Что все-таки желательно не пропустить на этой необъятной выставке, открытой все лето
Как вы могли уже понять из Дневников Документы, в кураторском отношении выставка нас не очень удовлетворила, что не означает, что на ней нет хороших и даже выдающихся произведений. Кроме того, это событие такого масштаба, что о нем будут говорить многие годы, так что желательноЧитать!
Ниже краткий обзор того, как выставка устроена, а также список highlights — внимание, это не «лучшие произведения», это произведения наиболее заметные и, главное, требующие времени. Для того чтобы посмотреть Документу целиком хотя бы поверхностно, требуется минимум неделя напряженного визуально-когнитивного труда, а лучше больше. Однако совершенно очевидно, что она сделана такой необозримой из соображений, что все увидеть нельзя и не нужно. Это логика парка — прошли по дорожке, увидели беседку и еще одну мельком вдали, а третью и четвертую случайно миновали — ну что же, такова жизнь.
Документа и в этот раз, как обычно, — единая выставка на многих площадках, ее части не имеют отдельных названий. В отличие от того, как это бывает в других городах, все эвенты тут — не параллельная программа, это все сама Документа, которая в компетенции одного куратора. Как обычно, самая большая и наиболее артикулированная часть располагается во дворце Фридерицианум (Fridericianum), который отдан под Документу полностью. Как всегда, полностью отдан Документе и небольшой зал Документа-халле (Documenta-Halle) через дорогу, за городским театром, — в силу архитектуры он очень сложен для экспозиции, и обычно это все выглядит неудачно, но раз это так близко, стоит заглянуть. Тут же Музей естественной истории Отонеум (Ottoneum), в этот раз там в постоянную экспозицию вкраплены произведения, связанные с природой, — это, честно говоря, только для любителей последней. В дни вернисажа там бесплатно разливали «антикапиталистический зеленый чай». Чуть ниже по склону — Музей науки Оранжерея (Orangerie), там, соответственно, произведения, связанные с наукой (и один из наших фаворитов, см. ниже).
От Оранжереи с большой зеленой лужайки начинается огромный парк Карлсауэ (Karlsaue), в котором разбросано еще множество совершенно разных работ, от парковой скульптуры (ее можно осмотреть бесплатно) до видео в отдельных павильонах (спрашивают билет, причем его нельзя купить прямо на месте). Если в парк не ходить, можно пройти за пять минут по верхнему променаду к зданию Новой галереи (Neue Galerie); это музей искусства XIX—XX веков с постоянной экспозицией, и там в основном работы, так или иначе реагирующие на эту историческую традицию, — и еще два интересных видео, см. ниже. Эта площадка входит в программу-минимум. Опционально: в соседнем с Новой галереей домике находится Музей братьев Гримм, полностью занятый проектом Недко Солакова про то, как в детстве он мечтал стать рыцарем и как Документа наконец дала ему для этого бюджет.
Еще одним обширным кластером искусства является Главный вокзал (Hauptbahnhof), который, вопреки своему названию мало используется, почти пуст и теперь заполнен искусством под самую завязку — внимание, здесь гораздо больше работ, чем можно подумать, задействованы все технические здания, и здесь есть несколько шедевров. Помимо этого по городу (но в пешеходной доступности) разбросано еще более двадцати площадок с одним или несколькими проектами на каждой, и мы не все из них видели. Ниже некоторые из них упоминаются — повторяем, прежде всего те, которые требуют времени. Если кого-то интересует наше скромное мнение, то нам больше всего понравились работа Клеменса фон Ведемейера (с огромным отрывом), а также фильм Омера Фаста, перформанс Тино Сегала, инсталляция Валида Раада, проекция Джеронимо Фосса и альбом Шарлотты Саломон 1940-х годов.
Еще существует обширная программа перформансов и прочих эвентов, штук по десять каждый день, она издана в виде толстой книжки под названием What/When, кое о чем из этого также ниже. Онлайн все это можно найти и спланировать свой визит по адресу www.documеnta.de.
Билет на Документу на один день (на все площадки) стоит 20 евро (после 17 часов — 10 евро), на два — 35 евро, постоянный пропуск на весь сезон — 100 евро. Для студентов небольшие скидки.
