Ивентов стало много, а критические мощности остались на старом, достаточно скромном уровне – у массмедиа просто не хватает ресурсов для того, чтобы все это грамотно, завлекательно и масштабно преподнести зрителям.

Оцените материал

Просмотров: 22924

2010: Субъективные итоги

Татьяна Алешичева, Борис Нелепо, Мария Терещенко, Антон Долин, Андрей Плахов, Василий Корецкий, Вадим Рутковский, Василий Степанов · 24/12/2010
Авторы раздела «Кино» – ТАТЬЯНА АЛЕШИЧЕВА, БОРИС НЕЛЕПО, МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО, АНТОН ДОЛИН, АНДРЕЙ ПЛАХОВ, ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ, ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ – рассказывают, чем каждому из них запомнился уходящий год

Имена:  Алексей Балабанов · Алексей Попогребский · Алексей Федорченко · Апичатпонг Вирасетакун · Джеймс Кэмерон · Ксавье Бовуа · Никита Михалков · Поль Веккиали · Сергей Лозница · Сергей Соловьев · Фатих Акин

OPENSPACE.RU попросил кинокритиков, авторов раздела «Кино», назвать главные события 2010 годафильмы, людей или явления.


Василий КОРЕЦКИЙ

Если говорить о ситуации у нас, то от 2010-го осталось ощущение несколько бестолкового артхаусного бума: везде пооткрывались маленькие и большие киноклубы, CoolСonnections как-то невероятно активизировалось и провело кучу фестивалей.

Парадокс в том, что всех этих мелких ивентов стало много, а критические мощности остались на старом, достаточно скромном уровне, то есть у массмедиа просто не хватает ресурсов для того, чтобы все это грамотно, завлекательно и достаточно масштабно преподнести зрителям. Вообще, проблемы профессионального сообщества в 2010-м стали особенно очевидны. Ситуация, когда у нас есть три-четыре лидера мнений (причем трое из них работают в одном издании), наверное, удобна промоотделам прокатных компаний, но для развития кинокритики как института это катастрофа. Есть какие-то робкие попытки вытолкнуть на сцену новое поколение — взять хотя бы последний номер «Сеанса», сочиненный молодыми дарованиями со всех краев РФ, или введение «молодежного» жюри на фестивале «2morrow/Завтра», но это все, кажется, пока имеет больше отношения к проблеме занятости, чем к проблемам дискурса (например, единственный русскоязычный критик, работающий с актуальным междисциплинарным подходом, — это жж-юзер moskovitza, и пока ее (его) тексты, увы, проходят по ведомству сатиры и юмора).

А что касается событий мирового кинопроцесса, то это даже не выход годаровского «Социализма», а победа Вирасетакуна в Канне. Надеюсь, теперь, после официального признания, с трендом бессобытийного и безнарративного созерцательного кино быстро покончат.


Андрей ПЛАХОВ

Похищение Европы. Печальный, но труднооспоримый факт: европейскому кино нечего предъявить городу и миру на исходе нулевых. Безжалостная статистика. В 2010-м главные фестивали (Канн — Венеция — Берлин) чествуют победителей из Таиланда, США и полуазиатской Турции. В шести номинациях призы Европейской киноакадемии завоевывает «Призрак», выдающийся только именем режиссера-страдальца Романа Полански. Лучшим фильмом Франции в этом году признан политкорректный и аккуратный «О людях и богах» Ксавье Бовуа, лучшим немецким — милая и безобидная «Душевная кухня» Фатиха Акина, а лучшим европейским дебютом — израильский «Ливан» Шмуэля Маоза, вряд ли имеющий прямое отношение к Европе.

Что говорить о российских фильмах — лучшие из них сняты на Чукотке («Как я провел этим летом» Алексея Попогребского), в мифологическом краю меря («Овсянки» Алексея Федорченко) и на метафорической постсоветской территории («Счастье мое» Сергея Лозницы). Зато Голливуд, как всегда случалось в эпохи экономических кризисов, упрочил свои позиции. Бум анимации и 3D, внедрение дешевых цифровых технологий в независимое кино — все это работает на Новый Cвет в широком смысле слова в ущерб Cвету Старому.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:30

  • strapon3D· 2010-12-25 01:01:05
    Тухлые какие-то итоги. Или кино протухло? Или критики. Непонятно.
  • PorkoRosso· 2010-12-25 13:11:30
    Для ресурса такого уровня просто позорный материал. Из что-то смыслящих в кино людей только Плахов (и тот ругает отличный фильм Поланского). Ну и Степанов, что-то внятное пишет, остальных как с улицы понабрали (особенно Рутковского писающего паром от михалковского убожества). На этом фоне афишевские Волобуев с Зельвенским смотрятся просто звёздами.
  • lena82· 2010-12-25 17:22:46
    С такими критиками и итогами, единственным нормальным местом о кино на русском похоже становится Cineticle.com
Читать все комментарии ›
Все новости ›