Пусть это будет «Елена», где – редкая, забытая роскошь – не нужно выбирать между красотой и правдой.

Оцените материал

Просмотров: 53852

«Елена»

Георгий Ковалев · 28/09/2011
ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ о третьем фильме Андрея Звягинцева, в котором воздух дрожит перед апокалипсисом

Имена:  Андрей Звягинцев · Ларс фон Триер

©  Нон-Стоп Продакшн

Кадр из фильма «Елена»

Кадр из фильма «Елена»

На этой неделе в российский прокат выходит третий фильм Андрея Звягинцева — «Елена».

«Возвращение» и «Изгнание» в каком-то смысле были фильмами эскапистскими, побегом из диких российских прерий в сферы чистого искусства. Звягинцев создавал свое пространство-время, не особо интересуясь реальностью, в которой находился зритель по другую сторону экрана. Рисовал, прежде всего, семью в различных ее архетипических, почти фольклорных измерениях — мужа и жену, отца и сыновей. Но зритель едва ли мог отыскать в них собственных детей и родителей; если он и должен был познать что-то, то самого себя, единого во всех ролях — улетев, в некоем чувственном прозрении прикоснувшись к трансцендентному. Творчество Звягинцева — это переживание сугубо нездешнее и в то же время общечеловеческое, универсальное, родственное европейской душе не меньше, чем русской.

Но «Елена», хоть и получившая международное признание (на «Санденсе» приз за сценарий, в Каннах награду «Особого взгляда»), — история другая, важная в контексте именно российского кино. Свободный художник Звягинцев словно бы вернулся домой из заграничных университетов, достигнув мастерства в классических этюдах, и взялся за родной край, но с прежней акварелью. Славянофилам и сторонникам остросоциального кино решительно не в чем больше его обвинить: теперь Звягинцев не уносит далеко от грешной земли — он едва ли не припечатывает к ней. Его характеры уже не столько архетипы, сколько зловещие обобщения.

©  Нон-Стоп Продакшн

Кадр из фильма «Елена»

Кадр из фильма «Елена»

Здесь снова семья — и довольно нетипичная: пожилой Владимир (Андрей Смирнов), судя по всему, силовик на пенсии, живет в огромной московской квартире, два раза в неделю ходит в фитнес-клуб, не общается с задиристой дочерью (Елена Лядова), и в целом — добропорядочный сухарь. На старости лет нанял экономкой и по совместительству женой приглянувшуюся медсестру своего возраста — собственно, Елену (Надежда Маркина). У той на шее сидят инфантильный сын, невестка и внуки, обитающие совсем в другой Москве — на окраине, в двухкомнатной квартире советской планировки. Владимир едва терпит их незримое присутствие и отказывается отмазывать навязанного «внучка» (Игорь Огурцов из «Школы») от армии.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • jass· 2011-09-28 16:11:08
    Хорошая рецензия. С нетерпением буду ожидать просмотра нового фильма Андрея Звягинцева.
  • Татьяна Резанова· 2011-09-28 21:50:23
    Да рецензия тоже... как скрипки из третьей симфонии
  • solo· 2011-09-29 16:16:10
    Да нужно, нужно выбирать. По-прежнему красивость на первом месте, а смысл как-то так боком пристраивается. КПД уступает амбициям
  • kustokusto· 2011-09-29 22:41:48
    Это не Чехов - это Лесков. Вы хотели построить общество без интеллигенции - говорит Звягинцев - вы его построили. Теперь вы сожрёте друг друга.
    Как квартиру дербанить будем?
    Никого не жалко,
    никого...
  • Sergey Melnikov· 2011-09-30 20:32:44
    немножко о композиции. вплоть до сцены с отравлением-убийством картина воспринимается как жуткая - происходит идентификация с героями: да посмотрите же как мы живем! или: посмотрите как живет наше население! мороз по коже от саспенса. а после сцены убийства фильм воспринимается как иноземная история, история конкретной грешницы-мученицы, и зритель теряется, сопереживание выключается. может, в этом и есть что-то апокалиптическое, но оно выражено не слишком ярко, пожалуй.
Все новости ›