Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество».
Страницы:
Эскизы оформления «Русских балетов», когда-то пачками продававшиеся не только на Sotheby’s и Christie’s, но и на многочисленных французских аукционах, сейчас появляются на рынке все реже. За ними буквально охотятся отечественные коллекционеры нового поколения, однако счастливых обладателей вещей из дягилевского наследия в России можно пересчитать, пожалуй, по пальцам одной руки. Так, в коллекции Семенихиных есть только одна подобная работа — эскиз Бакста к балету «Синий бог». Она демонстрировалась на выставке в Монако, однако в Москве ее показывать почему-то не стали.
Зато в Третьяковку привезли грандиозный занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу Пабло Пикассо из лондонского Музея Виктории и Альберта; эскиз декорации к балету «Ода» из коллекции Сергея Лифаря; портрет Любови Чернышевой в роли Клеопатры кисти Лиона Флора из собрания Нилуфера Добра, а также костюм Зобеиды по эскизу Бакста 1930-х годов из архива Societe des Bains de Mer. Все эти вещи могли бы оказаться в России, однако железный занавес сделал невозможным их приобретение и для отечественных музеев, и для «подпольных» коллекционеров советского времени.
Благодаря Александре Томилиной, второй жене Михаила Ларионова, передавшей в дар Третьяковской галерее в 1989 году архив мужа, на выставке представлены уникальные фотографии и документы, связанные с «Русскими балетами». Еще несколько вещей предоставил для выставки внучатый племянник и хранитель наследия Льва Бакста Николай Константинович.
Экспозицию «Видение танца» открывает афиша первого русского сезона в театре Шатле 1909 года, литография Валентина Серова «Анна Павлова в балете “Сильфиды”» из коллекции, собранной Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими. Эскизы костюмов Георгия Якулова к балету «Стальной скок», Иды Рубинштейн — к «Клеопатре» Льва Бакста — вот неполный список работ из этой коллекции. Долгое время она считалась крупнейшим частным собранием русского искусства за рубежом. В 2008 году часть обширного театрального собрания Лобановых-Ростовских была приобретена примерно за $20 млн неким фондом «Константиновский», однако фактически коллекция перешла в ведение Управления делами президента. Впрочем, Лобановы-Ростовские продали лишь часть собрания — так, пошуары по эскизам Пабло Пикассо к балету «Треуголка» предоставила для выставки сама Нина Лобанова-Ростовская.
Подлинные костюмы «Русских балетов» для выставки привезли британские коллекционеры Ольга и Айвор Мазур, а также Елизавета Мешквичева и Максим Боксер из Ravenscourt Galleries. Собрание супругов Мазур началось с черных пуантов Тамары Карсавиной (которые также можно увидеть в Третьяковке), когда-то совершенно случайно обнаруженных среди ненужного хлама. В итоге Ольге и Айвору удалось собрать костюмы к балетам «Шехеразада», «Жар-птица» и «Синий бог» (на выставке представлены костюмы по эскизам Льва Бакста к «Шехеразаде» и «Синему богу»). Но, пожалуй, наиболее интересны костюмы придворных дам к балету «Песнь соловья» 1920 года по эскизу Анри Матисса, который расписывал ткань цветами собственноручно. Эти костюмы также можно увидеть на выставке.
Максим Боксер из Ravenscourt Galleries уже рассказывал OPENSPACE.RU, как они с Елизаветой Мешквичевой обнаружили костюмы дягилевских балетов на аукционе Керри Тэйлор в Лондоне.
Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество». Это связано в первую очередь с плохой сохранностью вещей, стоимость реставрации которых нередко превышает их собственную. Задачу осложняет и то, что театральные костюмы много раз перешивались под сменяющихся исполнителей, а после продаж с аукционов новые владельцы нередко надевали костюмы на светские мероприятия, что окончательно разрушало и без того хрупкие ткани. Например, костюмы из балета «Весна священная» носила на вечеринки британская актриса Ванесса Редгрейв, а некоторые туники из «Синего бога» порой использовались в качестве домашних платьев.
В итоге для восстановления утраченных элементов коллекционерам приходится искать старые ткани, связываться со специалистами по всему миру. При всей сложности процесса реставрация существенно снижает стоимость и ценность костюма. Например, Максим Боксер рассказывал, что от приобретения некоторых вещей ему пришлось отказаться из-за слишком плохой сохранности.
Еще одна проблема — хранение и перевозка. Необходимо не только создать правильный температурно-влажностный режим, но и найти место для костюма. Тем не менее, по словам Ольги Мазур, удовольствие от работы с уникальными вещами оказывается сильнее всех трудностей. Цены на костюмы также впечатляют: костюм работы Льва Бакста к балету «Синий бог» был продан на торгах Bonhams за £12 300 при эстимейте £1,5—2,5 тыс. Как рассказала Ольга Мазур в интервью журналу ART+AUCTION, «костюм нуждается в реставрации, которая займет 1,5—2 года и, соответственно, потребует немалых средств. Недавно нам предложили костюм работы Матисса за £60 тыс. — и это не предел».
Возросший спрос на костюмы «Русских сезонов» продиктован в первую очередь тем, что на рынке их осталось крайне мало. Цены выросли с нескольких сотен до десятков тысяч фунтов даже на предметы в плохой сохранности. Директор галереи «Элизиум» и коллекционер Марина Молчанова считает, что с точки зрения инвестиций покупка костюмов Дягилевских сезонов — предприятие не более рискованное, чем приобретение «Акулы в формалине». Те же проблемы с сохранностью и пространством для хранения, зато выглядят костюмы куда эффектней.
