Ивентов стало много, а критические мощности остались на старом, достаточно скромном уровне – у массмедиа просто не хватает ресурсов для того, чтобы все это грамотно, завлекательно и масштабно преподнести зрителям.

Оцените материал

Просмотров: 23006

2010: Субъективные итоги

Татьяна Алешичева, Борис Нелепо, Мария Терещенко, Антон Долин, Андрей Плахов, Василий Корецкий, Вадим Рутковский, Василий Степанов · 24/12/2010
Авторы раздела «Кино» – ТАТЬЯНА АЛЕШИЧЕВА, БОРИС НЕЛЕПО, МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО, АНТОН ДОЛИН, АНДРЕЙ ПЛАХОВ, ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ, ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ – рассказывают, чем каждому из них запомнился уходящий год

Имена:  Алексей Балабанов · Алексей Попогребский · Алексей Федорченко · Апичатпонг Вирасетакун · Джеймс Кэмерон · Ксавье Бовуа · Никита Михалков · Поль Веккиали · Сергей Лозница · Сергей Соловьев · Фатих Акин

OPENSPACE.RU попросил кинокритиков, авторов раздела «Кино», назвать главные события 2010 годафильмы, людей или явления.


Василий КОРЕЦКИЙ

Если говорить о ситуации у нас, то от 2010-го осталось ощущение несколько бестолкового артхаусного бума: везде пооткрывались маленькие и большие киноклубы, CoolСonnections как-то невероятно активизировалось и провело кучу фестивалей.

Парадокс в том, что всех этих мелких ивентов стало много, а критические мощности остались на старом, достаточно скромном уровне, то есть у массмедиа просто не хватает ресурсов для того, чтобы все это грамотно, завлекательно и достаточно масштабно преподнести зрителям. Вообще, проблемы профессионального сообщества в 2010-м стали особенно очевидны. Ситуация, когда у нас есть три-четыре лидера мнений (причем трое из них работают в одном издании), наверное, удобна промоотделам прокатных компаний, но для развития кинокритики как института это катастрофа. Есть какие-то робкие попытки вытолкнуть на сцену новое поколение — взять хотя бы последний номер «Сеанса», сочиненный молодыми дарованиями со всех краев РФ, или введение «молодежного» жюри на фестивале «2morrow/Завтра», но это все, кажется, пока имеет больше отношения к проблеме занятости, чем к проблемам дискурса (например, единственный русскоязычный критик, работающий с актуальным междисциплинарным подходом, — это жж-юзер moskovitza, и пока ее (его) тексты, увы, проходят по ведомству сатиры и юмора).

А что касается событий мирового кинопроцесса, то это даже не выход годаровского «Социализма», а победа Вирасетакуна в Канне. Надеюсь, теперь, после официального признания, с трендом бессобытийного и безнарративного созерцательного кино быстро покончат.


Андрей ПЛАХОВ

Похищение Европы. Печальный, но труднооспоримый факт: европейскому кино нечего предъявить городу и миру на исходе нулевых. Безжалостная статистика. В 2010-м главные фестивали (Канн — Венеция — Берлин) чествуют победителей из Таиланда, США и полуазиатской Турции. В шести номинациях призы Европейской киноакадемии завоевывает «Призрак», выдающийся только именем режиссера-страдальца Романа Полански. Лучшим фильмом Франции в этом году признан политкорректный и аккуратный «О людях и богах» Ксавье Бовуа, лучшим немецким — милая и безобидная «Душевная кухня» Фатиха Акина, а лучшим европейским дебютом — израильский «Ливан» Шмуэля Маоза, вряд ли имеющий прямое отношение к Европе.

