Что все-таки желательно не пропустить на этой необъятной выставке, открытой все лето
Как вы могли уже понять из Дневников Документы, в кураторском отношении выставка нас не очень удовлетворила, что не означает, что на ней нет хороших и даже выдающихся произведений. Кроме того, это событие такого масштаба, что о нем будут говорить многие годы, так что желательноЧитать!
Ниже краткий обзор того, как выставка устроена, а также список highlights — внимание, это не «лучшие произведения», это произведения наиболее заметные и, главное, требующие времени. Для того чтобы посмотреть Документу целиком хотя бы поверхностно, требуется минимум неделя напряженного визуально-когнитивного труда, а лучше больше. Однако совершенно очевидно, что она сделана такой необозримой из соображений, что все увидеть нельзя и не нужно. Это логика парка — прошли по дорожке, увидели беседку и еще одну мельком вдали, а третью и четвертую случайно миновали — ну что же, такова жизнь.
Документа и в этот раз, как обычно, — единая выставка на многих площадках, ее части не имеют отдельных названий. В отличие от того, как это бывает в других городах, все эвенты тут — не параллельная программа, это все сама Документа, которая в компетенции одного куратора. Как обычно, самая большая и наиболее артикулированная часть располагается во дворце Фридерицианум (Fridericianum), который отдан под Документу полностью. Как всегда, полностью отдан Документе и небольшой зал Документа-халле (Documenta-Halle) через дорогу, за городским театром, — в силу архитектуры он очень сложен для экспозиции, и обычно это все выглядит неудачно, но раз это так близко, стоит заглянуть. Тут же Музей естественной истории Отонеум (Ottoneum), в этот раз там в постоянную экспозицию вкраплены произведения, связанные с природой, — это, честно говоря, только для любителей последней. В дни вернисажа там бесплатно разливали «антикапиталистический зеленый чай». Чуть ниже по склону — Музей науки Оранжерея (Orangerie), там, соответственно, произведения, связанные с наукой (и один из наших фаворитов, см. ниже).
От Оранжереи с большой зеленой лужайки начинается огромный парк Карлсауэ (Karlsaue), в котором разбросано еще множество совершенно разных работ, от парковой скульптуры (ее можно осмотреть бесплатно) до видео в отдельных павильонах (спрашивают билет, причем его нельзя купить прямо на месте). Если в парк не ходить, можно пройти за пять минут по верхнему променаду к зданию Новой галереи (Neue Galerie); это музей искусства XIX—XX веков с постоянной экспозицией, и там в основном работы, так или иначе реагирующие на эту историческую традицию, — и еще два интересных видео, см. ниже. Эта площадка входит в программу-минимум. Опционально: в соседнем с Новой галереей домике находится Музей братьев Гримм, полностью занятый проектом Недко Солакова про то, как в детстве он мечтал стать рыцарем и как Документа наконец дала ему для этого бюджет.
Еще одним обширным кластером искусства является Главный вокзал (Hauptbahnhof), который, вопреки своему названию мало используется, почти пуст и теперь заполнен искусством под самую завязку — внимание, здесь гораздо больше работ, чем можно подумать, задействованы все технические здания, и здесь есть несколько шедевров. Помимо этого по городу (но в пешеходной доступности) разбросано еще более двадцати площадок с одним или несколькими проектами на каждой, и мы не все из них видели. Ниже некоторые из них упоминаются — повторяем, прежде всего те, которые требуют времени. Если кого-то интересует наше скромное мнение, то нам больше всего понравились работа Клеменса фон Ведемейера (с огромным отрывом), а также фильм Омера Фаста, перформанс Тино Сегала, инсталляция Валида Раада, проекция Джеронимо Фосса и альбом Шарлотты Саломон 1940-х годов.
Еще существует обширная программа перформансов и прочих эвентов, штук по десять каждый день, она издана в виде толстой книжки под названием What/When, кое о чем из этого также ниже. Онлайн все это можно найти и спланировать свой визит по адресу www.documеnta.de.
Билет на Документу на один день (на все площадки) стоит 20 евро (после 17 часов — 10 евро), на два — 35 евро, постоянный пропуск на весь сезон — 100 евро. Для студентов небольшие скидки.
Highlights Документы-13 (по площадкам)
Фридерицианум
Оранжерея
Новая галерея
Главный вокзал
Парк Карлсауэ
Untere Karlstrasse 14 (Never-Mosque)
Hugenittenhaus
Мы не успели посмотреть, хотя очень хотели
Программа лекций, выступлений, чтений
Кинопрограмма
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
спасибо
-
Спасибо, очень интересный обзор и полезные рекомендации. Непонятно только одно, почему уважаемая Екатерина Деготь говорит о себе во множественном числе. Автор с кем-то советуется? Это общие впечатления группы русских критиков? Или просто какая-то печатная вежливая форма?
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444123
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340543
- 3. Норильск. Май 1268405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897651
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781859
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758453
- 8. Коблы и малолетки 740781
- 9. Затворник. Но пятипалый 470971
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402900
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370333
- 12. Винтаж на Болотной 343203