Зато в Третьяковку привезли грандиозный занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу Пабло Пикассо из лондонского Музея Виктории и Альберта; эскиз декорации к балету «Ода» из коллекции Сергея Лифаря; портрет Любови Чернышевой в роли Клеопатры кисти Лиона Флора из собрания Нилуфера Добра, а также костюм Зобеиды по эскизу Бакста 1930-х годов из архива Societe des Bains de Mer. Все эти вещи могли бы оказаться в России, однако железный занавес сделал невозможным их приобретение и для отечественных музеев, и для «подпольных» коллекционеров советского времени.
Благодаря Александре Томилиной, второй жене Михаила Ларионова, передавшей в дар Третьяковской галерее в 1989 году архив мужа, на выставке представлены уникальные фотографии и документы, связанные с «Русскими балетами». Еще несколько вещей предоставил для выставки внучатый племянник и хранитель наследия Льва Бакста Николай Константинович.
Экспозицию «Видение танца» открывает афиша первого русского сезона в театре Шатле 1909 года, литография Валентина Серова «Анна Павлова в балете “Сильфиды”» из коллекции, собранной Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими. Эскизы костюмов Георгия Якулова к балету «Стальной скок», Иды Рубинштейн — к «Клеопатре» Льва Бакста — вот неполный список работ из этой коллекции. Долгое время она считалась крупнейшим частным собранием русского искусства за рубежом. В 2008 году часть обширного театрального собрания Лобановых-Ростовских была приобретена примерно за $20 млн неким фондом «Константиновский», однако фактически коллекция перешла в ведение Управления делами президента. Впрочем, Лобановы-Ростовские продали лишь часть собрания — так, пошуары по эскизам Пабло Пикассо к балету «Треуголка» предоставила для выставки сама Нина Лобанова-Ростовская.
Подлинные костюмы «Русских балетов» для выставки привезли британские коллекционеры Ольга и Айвор Мазур, а также Елизавета Мешквичева и Максим Боксер из Ravenscourt Galleries. Собрание супругов Мазур началось с черных пуантов Тамары Карсавиной (которые также можно увидеть в Третьяковке), когда-то совершенно случайно обнаруженных среди ненужного хлама. В итоге Ольге и Айвору удалось собрать костюмы к балетам «Шехеразада», «Жар-птица» и «Синий бог» (на выставке представлены костюмы по эскизам Льва Бакста к «Шехеразаде» и «Синему богу»). Но, пожалуй, наиболее интересны костюмы придворных дам к балету «Песнь соловья» 1920 года по эскизу Анри Матисса, который расписывал ткань цветами собственноручно. Эти костюмы также можно увидеть на выставке.
Максим Боксер из Ravenscourt Galleries уже рассказывал OPENSPACE.RU, как они с Елизаветой Мешквичевой обнаружили костюмы дягилевских балетов на аукционе Керри Тэйлор в Лондоне.
Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество». Это связано в первую очередь с плохой сохранностью вещей, стоимость реставрации которых нередко превышает их собственную. Задачу осложняет и то, что театральные костюмы много раз перешивались под сменяющихся исполнителей, а после продаж с аукционов новые владельцы нередко надевали костюмы на светские мероприятия, что окончательно разрушало и без того хрупкие ткани. Например, костюмы из балета «Весна священная» носила на вечеринки британская актриса Ванесса Редгрейв, а некоторые туники из «Синего бога» порой использовались в качестве домашних платьев.
В итоге для восстановления утраченных элементов коллекционерам приходится искать старые ткани, связываться со специалистами по всему миру. При всей сложности процесса реставрация существенно снижает стоимость и ценность костюма. Например, Максим Боксер рассказывал, что от приобретения некоторых вещей ему пришлось отказаться из-за слишком плохой сохранности.
Еще одна проблема — хранение и перевозка. Необходимо не только создать правильный температурно-влажностный режим, но и найти место для костюма. Тем не менее, по словам Ольги Мазур, удовольствие от работы с уникальными вещами оказывается сильнее всех трудностей. Цены на костюмы также впечатляют: костюм работы Льва Бакста к балету «Синий бог» был продан на торгах Bonhams за £12 300 при эстимейте £1,5—2,5 тыс. Как рассказала Ольга Мазур в интервью журналу ART+AUCTION, «костюм нуждается в реставрации, которая займет 1,5—2 года и, соответственно, потребует немалых средств. Недавно нам предложили костюм работы Матисса за £60 тыс. — и это не предел».
Возросший спрос на костюмы «Русских сезонов» продиктован в первую очередь тем, что на рынке их осталось крайне мало. Цены выросли с нескольких сотен до десятков тысяч фунтов даже на предметы в плохой сохранности. Директор галереи «Элизиум» и коллекционер Марина Молчанова считает, что с точки зрения инвестиций покупка костюмов Дягилевских сезонов — предприятие не более рискованное, чем приобретение «Акулы в формалине». Те же проблемы с сохранностью и пространством для хранения, зато выглядят костюмы куда эффектней.
Страницы:
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452314
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343672
- 3. Норильск. Май 1270161
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897986
- 5. Закоротило 822646
- 6. Не может прожить без ирисок 785282
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762392
- 8. Коблы и малолетки 742168
- 9. Затворник. Но пятипалый 473868
- 10. ЖП и крепостное право 408357
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404733
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371796
спасибо)
(я пишу про него диплом - мне важно))
Занавес к "Голубому эксперссу" - фейерический. Мне кажется, англичане его привезли, чтобы самим на него посмотреть :)