Недели дизайна должны сдувать с него густую пенку элитарности, а не культивировать ее
Многие столицы мира за последние три-четыре года обзавелись неделями дизайна. Они существуют в Милане, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Токио, Берлине, Брюсселе, Кельне, Сиднее, Белграде, Вене, Стокгольме, Хельсинки, Праге, Сеуле и других городах. У каждого города с амбициями эти дни служат приманкой и для профессионалов, и для всех, кто давно хотел город посмотреть, да повода не было. Просмотр вещей большого напряжения от туриста не требует, хорошо развлекает и к тому же кормит. Число посетителей недель росло с такой же быстротой, с какой дизайн превращался в доступную и массовую религию.Типы недели дизайна следует различать. Для недель, существующих относительно давно, смысловым ядром является крупная коммерческая мебельная или декораторская выставка (как в случае с Миланом, Лондоном, Парижем, Нью-Йорком, в меньшей степени Токио). Неделю дизайна из пятидневной выставки делают, чтоб структурировать разросшиеся культурные проекты и персональные выставки по галереям, музеям и частным мастерским. Есть и другой тип. В этом случае организаторами недели дизайна оказываются независимые кураторы, а не крупная выставочная структура. Кураторы создают мощный теоретический блок лекции, куда съезжаются значимые персонажи дизайна (образец Берлина, Вены, Эйндховена, Стокгольма). Народу же, присутствующему на семинарах, предлагается погрузиться в контекст данного города и на практике убедиться в верности теории. Дизайнеры от участия в такой неделе прямой коммерческой выгоды не получают. Длиться эта неделя может три дня, а может и три недели — зависит от поддержки городских властей. Такие мероприятия часто превращаются в романтический всплеск национального самосознания. Здесь охотно предоставляют трибуну местным дизайнерам, даже если те на фоне маститых профи выглядят бледно.
Впрочем, типология недель дизайна не так уж и важна. Неделя дизайна в любом случае всегда казалась мероприятием беспроигрышным. Почти свободный состав и число участников обеспечивали необходимую пестроту, свойственную глянцу. В них было всего так много, что у праздно шатающихся по коктейлям гостей не возникало четких представлений о том, кто и что собой действительно представляет в мире дизайна. Любой дизайнер, поданный как звезда, звездой, скорее всего, в таком калейдоскопе и окажется.
Что же может сделать с неделями дизайна кризис и получится ли зарабатывать на них если не как прежде, то хотя бы минимально? Организаторы оптимистично уверяют, что получится и обвала не будет. Успех этих мероприятий основан на отсутствии критики того, что выставляется. Многие репортажи с недель дизайна вообще строятся как фотоотчеты, где нет даже подписей и пояснений — в чем состоит новшество или ценность объектов. С помощью заказанных хорошим фотографам съемок дизайнеры ловко манипулируют прессой, для которой главная цель не показать действительно новое в дизайне и технологии, а без лишних затрат создать яркий, смотрибельный журнал. У журналов про дизайн нет задачи подробно расписывать, что, из чего и как сделано и о чем думали дизайнеры и компании, создавая миллиарды стульев, которых уже гораздо больше, чем задниц на планете. При такой поддержке журналов хотя бы внешне недели дизайна выживут, даже если их качество упадет во много раз. Но шоу в том виде, в каком они были возможны до сих пор, уже не повторятся. Немного жаль, что стоять час в очереди, чтобы перейти пешеходный мост и оказаться в районе, собравшем актуальный дизайн со всего мира, уже не придется.
Сейчас организаторы недель вынуждены пересматривать их идеологию, наполнение и менять шумные вечеринки с клубникой и шампанским на закрытые дневные показы. Для широкой публики это вполне может означать катастрофу. То, что раньше мог увидеть любой студент, возвращающийся вечером с лекций, снова станет лишь принадлежностью тех, чей доход напрямую зависит от дизайна (даже не занятия им, а продаж). До кризиса в любом городе за неделю удавалось найти работы перспективных и не слишком известных дизайнеров и притащить их в дом. Сейчас велика вероятность, что коллекции «темных лошадок» полностью сменятся парафразами классиков прошлого века либо беззубыми клонами проектов знаменитых архитекторов.
Успех коммерческих недель дизайна напрямую зависел от участия в них крупных дизайнерских фирм. Но эти динозавры, похоже, собираются вернуться с подиума в свои пещеры, а их место на выставках займут зарубежные фирмы-новички и фабрики «второго эшелона» (что уже стало заметно на Неделе дизайна в Кельне, прошедшей в январе). А ведь раньше значимость недели дизайна зависела прежде всего от выбора фирм. Было приятно знать, что в конкретном месте в конкретное время не встретишь сомнительные объекты. Сейчас же стремительно меняются адреса привычных тусовок. Дизайнерам не хватает средств на аренду помещений в центре городов. Им приходится образовывать подобие сквотов и перемещаться на окраины, куда мало кто доедет.
Также неизвестно пока, возникнут ли проблемы с организацией единой базы событий, хватит ли на это ресурсов у кураторов и журналов. Для обычного человека, собравшегося посмотреть на дизайн, процесс выбора из тысяч фабрик и дизайнеров весьма болезненный. Времени у посетителей обычно катастрофически мало, а график перемещений нужно выстроить максимально точно. Без четкого маршрута, обозначенного знающими людьми, у человека вообще останется впечатление, что он побывал в разных городах.
Что же делать тем, кто привык ездить на эти недели за стилем, идеями и тусовкой? Вроде ответ напрашивается сам собой. Не ехать, и все. Довольствоваться картинкой из интернета. Затаиться, пока идет грандиозный передел выставочных площадок и сфер влияния. Но предметный дизайн не та область, где картинка может дать исчерпывающее представление. Предмет нужно видеть, чувствовать телом, руками, кожей.
Хочется надеяться на традицию заказывать оформление стендов и выставок хорошим дизайнерам, а не делать все самим, «на коленке». Но вообще жанр дизайнерского стенда, за которым всегда охотились декораторы, грозит кануть в прошлое. Золотить сто квадратных метров стенда или засыпать их белыми пенопластовыми шариками и звать гимнастов — в кризис это все равно что накликать кару небес. Недельная аренда большого помещения в Милане в «проходимом» месте стоит как трехкомнатная квартира в этом самом Милане. Однако «скромная» неделя дизайна тоже не выход. Скромность может быть уделом десятка дизайнеров: вот Джаспер Моррисон годами может работать над идеальной ложкой, вобравшей в себя весь опыт человечества по пользованию ложками, а потом, скажем, вообще ее не показать.
Недели дизайна должны сдувать с него густую пенку элитарности, а не культивировать ее, что сложно при нынешнем раскладе сил. Удастся ли неделям дизайна сохранить баланс между стилем, атмосферой беззаботного праздника и удалой коммерцией — большой вопрос.
Другие колонки Ольги Божко:
С монитора воду не пить, 13.01.2009
Тонем с улыбкой, 28.10.2008
Хамелеон, или Кто такой дизайнер, 12.08.2008
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451812
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343417
- 3. Норильск. Май 1268741
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822172
- 6. Не может прожить без ирисок 782647
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759415
- 8. Коблы и малолетки 741009
- 9. Затворник. Но пятипалый 471589
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403230
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370601
Kosta Sindiz.su