Что говорить о российских фильмах — лучшие из них сняты на Чукотке («Как я провел этим летом» Алексея Попогребского), в мифологическом краю меря («Овсянки» Алексея Федорченко) и на метафорической постсоветской территории («Счастье мое» Сергея Лозницы). Зато Голливуд, как всегда случалось в эпохи экономических кризисов, упрочил свои позиции. Бум анимации и 3D, внедрение дешевых цифровых технологий в независимое кино — все это работает на Новый Cвет в широком смысле слова в ущерб Cвету Старому.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • strapon3D· 2010-12-25 01:01:05
    Тухлые какие-то итоги. Или кино протухло? Или критики. Непонятно.
  • PorkoRosso· 2010-12-25 13:11:30
    Для ресурса такого уровня просто позорный материал. Из что-то смыслящих в кино людей только Плахов (и тот ругает отличный фильм Поланского). Ну и Степанов, что-то внятное пишет, остальных как с улицы понабрали (особенно Рутковского писающего паром от михалковского убожества). На этом фоне афишевские Волобуев с Зельвенским смотрятся просто звёздами.
  • lena82· 2010-12-25 17:22:46
    С такими критиками и итогами, единственным нормальным местом о кино на русском похоже становится Cineticle.com
  • takodin· 2010-12-25 23:02:13
    Н-да, грустно же такое читать. Еще раз проговорили все самые унылые пшики года, никакого воображения. Аватар с дядюшкой, Михалков (?!) с Кочегаром. Будто бы шаг вправо, шаг влево - расстрел. Никакой динамики, никакого различия.
    Плахов продолжает наезд на крупные фестивали. И в общем-то, пущай продолжает, оно может быть и полезно, но вот только причем тут настоящий кинематограф и похищенная Европа? Как будто бы в Германии нет ничего, кроме стерильного Акина...
    Радует только Нелепо. Вообще, такое ощущение, что он единственный здесь, кто не сжимает пространство кино до крошечных пятачков брендов и вялых "тенденций", а наоборот, по возможности расширяет. За что ему кстати огромное спасибо.
    И да, согласен, что cineticle на фоне таких вот итогов подкупает, по крайней мере, своей искренней увлеченностью кино, не каким-то там кино, а кино вообще.
  • bandeapart· 2010-12-25 23:57:59
    мда, Рутковский - опускается хуже некуда, Алешичева - видит хорошее только в сериалах, Нелепо - так беспардонно присвоил себе открытие Веккили, Долин - вообще отстал от всего и уже года три несет какую-то ахинею, остальных вообще первый раз слышу. Радует только Плахов. И вправду, в таком разнообразии, я тоже выбираю Cineticle!
  • commentator· 2010-12-26 02:02:18
    Прежде чем этa ветка комментариев превратится в доску саморекламы Синетикла, давайте трезво смотретъ на вещи: у них есть примерно полтора сравнительно неплохих автора, остальные - сборище графоманов, начитавшихся Делеза в топорном переводе; это какой-то детский сад, играющий во "взрослых" критиков как в войнушку, устраивающие помпезные, словоблудные круглые столы, креативно склоняющие фамилии режиссеров и, что уж греха таить, нагло передирающие чужие идеи и слова. Если это спасители современной русской кинокритики - она в более глубокой дыре, чем это может показаться.
    Личная просьба к автору Синетикла, подписавшему предыдущий комментарий именем bandeapart: когда у вас кончатся названия фильмов Годара для псевдонимов, сообщите, я вам подброшу еще.
  • nebrosko· 2010-12-26 04:07:52
    уважаемый КОММЕНТАТОР! синетикл читаю с первого номера и хочу яростно за ребят вступиться. никто не играет во взрослых критиков, не помпезничает и не блудит словом. это какое-то странное и болезненное (завистливое?) восприятие честной попытки конструирования внятного контекста (без претензий на созидание дискурса). это настоящая площадка для проговаривания (пусть иногда и тавтологичного - это даже плюс) авторов, тенденций, концепций..не встречала нигде (может пропустила?) лозунгов, в которых рецензенты синетикл провозглашают себя мессиями, разводящими тучи над погрязшими в кинозабвении умами.

    что ж Вы на них так взъелись?
  • bezumnypiero· 2010-12-26 08:02:01
    думаю редакция оупенспейс может подтвердить, что у нас разные ip.
  • Whytryin· 2010-12-26 10:39:17
    Непонятно почему колонка называется «итоги», а не «диагнозы».