Highlights Документы-13 (по площадкам)
Фридерицианум
Оранжерея
Новая галерея
Главный вокзал
Парк Карлсауэ
Untere Karlstrasse 14 (Never-Mosque)
Hugenittenhaus
Мы не успели посмотреть, хотя очень хотели
Программа лекций, выступлений, чтений
Кинопрограмма
{-page-}
Highlights Документы-13 (по площадкам)
Фридерицианум
Мозг
В Ротонде первого этажа располагается ключевое высказывание Каролин Кристов-Бакарджиев, коллекция странных артефактов, плававших
Читать!
Шарлотта Саломон и Анна Богиджан
Один из наиболее программных залов выставки. Шарлотта Саломон — главное «историческое открытие» Документы-13. Для немцев, правда, это не так, ее рисунки издавались в форме книги, и, говорят, она есть у каждого уважающего себя немецкого интеллектуала, но — я проверила — специалисты из других стран ее не знали, и она никогда не выставлялась в контексте современного искусства. ККБ хотела показать: а) женщину; б) с трагической судьбой, погибшую в Освенциме; в) связанную с сюрреализмом и фрейдизмом; г) представляющую несколько иную в сравнении с мейнстримной художественную традицию — реалистическое рисование, которое в Германии воспринимается почти как «ар брют», а мне показалось очень похожим на советскую «Группу 13» и прочую традицию, из которой вышел весь московский концептуализм.
В том же зале находятся напряженные рисунки, коллажи и инсталляция современной (но весьма пожилой) египетской художницы, помещенные сюда из соображений диалога. Сравнивать довоенное и послевоенное (или теперь уже опять предвоенное, не приведи, конечно, Бог) трагическое сознание действительно познавательно. Если читать все тексты (а делать это необходимо), здесь можно провести много времени.
Марио Гарсиа Торрес
Один из ключевых новых проектов на выставке, меня он не впечатлил, но для куратора был очень важен. Художник из Мехико отправился в Кабул на поиски легендарной мастерской итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти, который жил и работал здесь в 1970-е годы. Мастерская называлась «Один отель». Результатом явились два фильма: документальный, состоящий из диалогов с людьми, с которыми Гарсиа Торрес разговаривал, и слайд-шоу старых фотографий с закадровым комментарием — комментарии не показались мне достаточно аналитичными и остроумными. Оба фильма длинные.
Лин Фоулкс
Трехмерные картины-панорамы с элементами ассамбляжа очень своеобразного 78-летнего художника из Лос-Анджелеса (а выглядит так, как будто из дебрей Вермонта) — остроумный комментарий к «американскости» с ее Микки-Маусом, телевизором и романтикой больших пространств. Похоже на одичавший (или спятивший) поп-арт, и такого вы точно никогда не видели. Он также является музыкантом и сконструировал музыкальную машину, на которой играл на открытии, сопровождая это пением. С 1 по 19 июля он будет несколько раз выступать снова (когда именно, принципиально не объявляется, на веселого пенсионера нужно будет наткнуться случайно), а в иное время будет показана сама машина.
Гошка Мацуга (Goshka Macuga)
Художница, живущая в Лондоне, в последнее время очень популярна. Она обычно переводит черно-белые фотографии и фотоколлажи в огромные гобелены, а смысл всего этого — критический комментарий к работе той институции, где выставка делается. В данном случае тема — Кабул и Кассель. Половина гобелена находится во Фридерициануме, а вторая будет показана в Кабуле. Выглядит шикарно (возможно, чуть-чуть слишком), и желательно увидеть своими глазами.
Оранжерея
Джеронимо Фосс (Geronimo Voss)
В планетарии (в центральной башне) молодой немецкий художник показал совершенно завораживающий документальный фильм «Через звезды — к вечности» про связь астрономии с Парижской коммуной. Фильм идет по сеансам. К этому же проекту относятся эффектно выставленные прозрачные композиции этажом ниже.
{-page-}
Новая галерея
Ваэль Шауки (Wael Shawky). Cabaret Crusades
Художник из Александрии снимает полнометражные постановочные фильмы на политико-исторические сюжеты, которые всегда резко «остранены» актерским составом — это или
Читать!
