Чтобы быть интегрированными в международный контекст, нужно включить то, что в нашей истории есть интернационального. А такое у нас есть только одно – Октябрьская революция.
Пятница. Русские в Лондоне: смелые и свободные. Даже слишком
Накануне в Tate было объявлено, какие работы с ярмарки купили в коллекцию, и все помчались обратно на Frieze — смотреть. Tate пополняет свою коллекцию продуманно, покупая именно то, чего недостает. Со стороны эти закупки могут выглядеть скромно (видео, небольшие скульптуры, работы на бумаге, и все это — так называемых перспективных художников, причем часто из малоизвестных регионов), но через двадцать лет, когда эти художники прославятся (или останутся уникальной страницей прошлого, что тоже неплохо), все это будет выглядеть совсем иначе. В жюри в этом году включили известного французского куратора китайского происхождения Ху Ханру и директора нового музея в Варшаве Иоанну Мытковску — последнюю, видимо, с прямой задачей восполнить в коллекции недостаток восточноевропейского искусства. (Скоро Иоанна приедет в Москву, и мы надеемся поговорить с ней об успехах поляков и о том, как молодому прогрессивному куратору удалось стать директором национального музея.)Судя по списку закупок, жюри, как и я (см. предыдущий выпуск дневника), было озабочено тем, как бы не наплодить еще лишнего искусства на нашей многострадальной земле — его и так уже слишком много. Жюри, руководствуясь этой экологией и ответственным потреблением, отдало предпочтение некоторому художественному рециклингу. Инсталляция молодого канадского художника Гаррета Мура «Ни здесь, ни там», например, хороша прежде всего тем, что сделана из сломанных, найденных на помойке стульев, которые выглядят как трогательные — «умираем, но не сдаемся» — флаги. Фильм известнейшего польского художника Збигнева Либеры «Как научить маленьких девочек» (How to Train Little Girls), cам по себе старый (1987) и к тому же очень простой и сделанный «на коленке», — это домашняя съемка девочек, которые осваивают искусство макияжа, смонтированная путем пересъемки с телеэкрана (в 1987 году монтировать видео было еще невозможно). Многоканальная видеоинсталляция другого очень известного поляка, Артура Жмиевского, «Демократии» (она только что была показана на биеннале в Стамбуле), тоже суперпроста и как бы не вносит в жизнь никакого дополнительного художественного элемента, — это впечатляющая в своем многоголосии, простая, сухая съемка политических демонстраций по всему свету, самой разной направленности, от левой до правой, от прогрессивной до реакционной. Интересно, что Жмиевский (который вообще-то известен и другими работами, постановочного характера) публично заявляет, что отныне будет работать так, потому что есть темы (например, политика), с которыми искусство с его искусственностью справиться не может вообще. Наконец, замечательный молодой хорватский художник Давид Малкович, которого мы давно заметили, попал в коллекцию Тейт с киноинсталляцией «Образы и их тени» (Images With Their Own Shadows), посвященной опять-таки тому, что уже и так существует или существовало, — хорватскому неомодернизму 1960-х, и в частности архитектору-визионеру Венцеславу Рихтеру, у которого Малкович взял киноинтервью о его нереализованных проектах и поместил экран в архитектурную, неомодернистскую раму.
Интерес к собственному неомодернистскому — то есть советскому, 1960—1970-х годов — прошлому, прежде всего в архитектуре, уже принес успех восточноевропейским художникам и кураторам, состоялось множество исследовательских и художественных проектов на эту тему, а один из них (выставка) откроется весной в Центре Помпиду, и Иоанна Мытковска как раз будет его автором. В том же круге впечатлений для меня была премьера фильма литовского кинематографиста Деймантаса Наркявичюса в Британском институте кино (BFI); Наркявичюса, который медленно и без суеты построил себе репутацию очень интеллигентного художника-документалиста, пригласили поработать с огромным архивом пропагандистской съемки из ГДР, хранящимся в Германии — тоже своего рода рециклинг, который и есть сегодня, видимо, задача настоящего, ответственного художника.
