Одна, в общем, едет с ярмарки, другая – на ярмарку, и они сравнивают ощущения.

Оцените материал

Просмотров: 48097

Итоги «Кинотавра»: реальность больше не кусается

Мария Кувшинова, Георгий Ковалев · 11/06/2011
    

ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ и МАРИЯ КУВШИНОВА – о трех последних конкурсных фильмах

Последний день конкурсной программы открыла феминистская комедия «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили. Авиарейс Москва – Пермь откладывают, и две случайные попутчицы, постарше и помоложе, в ожидании самолета принимаются вместе бродить по ночной столице, рассуждая о любви и отношениях, навещая места своей боевой славы, для острастки вырубая почти всех попадающихся мужчин ударом в затылок, и в процессе выясняя, что едут они к одному и тому же жениху.

Это сугубо женский, вернее, даже бабский глянец, такая экранизация раздела про отношения из какого-нибудь семейного телегида, киноцитирование традиционных гендерных стереотипов; олицетворенные героинями, тут сталкиваются мировоззрения, выводятся на дуэль за женское счастье молодость и опыт, наивность и цинизм. Одна, в общем, едет с ярмарки, другая – на ярмарку, и они сравнивают ощущения.

На ярмарке, конечно, раздают мужчин разной степени несимпатичности; противореча названию фильма, героини в перерывах между философствованиями устраивают (и иногда это даже забавно) генеральный смотр старых одноклассников, друзей, коллег, стриптизеров – словом, всех знакомых и местами незнакомых, у кого есть кадык и растительность на подбородке. И все они шумливой копошащейся толпой пристают, орут, выносят мозг, пьют, инфантильничают, уходят к молодым… получается такой, как поется в известной в интернете кавер-версии на «It’s Raining Man», дождь из мужиков, аллилуйя. Такой, что только и остается с досады дать каждому по голове и весело признать, что без них все равно нельзя – на радость и успокоение всем зрительницам с опытом.

©  Кинотавр-2011

Кадр из фильма «Бедуин»

Кадр из фильма «Бедуин»

Второй фильм дня, «Бедуин» Игоря Волошина («Нирвана», «Я»), – тоже в каком-то роде история о мужском мире глазами женщины (на этом «Кинотавре» ярких женских образов вообще гораздо больше, чем мужских – тут и «Суходол», и «Портрет в сумерках», и «Огни притона», и даже «Бабло»), рассказываемая, впрочем, абсолютно другими средствами. Здесь героиня предпринимает настоящий крестовый поход, переезжая с  Украины в Россию и пытаясь любыми путями заработать там деньги для больной лейкемией дочки – начав с суррогатного материнства для странной пары геев.

По всем формальным признакам это классическая чернуха нового российского разлива, при том что редкость, отлично выстроенная драматургически – ее всю дорогу интересно смотреть. Это путешествие по кругам ада нелегального заработка, исполненное боли, отчаяния и отталкивающих физиологических подробностей – с барахтаньем в бедности, бесправной борьбой за копейки, бандитами-кидалами и даже подпольным дешевым порно; в какой-то момент героиня готова пойти и на банальный разбой, чтобы купить дочери лекарств, которые еще и не помогают.

Тем не менее ее несгибаемый стоицизм и помощь, бескорыстная или не очень, но все-таки помощь окружающих людей вызывают ощущение, что где-то в конце этого тоннеля ужасов все-таки предусмотрен выход; внешне «Бедуин» проникнут скорее духом борьбы, чем безнадежностью, позитивно заряжен. Вдобавок неожиданно возникающий в роли врача Сергей Светлаков против воли вносит в эмоциональный фон фильма какие-то комедийные помехи, понарошечность страшной сказки: в эпизодах с его участием трудно избавиться от чувства, что это неудачный пилот очередного скетча «Нашей Раши» с новым героем – добрым доктором, подыгрывающим детям в их фантазиях.

Однако есть в «Бедуине», совсем неспроста названном именно так, и скрытая проблематика, другой план, уже по-настоящему серьезный и тревожащий Волошина – национальный подтекст, а конкретно – восточная экспансия, если не вообще перебалансировка евразийских культур. Подспудно в фильме все время звучит мотив многостороннего этнического конфликта на российской территории, и в итоге русское оказывается самым нежизнеспособным, безоговорочно и в мучениях проигрывает, лекарства не помогают: нового ребенка, зачатого для русско-китайского союза и рожденного русской матерью, обрезают по мусульманской традиции. И картина мира переворачивается не только в прямом – последний кадр фильма – но и в переносном смысле. – Г.К.

Картина «Огни притона», поставленная Александром Гордоном по прозе его отца, – это архаичное ностальгическое кино про одесский притон конца 1950-х и его владелицу, маму Любу, которая с удивлением и смехом встречает первые признаки своей надвигающейся старости. Несмотря на синопсис, это абсолютно целомудренный фильм, несмотря на автора – предельно сентиментальный; он отлично смотрелся бы в вечернем эфире телеканала «Культура». За картинами из жизни полукриминальных слоев Одессы интересно наблюдать, но интереснее всего наблюдать за Оксаной Фандерой, за отчаянными попытками ее героини уцепиться хоть за что-то в жизни, которая вот-вот перевалит за вторую половину – такой роли для нее в нашем кино еще не было. – М.К.

КомментарииВсего:5

  • Dobskee· 2011-06-12 01:48:47
    Оборот «чтобы плясать, он нуждается в печке, от которой» — гениальный! Серьёзно, кроме шуток.
  • Mitya Zhuravlev· 2011-06-14 12:11:06
    рад за Флянгольца
  • wvv· 2011-06-16 01:14:05
    "массовое обретение кинематографистами чувства реальности; в таком объеме и с такой очевидностью это в новом русском кино происходит впервые".
    На основании чего автор делает такие выводы? Особенно умиляет слово "массовое". "Елена" вообще фильм отдельный, а конкурс "Кинотавра" всеми, кроме openspace, оценен как крайне убогий.
    Неужели информационное спонсорство так застит глаза?
  • Vincent· 2011-06-17 01:24:31
    " Начинавший с предельной, раздражающей условности режиссер..." - это было сказано о Звягинцеве, о первых двух его картинах "Возвращении" и "Изгнании"

    Так вот хочу заметить, что многих, включая меня, эта как вы выражаетесь "условность", а я бы сказал оторванность от реальности, как раз и привлекала в его фильмах, обидно будет если Звягинцев "прогнулся" и снял кино на злобу дня.

    Посмотрим его "Елену" оценим и сделаем выводы.

    А так называемый мейнстрим - общий поток, мне не интересен, что бы там не говорили "эксперты" от российского кино.
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:09:01
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›