    Из кассовых результатов последнего киногода можно сделать вывод, что происходит провал коммуникации между кинопроизводителями и кинозрителями (да, судя по комментариям, и кинокритиками) по всем фронтам, кроме самого примитивного «в кинотеатре показывают не совсем кино». Люди идут на 3дэ, хай-концепты и франшизы. Кроме Бориса Нелепо никто примеров положительной коммуникации на хоть сколько-то детальном уровне не предложил. Сериалы вряд ли можно рассматривать как таковые, потому что это всего лишь более удобная платформа для доения хай-концептов.
  • mkuvshinova· 2010-12-26 21:55:51
    Друзья, я понимаю, что вам тоже очень хочется, чтобы у вас спросили про ваши итоги, и уж тогда бы вы точно всем все объяснили. Для начала - начните подписываться своими именами, а там посмотрим.
  • bezumnypiero· 2010-12-27 07:35:30
    всем выйти из сумрака! )
  • pv· 2010-12-27 08:04:18
    ... сумы рока)
    а подписи, для мадам -- проставлены изначально... нууу, извинииите миняяя... что скорописью)
  • mkuvshinova· 2010-12-27 13:51:57
    В смысле, изначально? (Не могу к вам обратится, даже не знаю, мадам ли вы).
  • bezumnypiero· 2010-12-27 14:50:56
    Маша, что Вы тут фейсбук устраиваете? где тут просили регистрироваться не под никами?
  • pv· 2010-12-27 15:42:20
    зовите меня... эээ... Владимиром, если уж Вам ТАК это-таки важно... меня, скажем, совершенно не интересуют ФИО участников процесса: главное. чтоб он шёл -- как в Кино, так и около ) на всякий случай, я к Кино отношения ну просто никакого не имею ) и к Музыке тоже... да и вапче -- ни к какому цеху, даже кружку самодеятельности
  • pv· 2010-12-27 16:21:49
    лучше б было задать несколько совершенно определенных вопросов, а то "некоторые" отвечают, болтая ногой о процессе вапче, напрочь снижая серьезность самого опроса... или я чего не понял? может, опрос шуточный, в плане подготовки к 1 апреля (((
  • mkuvshinova· 2010-12-27 16:22:23
    Мне не очень это важно. У меня никогда не было ЖЖ, я никогда не участвовала в полемике с участием анонимов, и мне действительно любопытно узнать, какого рода удовольствия от процесса получает человек, который под именем трехмерного страпона пишет "критик козел".
  • pv· 2010-12-27 16:44:08
    (мирный) диалог закончен, засим -- не обижайтесь (эт на будущее, в порядке предупреждения))) шутка)
  • pv· 2010-12-27 16:45:46
    странные вы, право... женщины
  • mkuvshinova· 2010-12-27 17:36:03
    То есть, ваш ответ: "Чтобы получать удовольствие от писания под псевдонимом трехмерный страпон "критик козел" - надо быть мужчиной". Я вас поняла, спасибо.
  • EnterTheVoid· 2010-12-27 18:19:37
    Мне кажется, что критикам просто особо не о чем было писать, оттого и такие результаты, культурный кризис, всеобщая усталость и пресыщенность сказывается и на них.
    И правда, о чем им было писать? О том, что кино деградирует, режиссеры мельчают, пошляки торжествуют, искусству приходит конец, кино постепенно превращается в балаган, критерии все больше размываются, все постепенно катится к концу и превращается в пошлятину можно было написать и в прошлые годы. Новый год ничего нового не принес. В этом контексте итоги Нелепо выглядят очень показательными, он смотрит назад, впереди то ничего радостного критиков не ждет, интересно анализировать можно только умное, интересное кино. А сериалы с мультиками как-то особо не фонтан анализировать, несерьезно все это, да и анализировать то там нечего особого.
    Мне вот очень понравились итоги Плахова и Степанова. Коротко, ясно и без лишнего словоблудия. Плахов нормально так подытожил, Европе - пи***. И правда, если подумать, то Европа то ничего особо стоящего не сняла в этом году, кроме Последнего Воскресения, да и в прошлых годах все какие-то единичные прорывы были, в прошлом году хотя бы был гениальный Клык, в этом вообще полная шляпа.
    Наше кино даже и комментировать не хочется, вроде какие-то новые имена появляются, но русское кино как там было, так так и остается. Только Хлебников радует.
  • mkuvshinova· 2010-12-27 19:57:57
    В принципе, идея была в том, чтобы рассказать о своих личных впечатлениях, а не о том, что принес этот год кинематографу с большой буквы "К". Кто-то так и сделал (ну и получает сейчас за свою искренность от анонимов), кто-то все-таки решил делать более формальные профессиональные обобщения. Люди все разные.
    А публика любят, чтобы был список: 10 лучших фильмов, 10 худших. Михалков плохой, Поланский хороший. Хочется уходить от однозначности и заезженных форматов.
  • pv· 2010-12-27 20:10:54
    to: mk
    если б я написал, типа, МНС - "конъюнктурная кака, фу", Вы, наверное бы, "скушали", не возмущаясь, но я Вам писал культурненько, аккуратненько)... ну да, ни о чем -- симметрично на Вашу пустоватую культпросветность... мой Вам добрый совет: пишите только о том, что Вас лично глубоко радует или потрясает, обзоры дозорных мало кому из интересующихся и болеющих за Кино интересны, т.е. когда и если заинтересуете меня лично -- непременно поделюсь с Вами невиданной радостью... успехов в Новом Году!