Наркявичюс сделал, как обычно, трогательный и грустный фильм (он называется «В неизвестность» — Into the Unknown), который начинается с типично социалистических блеклых кадров солнца, снятого сквозь листву (фильм цветной, и качество пленки очень узнаваемое), а потом показывает дедушку с внуком, которые удят рыбу; обнимающиеся парочки в ожидании трамвая; работниц на конвейере; праздничный ужин пожилых людей с танцами; мужчин с усами и в вельветовых пиджаках; счастливых девушек в мини; счастливых детей на демонстрации с бумажными цветами; длинные ряды книг. Эффект катарсиса обеспечен не только тонким монтажом, но и тем, что убрана пропагандистская речь, и вместо нее наложен реальный звук трамвая, конвейера, тихих разговоров и звенящих бокалов. Все это заставляет с пристальным вниманием всмотреться в лица людей, многие из которых еще живы, в то время как их жизнь, их будущее, а в значительной степени и их прошлое умерли — можно сказать, уничтожены. Особенно сильное впечатление производит как раз панорама книг — должно быть, на Лейпцигской ярмарке. Они выглядят совсем не так, как нынешние, броско-фотографические, — на их коленкоровых обложках академический или, наоборот, фольклорный шрифт и почти нет изображений, но тем не менее это книги «для народа» — о чем, вероятно, сообщал бодрый закадровый текст. Теперь мы его не слышим, и долгая молчаливая панорама дает время подумать о том, куда делся этот народ, эти книги, эта жизнь. А еще — что очень важно для Наркявичюса — куда делся этот принцип медленной и внимательной съемки, этот DEFA-взгляд, сметенный с лица земли современными принципами клипового монтажа.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
- Екатерина Дёготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze 2009. Выпуск второй, 22.10.2009
- Екатерина Дёготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze 2009. Выпуск первый, 20.10.2009
- Вернисажи недели в Лондоне. 12–18 октября, 09.10.2009
- Екатерина Дёготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск третий, 20.10.2008
- Екатерина Дёготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск второй, 16.10.2008
- Екатерина Дёготь. Дневник VIP на ярмарке Frieze. Выпуск первый, 15.10.2008
- Елена Зайцева. Где искать современное искусство в Лондоне, 14.10.2008
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451776
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343387
- 3. Норильск. Май 1268678
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897698
- 5. Закоротило 822151
- 6. Не может прожить без ирисок 782470
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759138
- 8. Коблы и малолетки 740945
- 9. Затворник. Но пятипалый 471395
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403167
- 11. ЖП и крепостное право 397970
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370549
Вот я и думаю, у кого из членов отборочного совета лежит DVD с моей работой?
Какие же Вы все-таки прямо неоднозначный(-ая), противоречащий(-ая) и непростительный(-ая)... однако...
председателя Культурного фонда «АртХроника», издателя журнала «АртХроника» по поводу списка номинантов на премию Кандинского 2009: "Мы меньше подвержены различным видам цензуры, и в первую очередь — самоцензуры. Мы чувствуем себя более свободными и независимыми. Вот, например, случай с «Целующими милиционерами» «Синих носов». Если б в это время вручалась Государственная премия, при том что там все порядочные честные люди, психологическое давление на них было бы серьезным. А мы бы чувствовали себя абсолютно свободными, и, может быть, включился бы механизм антицензуры."
РАДУЕТ до глубины души, что на нашей исторической родине происходят такие важные перемены- совсем скоро мы заживем безмятежной, радостной жизнью. Художники, утомившие публику своими социально- ориентированными проектами, больше не будут нужны- исчезнет всякая нужда КРИТИКОВАТЬ ЧТО - ЛИБО. А всем "смелым и свободным", наверное, дадут медали и , быть может, звания героев. Так что история с каталогом в Лондоне, просто часть НАШЕГО имиджа...(повод задуматься о силе инерции)