Одна, в общем, едет с ярмарки, другая – на ярмарку, и они сравнивают ощущения.

Оцените материал

Просмотров: 45582

Итоги «Кинотавра»: реальность больше не кусается

Мария Кувшинова, Георгий Ковалев · 11/06/2011
Волошин, Гордон, личные призы обозревателей OPENSPACE.RU и долгожданное обретение почвы

©  Кинотавр-2011

Кадр из фильма «Без мужчин»

Кадр из фильма «Без мужчин»

В субботу закрывается 22-й сочинский «Кинотавр». МАРИЯ КУВШИНОВА – о содержательных итогах «Кинотавра» и фильме Александра Гордона «Огни притона», ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ – о «Бедуине» Игоря Волошина и «Без мужчин» Алены Хмельницкой и Резо Гигинеишвили, а также личные призы обозревателей OPENSPACE.ru, которые не обязательно должны совпасть с официальными.

Главный итог «Кинотавра» (до официального подведения итогов) – массовое обретение кинематографистами чувства реальности; в таком объеме и с такой очевидностью это в новом русском кино происходит впервые.

Фестиваль заранее объявил, что в этом году делает упор не на авторское кино, а на мейнстрим, жанр – и в этом, кажется, больше от безысходности, чем от целенаправленной политики: большинство режиссеров, составляющих русскую новую волну, ничего не сняли к началу июня. Но жанр, в отличие от арта, не может существовать без реальности; чтобы плясать, он нуждается в печке, от которой.

Один из показательных примеров: «Бабло» Константина Буслова, сто первый русский фильм про похищенный чемоданчик с миллионом евро – и первый, без сомнения, получившийся. Героями этой криминальной комедии становятся менты, воры, проститутки, бизнесмены и чиновники, и, несмотря на их карикатурность, это правдоподобные схемы, узнаваемые типажи, ситуации и детали. Сюжет картины не подвешен в воздухе; Буслов создает собственный авторский мир, но это не вымысел, просто полезная мутация мира реального. Другой пример – «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, неглупый актерский капустник, перенесенный на экран со сцены, из пространства предельно условного, и в своей кинематографической версии накачанный наблюдениями, деталями и узнаваемой натурой.

©  Кинотавр-2011

Кадр из фильма «Без мужчин»

Кадр из фильма «Без мужчин»

Но самым показательным в этом контексте является путь Андрея Звягинцева. Фестиваль закрывается его «Еленой», про которую за последний месяц уже не раз было сказано, что это в хорошем смысле апогей новейшего русского кино. Начинавший с предельной, раздражающей условности режиссер неожиданно сжал сегодняшний день в кулаке, как сжимают вырванное из груди сердце.

Там, где происходит сцепка кино с реальностью, может произойти и его сцепка со зрителем, но кино, претендующее хотя бы накую-то степень массовости, не может быть буржуазным. И «Елена», и конкурсный «Портрет в сумерках», помимо прочего, сигнализируют о чудовищном социальном расслоении, о распаде общества и реальности на параллельные и часто враждебные миры. Оба фильма сняты представителями благополучного класса и от его имени – и оба по-своему выражают страх этого класса перед другой Россией, не артикулированной, не рефлексирующей себя при помощи кинематографа.

В чем причины этого обретения почвы? Возможно, в том, что за последние десять лет индустрия начала заново обрастать навыками, утраченными за годы пребывания в коме. И еще в той самой путинской стабильности – стабильности кастового общества, в котором каждая из каст обладает набором собственных атрибутов и собственной киногенией. – М.К.
Страницы:

КомментарииВсего:5

  • Dobskee· 2011-06-12 01:48:47
    Оборот «чтобы плясать, он нуждается в печке, от которой» — гениальный! Серьёзно, кроме шуток.
  • Mitya Zhuravlev· 2011-06-14 12:11:06
    рад за Флянгольца
  • wvv· 2011-06-16 01:14:05
    "массовое обретение кинематографистами чувства реальности; в таком объеме и с такой очевидностью это в новом русском кино происходит впервые".
    На основании чего автор делает такие выводы? Особенно умиляет слово "массовое". "Елена" вообще фильм отдельный, а конкурс "Кинотавра" всеми, кроме openspace, оценен как крайне убогий.
    Неужели информационное спонсорство так застит глаза?
  • Vincent· 2011-06-17 01:24:31
    " Начинавший с предельной, раздражающей условности режиссер..." - это было сказано о Звягинцеве, о первых двух его картинах "Возвращении" и "Изгнании"

    Так вот хочу заметить, что многих, включая меня, эта как вы выражаетесь "условность", а я бы сказал оторванность от реальности, как раз и привлекала в его фильмах, обидно будет если Звягинцев "прогнулся" и снял кино на злобу дня.

    Посмотрим его "Елену" оценим и сделаем выводы.

    А так называемый мейнстрим - общий поток, мне не интересен, что бы там не говорили "эксперты" от российского кино.
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:09:01
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›