Хасан Хан (Hassan Khan). Blind Ambition
Еще один фильм еще одного египетского художника, выглядит как черно-белая документальная съемка повседневной жизни современного Каира: интеллектуалы спорят в кафе, две подруги ссорятся, идя за покупками, таксисты полуспят в своих машинах. Смотришь это довольно долго, пытаясь отгадать, в чем секрет. Не сразу, но понимаешь, что в фильме что-то странное со звуком: все реальные звуки шумного города убраны, мы слушаем голую студийную запись. На самом деле странность — обнаженная данным приемом — в том, что фильм тщательно поставлен, в нем играют актеры, реализующие написанный автором сценарий и представляющие типичные, с его точки зрения, фигуры современного арабского общества. То есть это такой своего рода «Июльский дождь» Каира. Хасан Хан делает совершенно разные работы, но часто завязанные на границе между документальностью и постановкой, между представлением общества о себе и его реальным обликом.
Главный вокзал
«Отолит груп» (Otolith group)
Полнометражный документальный фильм модного художественного дуэта из Лондона рассказывает о Фукусиме и вскрывает порой неожиданные социально-политические корни того, что произошло в Японии. Как в правильном документальном фильме а-ля Михаил Ромм, использована старая пропагандистская съемка. Это не loop, имеются начало и конец, нужно смотреть целиком, но интересно, как хорошая телепередача, и показывается в комфортных условиях, в старом кинотеатре вокзала.
Джанет Кардифф, Джордж Берс Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller)
Очередной аттракцион от Кардифф и Co, как всегда, занимателен. В обмен на паспорт вы получаете айфон (может быть, можно закачать приложение на свой собственный, не знаю), вставляете в уши наушники и далее бродите по вокзалу, следуя указаниям таинственных голосов и видя на экране айфона удивительные события, которые могли бы иметь тут место.
Рабия Мруэ (Rabiah Mroue)
Рабия Мруэ несколько раз читал в дни открытия выдающуюся лекцию (см. Дневник-1), ее видеозапись является также частью инсталляции (в левой части вокзальной территории). Инсталляция в целом не слишком удачная, но посмотрите лекцию.
Вилли Доэрти (Willie Doherty)
Тонкий медитативный фильм ирландского кинематографиста, медленные планы с закадровым текстом. Рассказывается история про то, как целая лесная территория оказалась заражена грибком, как это оказалось связано с наличием секретных биологических заводов и как это отразилось на судьбе одного человека. Человека мы не видим, только — крупным планом — мхи, грибки и потом обои, которые тоже будто грибок в глобальном лесу милитаризма.
Клеменс фон Ведемейер (Clemens von Wedemeyer)
Совершенно выдающаяся, по нашему мнению, работа. Три фильма примерно по полчаса каждый составляют три стороны треугольной инсталляции. В каждом — постановочная история про одну из страниц прошлого монастыря Брайтенау под Касселем: в 1945 году прямо в здании церкви был барак концлагеря, в 1970-е годы — исправительное заведение для девочек (и там снимался фильм по сценарию журналистки Ульрики Майнхоф), а в 1990-е сюда приезжали автобусы со школьниками-экскурсантами. Некоторые актеры переходят из истории в историю, подчеркивая повторяемость драматических узлов немецкого прошлого. Самое главное, интересное и блестяще сделанное — синхронизация трех фильмов (видя один, мы слышим остальные два). Надо посмотреть все три фильма по отдельности, а потом вместе.
Уильям Кентридж (William Kenthridge)
Если кому-то не хватило выставки Кентриджа в «Гараже» прошлой осенью, можно посидеть тут (зал в самом конце вокзальной территории). А так в принципе это все то же самое, и непонятно, зачем ветеран Кентридж, уже давно перешедший в категорию «почтенный самоповтор»,
Читать!
{-page-}
Парк Карлсауэ
Омер Фаст (Omer Fast)
В одном из специально выстроенных павильонов показывается новый, и снова выдающийся, фильм кинематографиста из Лондона. 40 минут, смотреть надо целиком.
Читать!
Time/Bank
Павильон дуэта Антон Видокле — Хулиета Аранда, который представил аналогичный проект в Москве в Stella Art Foundation — на заключительной лекции проекта Time/Food 28 июня в этом фонде можно будет посмотреть фильм, который показывается в павильоне в Касселе. Много интересных рассуждений о деньгах и времени.
Джанет Кардифф, Джордж Берс Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller)
Еще одна работа Кардифф и Миллера, на сей раз чисто звуковая. Инсталляция называется «Тысячу лет» (For a Thousand Years) и является «основанным на времени ауральным переживанием». Тридцать громкоговорителей на верхушках деревьев в специальном «храмовом» пространстве внутри леса переносят слушателя в разные аудиоландшафты.
