Оцените материал

Просмотров: 73149

Что смотреть на Документе-13

Екатерина Дёготь · 22/06/2012
 

Highlights Документы-13 (по площадкам)

Фридерицианум

Мозг
В Ротонде первого этажа располагается ключевое высказывание Каролин Кристов-Бакарджиев, коллекция странных артефактов, плававших в ее мозгу во время подготовки выставки: от экспонатов Бейрутского музея, которые в результате войны и пожара сплавились между собой, до известнейших снимков Ли Миллер, купающейся в 1945 году в ванне Гитлера. Это такая сюрреалистическая коллекция, в которой много интересного, — стоит с этого начать и уж точно стоит прочитать все этикетки. Что-то из этого резонирует потом в выставке, что-то — нет. Все это очень произвольно и в таком миниатюрном масштабе — удачно.

Шарлотта Саломон и Анна Богиджан

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Один из наиболее программных залов выставки. Шарлотта Саломон — главное «историческое открытие» Документы-13. Для немцев, правда, это не так, ее рисунки издавались в форме книги, и, говорят, она есть у каждого уважающего себя немецкого интеллектуала, но — я проверила — специалисты из других стран ее не знали, и она никогда не выставлялась в контексте современного искусства. ККБ хотела показать: а) женщину; б) с трагической судьбой, погибшую в Освенциме; в) связанную с сюрреализмом и фрейдизмом; г) представляющую несколько иную в сравнении с мейнстримной художественную традицию — реалистическое рисование, которое в Германии воспринимается почти как «ар брют», а мне показалось очень похожим на советскую «Группу 13» и прочую традицию, из которой вышел весь московский концептуализм.

В том же зале находятся напряженные рисунки, коллажи и инсталляция современной (но весьма пожилой) египетской художницы, помещенные сюда из соображений диалога. Сравнивать довоенное и послевоенное (или теперь уже опять предвоенное, не приведи, конечно, Бог) трагическое сознание действительно познавательно. Если читать все тексты (а делать это необходимо), здесь можно провести много времени.

Марио Гарсиа Торрес

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Один из ключевых новых проектов на выставке, меня он не впечатлил, но для куратора был очень важен. Художник из Мехико отправился в Кабул на поиски легендарной мастерской итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти, который жил и работал здесь в 1970-е годы. Мастерская называлась «Один отель». Результатом явились два фильма: документальный, состоящий из диалогов с людьми, с которыми Гарсиа Торрес разговаривал, и слайд-шоу старых фотографий с закадровым комментарием — комментарии не показались мне достаточно аналитичными и остроумными. Оба фильма длинные.

Лин Фоулкс

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Трехмерные картины-панорамы с элементами ассамбляжа очень своеобразного 78-летнего художника из Лос-Анджелеса (а выглядит так, как будто из дебрей Вермонта) — остроумный комментарий к «американскости» с ее Микки-Маусом, телевизором и романтикой больших пространств. Похоже на одичавший (или спятивший) поп-арт, и такого вы точно никогда не видели. Он также является музыкантом и сконструировал музыкальную машину, на которой играл на открытии, сопровождая это пением. С 1 по 19 июля он будет несколько раз выступать снова (когда именно, принципиально не объявляется, на веселого пенсионера нужно будет наткнуться случайно), а в иное время будет показана сама машина.

Гошка Мацуга (Goshka Macuga)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Художница, живущая в Лондоне, в последнее время очень популярна. Она обычно переводит черно-белые фотографии и фотоколлажи в огромные гобелены, а смысл всего этого — критический комментарий к работе той институции, где выставка делается. В данном случае тема — Кабул и Кассель. Половина гобелена находится во Фридерициануме, а вторая будет показана в Кабуле. Выглядит шикарно (возможно, чуть-чуть слишком), и желательно увидеть своими глазами.


Оранжерея

Джеронимо Фосс (Geronimo Voss)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
В планетарии (в центральной башне) молодой немецкий художник показал совершенно завораживающий документальный фильм «Через звезды — к вечности» про связь астрономии с Парижской коммуной. Фильм идет по сеансам. К этому же проекту относятся эффектно выставленные прозрачные композиции этажом ниже.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Natalya Heller· 2012-06-22 16:48:17
    спасибо
  • Анна Неизвестнова· 2012-07-14 19:43:24
    Спасибо, очень интересный обзор и полезные рекомендации. Непонятно только одно, почему уважаемая Екатерина Деготь говорит о себе во множественном числе. Автор с кем-то советуется? Это общие впечатления группы русских критиков? Или просто какая-то печатная вежливая форма?
Все новости ›