    лично у меня "Овсянки" не вызвали ни одного протеста, т.е. никого отговаривать смотреть этот спокойно выдержанный НЕУТОМИТЕЛЬНЫЙ 75-минутный фильм не стану
  • mkuvshinova· 2010-12-27 20:19:16
    А у меня вызвали что ли, Овсянки-то? Как будто я отговаривала. Перепутали с кем-то.
  • vzrosvkos· 2010-12-27 22:05:59
    не уверен что меня слышит автор строк про "внедрение дешевых цифровых технологий в независимое кино" потому спрошу у собравшейся публики, приведите пример пожалуйста американского фильма где эта тенденция особенно хорошо прослеживается?
  • Whytryin· 2010-12-27 23:07:24
    Мария, а можно еще про идеальный мир поспрашивать?

    У Арнхайма в «The Film Critic of Tomorrow» вычитал формулировку красивую, что одна из задач критика будущего - избавить мир от комического образа усредненного кинокритика. Написано в 35м году, но актуальности не теряет - достаточно, например, Закрытый показ включить (конечно там этот эффект всякими жульническими способами достигается, но тем не менее).

    Цель красивая, но ситуация примерно та же, что и с «построением гражданского общества» например. И вот тут какой момент есть - те критики, которые признание получают, абсолютно естественно начинают создавать себе зону комфорта и отсекать постороннюю аудиторию. Соответственно в общем доступе остается тот самый усредненный комический образ. Возможно, что некоторые «более формальные профессиональные обобщения» (в особенности те, которые можно выкатывать в любой момент с минимальными изменениями) его только укрепляют.

    Я наверняка чего-то не понимаю и не учитываю, но все-таки в принципе это решаемая проблема или нет?
  • vzrosvkos· 2010-12-27 23:30:12
    to whytryin
    не создавайте себе зону комфорта отсекая людей с насущными проблемами ради того чтобы вызвать на ни к чему не обязывающий разговор надумавшую пофордыбачиться прелестную марию
  • Whytryin· 2010-12-27 23:38:43
    to vzrosvkos
    Ох, как будто к участковому в поликлинику зашел "просто спросить", а там очередь... ну извините)
  • vzrosvkos· 2010-12-27 23:48:32
    вы войдите в положение - у меня на повестке вопрос, можно сказать, в молоко, ответ на которой от того менее важным не становиться а тут влезаете вы со своими соображениями и мое нездоровое любопытство оформленное в комменте тонет в пучине вашей предполагаемой дискуссии с марией...все это, конечно, забегая вперед но учитывая мое больное воображение... а впрочем каюсь, моя бестактность не знает границ..протягиваю руку .удачных споров до раннего утра а я так и останусь в неведении относительно образчика "внедрения дешевых цифровых технологий в независимое кино"
  • bezumnypiero· 2010-12-28 16:27:21
    давайте я скажу, это безусловно "Пленка" Линклейтера, и "Тайм-код" и "Отель" Фиггиса, я бы мог дать Вам также ссылку, но меня, наверняка, тогда тут забанят как бота и обвинят в чорном пиаре ;-)
Все новости ›