Страницы:
Как смотрят
В последнее время часто приходится сокрушаться по поводу культуры просмотра даже на международных кинофестивалях. Стоит ли в этом смысле ожидать многого от тех, кто смотрит кино бесплатно и на маленьком экране — в лучшем случае экране компьютера? Новое русское кино смотрят:
- «на второй скорости» («Изгнание»)
- «часто перематывая застывший вид природы» («Как я провел этим летом»)
- «в автобусе, другого в плеере не было» («Короткое замыкание»)
- «с паузами из-за занудности», «в перерыве между напряженками», «с пятой попытки» («Овсянки»)
- «на работе с коллегами» («Изображая жертву»).
Во многом поэтому его часто не досматривают даже до середины: лидерами в этом отношении стали «Кочегар», «Шультес» и «Сказка про темноту». Зрители называют наше арт-кино «интеллигентской отрыжкой», «современной русской хандрой», снятой для «наших меньших друзей-наркоманов», и часто сравнивают с «Черным квадратом» Малевича — одним из самых «антинародных» произведений искусства. Безусловно, это не единственная и не самая глубокая причина неприятия таких фильмов, но уж точно одна из важнейших.
Кино от противного
Другая ощутимая проблема — зритель растерян и уже сам не знает, чего хочет, но рефлекс раздражения срабатывает безотказно. Все современное российское пространство представляется ему убогим и некиногеничным, будь это офисы-стекляшки из ремейка «Служебного романа» или обшарпанные ментовские курилки из «Сказки про темноту». И то и другое, как их ни сними, вызывает у него стойкие ассоциации с низкопробной телевизионной продукцией, и отчаянное «надоело!» звучит с каждого форума.
Но не стоит считать, что широкая аудитория совершенно игнорирует российское авторское кино. Пускай внедренный критиками термин «новая русская волна» употребляется в комментариях преимущественно в негативном контексте, но среди скачивающих часто встречаются те, кто внимательно следит за творчеством отдельных ее представителей. Есть постоянная аудитория у Серебренникова, есть она, разумеется, и у Звягинцева, есть поклонники Хомерики и Хлебникова («двух живых ручейков в потоке жалкого нарциссического кича»). Находятся и те, кто внимательно следит за тем, что делают операторы Михаил Кричман («Возвращение», «Изгнание», «Овсянки», «Елена») и Павел Костомаров («Как я провел этим летом»).
Судя по ленте комментариев, многие приходят к авторскому кино от противного. Люди чувствуют себя плотно оккупированными массовой культурой, представителями которой в народном сознании являются телеканал НТВ, «Трансформеры» и Никита Михалков. Оберегая полюбившиеся фильмы от «субтильно-инфантильных дебилов», зрители часто устанавливают на них жесткий возрастной ценз. «Сумасшедшую помощь» не рекомендуют смотреть лицам до 25 лет — «без богатого опыта жизни за плечами». Такая же возрастная планка фигурирует и в отношении «Овсянок». Поклонники (вернее, поклонницы) «Волчка» рекомендуют смотреть его после тридцати. Противники балабановского «Кочегара» предлагают стандартную планку в 18 лет, сторонники считают, что фильм нужно смотреть только «людям, родившимся до 1972 года» (или, как вариант, до 1985-го).
Глядя в телевизор
Другим серьезным стимулом для приобщения к предмету стала передача «Закрытый показ». Настойчиво повторяемая ее ведущим фраза «Посмотрите это кино, иначе нам нечего будет обсуждать» предсказуемым образом действует на постоянных посетителей форумов. После трансляции количество скачиваний и комментариев увеличивается подчас в два раза. Пользователи начинают активно спорить не только друг с другом, но и с участниками теледискуссии, часто заимствуя у них аргументы.
Страницы:
КомментарииВсего:18
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455044
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345478
- 3. Норильск. Май 1272886
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898948
- 5. Закоротило 824089
- 6. ЖП и крепостное право 819184
- 7. Не может прожить без ирисок 790598
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765852
- 9. Коблы и малолетки 744624
- 10. Затворник. Но пятипалый 478372
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 408288
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374293
- этому утверждению в тексте не дано никакого обоснования. Где сравнение со аналогичными данными "нерусского" кино? Без такого сравнения делать обобщения невозможно.
"Сказку про темноту" сразу поставил на закачку, через торрент :)
соответственно, там и не бываю - так что сейчас как бы окунулся "в народ", точнее в ту его часть, что сидит на торрентах :)
Таблица рейтингов бессмыслена. Оценки, цифры показательны тогда, когда люди более/менее из одной среды. В интернете оценку может поставить любой. "Средняя по больнице" не говорит ни о чем.
Аналогичное касается и каких-то там попыток обобщений комментариев. Очень и очень не много зрители что-то написали про фильм. Даже если брать основные сайты вроде кинопоиска+афишу+(пусть)торренты. На десятки тысяч просмотров - десятки (максимум) комментариев. Разница в тысяча раз (если не больше). Никакие типичные умонастроения тут выцепить нельзя
А потом думать. Странно. что в обзор не попали 2 последних фильма Миндадзе.
Однако получилось, по-моему, как-то однобоко. Взяты для рассмотрения только авторские фильмы, из категории арт-хауса. Такие фильмы по поределению не имеют большой аудитории. Не уверен, что зарубежом на арт-хаус ходят миллионы.
Судить о смотрибельности российского кино только по этим фильмам не справедливо. Какими бы ни были отечественные попсовые поделки, статистика их просмотра могла бы добавить обзору еще одно измерение. А так только обзор арт-хауса.
Исправьте, пожалуйста ошибку: адрес трекера Rutracker.org у вас он .ru
а насчет просмотра: причем здесь отечественное кино? я всегда не вызывающие доверия новинки и просто скучные/нудные фильмы смотрю на удвоенной скорости, местами, конечно, не весь же фильм "мотать".. и ничего "криминального" или "бескультурного" в этом не вижу. более того, про культуру просмотра: люди смотрят фильм, чтобы фильм посмотреть, а не что бы на них смотрели, пока фильм идёт (а потом ещё и обсуждали). тут ровно одно правило - не мешай смотреть другом, всё!
коммент один вывел: "Неужели доброе, светлое, позитивное снимать сложнее, показывать счастливых людей, у которых всё в жизни просто ХОРОШО? "
интересно просто человек считает. что если будет смотреть ложь, как у других все замечательно, и они не решают проблем, то и у нее автоматом будет все супер!
ну вобщем считаю, что надо принимать любую инфу, раз она к тебе попала и постараться переварить ее.