не верю. Мне кажется, если артист востребованный, стоимость его съемочного дня не понизится. И. конечно, средних артистов станут снимать меньше, никто не будет платить никому не известным людям по две, по три тысячи долларов в день.

Ссылки

Все новости ›