Волошин, Гордон, личные призы обозревателей OPENSPACE.RU и долгожданное обретение почвы
В субботу закрывается 22-й сочинский «Кинотавр». МАРИЯ КУВШИНОВА – о содержательных итогах «Кинотавра» и фильме Александра Гордона «Огни притона», ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ – о «Бедуине» Игоря Волошина и «Без мужчин» Алены Хмельницкой и Резо Гигинеишвили, а также личные призы обозревателей OPENSPACE.ru, которые не обязательно должны совпасть с официальными.Читать!
Фестиваль заранее объявил, что в этом году делает упор не на авторское кино, а на мейнстрим, жанр – и в этом, кажется, больше от безысходности, чем от целенаправленной политики: большинство режиссеров, составляющих русскую новую волну, ничего не сняли к началу июня. Но жанр, в отличие от арта, не может существовать без реальности; чтобы плясать, он нуждается в печке, от которой.
Один из показательных примеров: «Бабло» Константина Буслова, сто первый русский фильм про похищенный чемоданчик с миллионом евро – и первый, без сомнения, получившийся. Героями этой криминальной комедии становятся менты, воры, проститутки, бизнесмены и чиновники, и, несмотря на их карикатурность, это правдоподобные схемы, узнаваемые типажи, ситуации и детали. Сюжет картины не подвешен в воздухе; Буслов создает собственный авторский мир, но это не вымысел, просто полезная мутация мира реального. Другой пример – «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, неглупый актерский капустник, перенесенный на экран со сцены, из пространства предельно условного, и в своей кинематографической версии накачанный наблюдениями, деталями и узнаваемой натурой.
Но самым показательным в этом контексте является путь Андрея Звягинцева. Фестиваль закрывается его « Еленой», про которую за последний месяц уже не раз было сказано, что это в хорошем смысле апогей новейшего русского кино. Начинавший с предельной, раздражающей условности режиссер неожиданно сжал сегодняшний день в кулаке, как сжимают вырванное из груди сердце.
Там, где происходит сцепка кино с реальностью, может произойти и его сцепка со зрителем, но кино, претендующее хотя бы накую-то степень массовости, не может быть буржуазным. И «Елена», и конкурсный «Портрет в сумерках», помимо прочего, сигнализируют о чудовищном социальном расслоении, о распаде общества и реальности на параллельные и часто враждебные миры. Оба фильма сняты представителями благополучного класса и от его имени – и оба по-своему выражают страх этого класса перед другой Россией, не артикулированной, не рефлексирующей себя при помощи кинематографа.
В чем причины этого обретения почвы? Возможно, в том, что за последние десять лет индустрия начала заново обрастать навыками, утраченными за годы пребывания в коме. И еще в той самой путинской стабильности – стабильности кастового общества, в котором каждая из каст обладает набором собственных атрибутов и собственной киногенией. – М.К.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:5
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444121
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340539
- 3. Норильск. Май 1268384
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897650
- 5. Закоротило 822064
- 6. Не может прожить без ирисок 781841
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758433
- 8. Коблы и малолетки 740777
- 9. Затворник. Но пятипалый 470948
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402871
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370333
- 12. Винтаж на Болотной 343201
На основании чего автор делает такие выводы? Особенно умиляет слово "массовое". "Елена" вообще фильм отдельный, а конкурс "Кинотавра" всеми, кроме openspace, оценен как крайне убогий.
Неужели информационное спонсорство так застит глаза?