Несмотря на то что цены на костюмы «Русских балетов» растут, их коллекционирование сами владельцы определяют как «подвижничество».
Почему на выставке «Видение танца» почти нет работ из российских частных коллекций и как распродавалось дягилевское наследие
Сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Видение танца», приуроченная к столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Этот юбилей Западная Европа и Россия отмечают серией фестивалей и выставочных проектов, каждый из которых демонстрирует свое понимание уникального художественного явления. Празднование началось еще год назад в Париже — именно там сто лет назад стартовало победоносное шествие русских балетов. В сентябре 2008 года в галерее Charpentier на Фобур Сент-Оноре были представлены театральные эскизы, рисунки, фотографии, документы, костюмы из частных собраний.В России первая выставка, посвященная этой теме, открылась летом, когда в московский Музей декоративно-прикладного искусства привезли «Сокровища “Русских сезонов” Дягилева» — несколько костюмов антрепризы 1909—1929 годов из собрания британских коллекционеров Ольги и Айвора Мазур. Русский музей, в свою очередь, отметил столетний юбилей выставкой «Дягилев. Начало», открывшейся в середине октября в Петербурге. Завершающим аккордом стала выставка в Третьяковке, основу которой составляет проект фонда культуры «Екатерина» «Удиви меня! Сергей Дягилев и Русские балетные сезоны», показанный этим летом в Монако.
Инициаторами выставок в Монте-Карло и Москве стали коллекционеры и основатели фонда Владимир и Екатерина Семенихины. С Княжеством Монако у них давние связи — еще в 2004 году фонд «Екатерина» организовал там выставку «Русские художники в объединении “Бубновый валет”: между Сезанном и авангардом», на которой были представлены также работы из коллекции Семенихиных. Позже ее привезли в Русский музей и ГТГ. Затем, в декабре 2008-го, фонд сделал масштабную выставку, посвященную принцессе Монако — «Эпоха Грейс Келли». В случае с проектом «Удиви меня!» Монако как нельзя лучше подходило для проведения выставки, ведь именно Монте-Карло долгие годы был репетиционной базой «Русского балета». К тому же после смерти Дягилева в 1929 году хореограф Леонид Мясин совместно с полковником де Базилем (Василий Григорьевич Воскресенский — бывший казачий офицер, ставший импресарио) основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар Дягилевских сезонов.
По сравнению с выставкой в Монако «Видение танца» в Третьяковке получилась более масштабной, к тому же акцент был сделан именно на вещах из российских музеев, в то время как для экспозиции «Удиви меня!» привлекались в основном работы из западных коллекций, как музейных, так и частных. Камерный характер выставки на вилле Собер подчеркивала инсталляция «Кабинет Сержа Лифаря», с личными вещами, письмами, фотографиями и даже прядью волос великого импресарио. Финансовые трудности заставили Лифаря продать часть хранившегося у него архива Дягилева на аукционе Sotheby’s в 1975 году. Тогда практически все предметы искусства оказались в США, в собрании Wadsworth, а письма, документы и личные вещи остались в Монако, их приобрело «Общество морских купаний» — Societe des Bains de Mer. После смерти Сержа Лифаря оставшаяся часть архива перешла к графине Лиллан Алефельдт — его спутнице в последние годы жизни. Большую часть библиотеки приобрел у нее барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн.
Однако крупнейшая распродажа вещей, связанных с «Русскими балетами» и Сергеем Дягилевым, состоялась в 1968—1969 годах в Лондоне по инициативе предпринимателя Энтони Диамантиди. Именно он уговорил вдову полковника де Базиля Ольгу Морозову продать дягилевское наследие. К тому моменту костюмы уже прекратившего свое существование «Русского балета Монте-Карло» хранились буквально в сарае в парижском предместье Монруж. Аукционный дом Sotheby’s провел серию удачных торгов, участие в которых приняли как коллекционеры, так и представители крупнейших музеев. Часть костюмов приобрела, например, Национальная галерея Австралии (Канберра), что-то оказалось в частных собраниях. Общая сумма торгов составила весьма внушительную по тем временам сумму — £118 тысяч. Еще два крупных аукциона состоялись в 1973 и 1995 годах, тогда была продана коллекция Джорджа Ховарда, собранная им во многом благодаря приобретениям, сделанным на торгах Sotheby’s 1968—1969 годов.
Задолго до начала «русского бума», в 1960—1970-х годах, когда даже крупнейшие аукционные дома не имели отделов русского искусства, главным источником предметов искусства, связанных с дягилевскими балетами, были так называемые «театральные торги». Sotheby’s регулярно проводил Dance, Theatre and Opera Sales, где регулярно появлялись эскизы декораций и костюмов Льва Бакста, Александра Бенуа, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Павла Челищева и многих других художников, сотрудничавших с Дягилевым, — тогда их имена были подчас больше известны на Западе, чем в России. Эти вещи, наряду с русскими иконами и искусством авангарда, пользовались немалым спросом в среде западных коллекционеров, особенно американских. Так, обширное собрание русских театральных эскизов, хранящееся сейчас в университетской библиотеке Гарварда, было сформировано благодаря поступившим в дар работам из множества частных коллекций.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 28.06Аукцион Christie’s принес рекордные $207 млн
- 21.06Импрессионисты и модернисты принесли Christie’s 145 млн
- 20.06Картина Миро ставит аукционный рекорд
- 29.05В Лондоне прошли аукционы русского искусства
- 10.05Продана самая дорогая картина Роя Лихтенштейна
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438057
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338320
- 3. Норильск. Май 1268260
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822013
- 6. Не может прожить без ирисок 781564
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758016
- 8. Коблы и малолетки 740644
- 9. Затворник. Но пятипалый 470745
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402751
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370243
- 12. Винтаж на Болотной 343073
спасибо)
(я пишу про него диплом - мне важно))
Занавес к "Голубому эксперссу" - фейерический. Мне кажется, англичане его привезли, чтобы самим на него посмотреть :)