Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество».

Оцените материал

Просмотров: 86016

Дягилев как бренд

Дарья Дмитриева · 10/11/2009
Страницы:

©  ГТГ

Наталья Гончарова. Эскиз занавеса к балету «Свадебка» Неосуществленный вариант. Конец 1910-х

Наталья Гончарова. Эскиз занавеса к балету «Свадебка» Неосуществленный вариант. Конец 1910-х

Все же коллекционирование старых театральных костюмов, пусть и к знаменитым «Русским сезонам», удел немногих. Зато эскизы декораций художников, работавших с Дягилевым, востребованы на рынке куда больше. По мнению Максима Боксера, особенно ценятся громкие имена, первые места здесь занимают Лев Бакст, Валентин Серов и Николай Рерих. Еще сложнее найти эскизы оформления театральных постановок, выполненные Анри Матиссом, Джоджо де Кирико и Пабло Пикассо, потому что здесь число заинтересованных покупателей куда больше и не ограничено лишь российскими коллекционерами. Вещи, созданные до и после 1929 года, принципиально по цене не отличаются, имеет значение лишь качество рисунков и их сохранность. «Если сравнить стоимость костюмов, то работа Матисса, аналогичная по качеству и состоянию костюму Бакста, стоит в несколько раз дороже», — отмечает Боксер. Его собственная коллекция эскизов к Дягилевским сезонам включает в себя работы Александра Бенуа, Николая Рериха, Александра Головина, Константина Сомова, Льва Бакста и Сергея Судейкина.

©  Bonhams

Наталья Гончарова. Эскиз декорации к балету «Золотой петушок». 1914

Наталья Гончарова. Эскиз декорации к балету «Золотой петушок». 1914

Стоимость театральных эскизов может колебаться от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов, в зависимости от уникальности эскиза, мастерства его исполнения и провенанса. По мнению Марины Молчановой, провенанс всегда влияет на стоимость вещи, поэтому атрибуция того или иного наброска как эскиза к конкретному балету дягилевской антрепризы может существенно увеличить его цену. Сама Молчанова недавно стала счастливым обладателем эскиза «Хоровод» Михаила Ларионова к балету «Русские сказки» 1916—1918 годов. Сейчас работа представлена на выставке «Видение танца» и висит в окружении «эталонных» вещей Ларионова из музейных собраний. «Хоровод» — одна из последних находок Молчановой, приобретенная из частных рук на Западе. Шансы найти работу подобного уровня в последние годы становятся все меньше, в то время как цены неуклонно растут.

Простой пример — динамика цен на театральные работы Льва Бакста в период с 1998 по 2009 год. Одиннадцать лет назад эскиз костюма арабской танцовщицы к балету «Шехеразада» был продан на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $167 500 — более чем вдвое выше эстимейта ($40—60 тыс.). Разумеется, речь идет о работе выдающегося качества; эскизы Бакста попроще в начале 2000-х уходили в среднем за $20—40 тыс. Самые высокие результаты продаж театральных эскизов «Русских балетов» наблюдаются в 2006 и 2008 годах и исчисляются сотнями тысяч долларов. Рекордная сумма была заплачена в 2006-м на Sotheby’s в Париже за акварельный набросок Льва Бакста к балету «Нарцисс» 1911 года — €527 200 при эстимейте €300—400 тыс. Тогда цены на русское искусство в целом были на пике, однако даже в этих условиях полмиллиона за графику — сумма впечатляющая.

По данным компании «АртФинанс» за 2009 год, именно Бакст лидирует по стоимости работ в ряду русских театральных художников. Диапазон цен на эскизы этого художника составляет $15—300 тыс., несколько отстают Константин Сомов (цены варьируются от $10 тыс. до $200 тыс.) и Наталья Гончарова ($5—100 тыс.). Такой разброс цен понятен: на цену театральных рисунков влияют не только качество и сохранность, но и техника. К тому же стотысячные аукционные рекорды привлекли к этой области и недобросовестных продавцов — на рынке появился вал подделок, особенно это касается эскизов Бакста и Гончаровой.

Несмотря на «кусачие» цены и опасность подделок, спрос на такие работы будет только расти, тем более что с каждым годом найти их все сложнее. Несомненно, выставка «Видение танца» будет интересна для коллекционеров — как минимум потому, что дает возможность увидеть бесспорные по подлинности и качеству эскизы практически ко всем дягилевским постановкам, к тому же из самых разных музейных собраний.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • agat· 2009-11-17 21:33:46
    обратите внимание: Судейкина зовут Сергей, а не Николай
    спасибо)
    (я пишу про него диплом - мне важно))
  • HelenaL· 2009-11-26 23:52:25
    Дарья, спасибо. На днях была со студентами на выставке - пущу статью в дело ;)
    Занавес к "Голубому эксперссу" - фейерический. Мне кажется, англичане его привезли, чтобы самим на него посмотреть :)
Все новости ›