Оцените материал

Просмотров: 64468

Феликс Гонзалес-Торрес и десять его «подарков»

02/04/2009
Страницы:



Тексты о Гонзалесе-Торресе

В США о художнике написаны сотни статей не только художественно-критического, но и — что редкость для современного искусства — академического характера. Он сам преподавал в Нью-Йоркском университете и является ключевой фигурой для американской университетской науки. Травмы, вписанные в его творчество: сексуальная и политическая альтернативность, СПИД, постколониализм, — являются и травмами американского академического мира. Гонзалес-Торрес был теоретическим и практическим критиком идеи мультикультурализма, что, конечно, не помешало академикам писать о нем именно в этом контексте.

Говоря о теоретической основе анализа его работ, надо иметь в виду следующее. Неоконцептуальное искусство 1980-х базировалось на французском постструктурализме, эстетика же 1990-х стала проводником идей Делеза, его философии множественности и различия, сингулярности, потенциальности, изменчивости. Адепт Делеза куратор Никола Буррио сделал из Гонзалеса-Торреса пионера «эстетики отношений», эстетики «межсубъектности», которая работает в пространстве между художником и зрителем.

Что касается текстов, важных для самого Гонзалеса-Торреса, то в книге, изданной о нем, на эту роль выбраны сочинения Брехта (Гонзалес-Торрес, безусловно, был «практикующим марксистом», для которого в основе жизни лежали непримиренные противоречия), Маргерит Дюрас и Сьюзен Зонтаг. Он сам называл имена Гертруды Стайн, Фрейда и Ги Дебора.

Его выставки

При жизни Гонзалес-Торрес сделал несколько важных выставок в галерее Andrea Rosen и музее Hirchhorn. За год до своей смерти он сделал персональную выставку в Музее Гуггенхайма. После его кончины началась череда ретроспективных показов в МоМА и других музеях. В 1997 году куратор Нэнси Спектор реализовала его более ранний проект для американского павильона на Венецианской биеннале, и это стало наиболее успешной посмертной выставкой художника.

Феликс-Гонзалес Торрес в интернете

«Википедия»

Его экспозиция в американском павильоне на Венецианской биеннале

Слайд-шоу его работ под музыку Portishead

Интервью Роберта Сторра и Гонзалеса-Торреса

Роберт Сторр о Гонзалесе-Торресе


Материал подготовлен при участии Марии Чехонадских
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • monika_sosno· 2009-04-02 18:39:33
    - "правильный квадрат, выложенный на полу из леденцов в фантиках"
    в некоторых случаях он использовал шоколадные конфеты, жвательную резинку и печенье. и точнее было бы сказать, что он выкладывал прямоугольник из конфет или насыпал их в угол. более важным является вес конфет, а не конечный размер инсталляции, который всегда варьируется в зависимости от условий помещения.

    - "пока весь запас не исчерпается и квадрат не исчезнет".
    нет. все работы со сладостями сопроваждается ремаркой endless supply. то есть, каждый день сотрудники выставочного зала, в котором экспонируется работа, должны доложить необходимое количество сладостей (Как и в случае с плакатами) - не дожидаясь окончательного исчезновения работы.

    - "Инсталляция состоит из двух висящих рядом одинаковых настенных часов, которые идут в унисон."
    по идее, они еще должны висеть на стенке, выкрашенной определенным голубым цветом, который, кстати, встречается во многих его работах.
    в какой то момент часи начинают рассинхронизироваться. и в этом заключается еще один из смысов этого произведения.

    - "символические фигуры разных добродетелей"
    изображены не фигуры, а подписи под ними. на фотографиях изображены слова.

    - "между ними есть почти незаметное отверстие, сквозь которое проникает вода."
    отверстия нет. они, наоборот, соприкасаются в одной точке, через которую вода по чуть-чуть переливается из одного бассейна в другой.

    - нэнси спектор реализовала проект его выставки для венецианской биеннале 1995 года в 2007 году.
  • degot· 2009-04-02 19:21:49
    to monika: спасибо за дополнения. По первому пункту: У нас речь идет вначале только о работе "Плацебо", а она была сделана из леденцов в фантиках. По второму: нет, endless supply означает, что запас возобновляется, но только после того, как станет заметно убывание (как часто это надо делать - предмет споров, см. например, тут http://variablemedia.net/f/introduction/case_gonza_publi.html )
    Про тексты на фото - да, действительно, сейчас припоминаю, что это было именно так. Еще раз спасибо.
  • monika_sosno· 2009-04-02 20:44:17
    to degot: всё-таки, речь об этом идет в контексте "вариант его типичной работы...". поэтому возниколо это уточнение. хотя, конечно, это мелочи)

    мой опыт общения непосредственно с работами фгт ограничился, к сожалению, только американским павильном. в котором, однако, упомянутая работа public opinion каждый день выглядела как новая (в дни вернисажа - точно). или же это было потому, что мало кому хотелось лакричных леденцов?

    ссылку изучу, спасибо.
  • londandy· 2009-04-03 04:42:16
    Spasibo za podborku! Ya takge ego vpervie uznal na Venice Biennale. Vlubilsa ...
Все новости ›