Одна, в общем, едет с ярмарки, другая – на ярмарку, и они сравнивают ощущения.

Оцените материал

Просмотров: 44923

Итоги «Кинотавра»: реальность больше не кусается

Мария Кувшинова, Георгий Ковалев · 11/06/2011
    

ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ и МАРИЯ КУВШИНОВА – о трех последних конкурсных фильмах

Последний день конкурсной программы открыла феминистская комедия «Без мужчин» Алисы Хмельницкой и Резо Гигинеишвили. Авиарейс Москва – Пермь откладывают, и две случайные попутчицы, постарше и помоложе, в ожидании самолета принимаются вместе бродить по ночной столице, рассуждая о любви и отношениях, навещая места своей боевой славы, для острастки вырубая почти всех попадающихся мужчин ударом в затылок, и в процессе выясняя, что едут они к одному и тому же жениху.

Это сугубо женский, вернее, даже бабский глянец, такая экранизация раздела про отношения из какого-нибудь семейного телегида, киноцитирование традиционных гендерных стереотипов; олицетворенные героинями, тут сталкиваются мировоззрения, выводятся на дуэль за женское счастье молодость и опыт, наивность и цинизм. Одна, в общем, едет с ярмарки, другая – на ярмарку, и они сравнивают ощущения.

На ярмарке, конечно, раздают мужчин разной степени несимпатичности; противореча названию фильма, героини в перерывах между философствованиями устраивают (и иногда это даже забавно) генеральный смотр старых одноклассников, друзей, коллег, стриптизеров – словом, всех знакомых и местами незнакомых, у кого есть кадык и растительность на подбородке. И все они шумливой копошащейся толпой пристают, орут, выносят мозг, пьют, инфантильничают, уходят к молодым… получается такой, как поется в известной в интернете кавер-версии на «It’s Raining Man», дождь из мужиков, аллилуйя. Такой, что только и остается с досады дать каждому по голове и весело признать, что без них все равно нельзя – на радость и успокоение всем зрительницам с опытом.

©  Кинотавр-2011

Кадр из фильма «Бедуин»

Кадр из фильма «Бедуин»

Второй фильм дня, «Бедуин» Игоря Волошина («Нирвана», «Я»), – тоже в каком-то роде история о мужском мире глазами женщины (на этом «Кинотавре» ярких женских образов вообще гораздо больше, чем мужских – тут и «Суходол», и «Портрет в сумерках», и «Огни притона», и даже «Бабло»), рассказываемая, впрочем, абсолютно другими средствами. Здесь героиня предпринимает настоящий крестовый поход, переезжая с  Украины в Россию и пытаясь любыми путями заработать там деньги для больной лейкемией дочки – начав с суррогатного материнства для странной пары геев.

По всем формальным признакам это классическая чернуха нового российского разлива, при том что редкость, отлично выстроенная драматургически – ее всю дорогу интересно смотреть. Это путешествие по кругам ада нелегального заработка, исполненное боли, отчаяния и отталкивающих физиологических подробностей – с барахтаньем в бедности, бесправной борьбой за копейки, бандитами-кидалами и даже подпольным дешевым порно; в какой-то момент героиня готова пойти и на банальный разбой, чтобы купить дочери лекарств, которые еще и не помогают.

Тем не менее ее несгибаемый стоицизм и помощь, бескорыстная или не очень, но все-таки помощь окружающих людей вызывают ощущение, что где-то в конце этого тоннеля ужасов все-таки предусмотрен выход; внешне «Бедуин» проникнут скорее духом борьбы, чем безнадежностью, позитивно заряжен. Вдобавок неожиданно возникающий в роли врача Сергей Светлаков против воли вносит в эмоциональный фон фильма какие-то комедийные помехи, понарошечность страшной сказки: в эпизодах с его участием трудно избавиться от чувства, что это неудачный пилот очередного скетча «Нашей Раши» с новым героем – добрым доктором, подыгрывающим детям в их фантазиях.

Однако есть в «Бедуине», совсем неспроста названном именно так, и скрытая проблематика, другой план, уже по-настоящему серьезный и тревожащий Волошина – национальный подтекст, а конкретно – восточная экспансия, если не вообще перебалансировка евразийских культур. Подспудно в фильме все время звучит мотив многостороннего этнического конфликта на российской территории, и в итоге русское оказывается самым нежизнеспособным, безоговорочно и в мучениях проигрывает, лекарства не помогают: нового ребенка, зачатого для русско-китайского союза и рожденного русской матерью, обрезают по мусульманской традиции. И картина мира переворачивается не только в прямом – последний кадр фильма – но и в переносном смысле. – Г.К.

Картина «Огни притона», поставленная Александром Гордоном по прозе его отца, – это архаичное ностальгическое кино про одесский притон конца 1950-х и его владелицу, маму Любу, которая с удивлением и смехом встречает первые признаки своей надвигающейся старости. Несмотря на синопсис, это абсолютно целомудренный фильм, несмотря на автора – предельно сентиментальный; он отлично смотрелся бы в вечернем эфире телеканала «Культура». За картинами из жизни полукриминальных слоев Одессы интересно наблюдать, но интереснее всего наблюдать за Оксаной Фандерой, за отчаянными попытками ее героини уцепиться хоть за что-то в жизни, которая вот-вот перевалит за вторую половину – такой роли для нее в нашем кино еще не было. – М.К.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • Dobskee· 2011-06-12 01:48:47
    Оборот «чтобы плясать, он нуждается в печке, от которой» — гениальный! Серьёзно, кроме шуток.
  • Mitya Zhuravlev· 2011-06-14 12:11:06
    рад за Флянгольца
  • wvv· 2011-06-16 01:14:05
    "массовое обретение кинематографистами чувства реальности; в таком объеме и с такой очевидностью это в новом русском кино происходит впервые".
    На основании чего автор делает такие выводы? Особенно умиляет слово "массовое". "Елена" вообще фильм отдельный, а конкурс "Кинотавра" всеми, кроме openspace, оценен как крайне убогий.
    Неужели информационное спонсорство так застит глаза?
Читать все комментарии ›
Все новости ›