Untere Karlstrasse 14 (Never-Mosque)
Валид Раад
Большой проект одного из наших любимых художников, автора фиктивного архива и фиктивной художественной группы Atlas Group. Несколько инсталляций, о которых автор рассказывает интересные истории с удивительными поворотами сюжета — и непонятно, где заканчивается реальность и начинается фикция. Делается вживую в определенные дни — или можно послушать запись в зале.
Hugenittenhaus
Тино Сегал
Перформанс знаменитого чудака, который не появляется на публике и не разрешает публиковать о своих работах никакой информации в каталоге (в данном случае страница с нужным номером просто отсутствует). Позволим себе спойлер: вы входите в абсолютно темную комнату и понимаете, что там стоят, сидят, лежат, танцуют и иногда напевают другие люди. Иногда они движутся между зрителей. Потом они начинают беседовать об условиях своей работы (где-то в каком-то другом месте), и один рассуждает (по-английски), каково это — получать плату просто за то, что ты где-то находишься. Остроумно и впечатляюще.
Мы не успели посмотреть, хотя очень хотели
Фильм Аллора и Калцадильи в Weinberg Bunker, фильм Манон де Бур в павильоне в парке Карлсауэ, фильм Франсиса Алюса в Бывшей пекарне (Obere Karkstrasse, 4), трехэкранную видеоинсталляцию Джеральда Бирна в Grand City Hotel, рисунки Таситы Дин в здании бывшего финансового управления (Spohrstrasse, 7) и работу Триши Донелли в кинотеатре «Глория».
Программа лекций, выступлений, чтений
Помимо выставки вы можете, сознательно или случайно, попасть еще на целый ряд мероприятий. В Staendehaus идет несколько разных программ, на многие лучше регистрироваться, иначе может не хватить места (www.documenta.de). Пятидневная конференция The Artists's Congresses: A Congress, в которой я принимала участие (см. Дневник-3), уже прошла; материалы будут онлайн.
На протяжении всего лета — keynote lectures культурных теоретиков, антропологов, биологов и прочих ученых. Например, 27 июля — лекция американского историка искусства Гризельды Поллок о Шарлотте Саломон.
29—30 июня там же происходит двухдневный семинар On Conviviality, в котором принимаю участие сама ККБ, Чус Мартинес, Дитрих Дидерихсен, Борис Гройс и другие.
8—9 сентября там же конференция On Artistic Research со множеством участников из различных арт-академий всего мира.
Там же периодически будут проходить мероприятия SCEPSI — European School of Social Imagination. На всех них выступает популярный философ Бифо Берарди, это его бенефис (кто ни разу не видел — его эмоциональные выступления очень развлекательны, правда, без привычки его итало-английский трудно бывает понять). Он уже говорил с Хито Штайерль, в дальнейшем встречается с математиком Алессандро Сарти (7 июля), теоретиком и активистом Гертом Ловинком (28 августа), анархистом Федерико Кампаньей (11 сентября).
Также на протяжении всего лета периодически идет программа What Is Thinking? Or a Taste That Hates Itself с докладами философов, куратором ее выступил немецкий философ Кристоф Менке (по понедельникам в Staendehaus в 18 часов, по вторникам то же самое повторяется во Фридерициануме в 11 утра). Среди участников — Алексей Пензин (доклад Sleep, Subjectivity and Artwork, 9—10 июля).
В Главном вокзале (кафе Offener Kanal) каждую пятницу в 23 часа поэтические чтения, после них открытый микрофон для всех желающих почитать свои или чужие стихи.
В Оранжерее каждый четверг — интригующая серия разговоров под названием Black Box, посвященная тому, как происходит забывание знания, — на примере устаревших инструментов из музейной коллекции по астрономии, чье предназначение сейчас неизвестно. Художники — участники выставки, один из «агентов» Документы Раймундас Малашаускас, сама ККБ и приглашенные ученые пытаются угадать, что это, публика приглашается присоединится к сюрреалистической игре.
Посещение всех этих конференций — по общему билету на Документу.
Кинопрограмма
В кинотеатре «Глория» на протяжении всего лета идет любопытная программа под названием Banned and Popular, в которой на одном сеансе показывается фильм, запрещенный к показу в определенной стране, и фильм, который в той же стране и в то же время стал чемпионом проката либо получил награды. Например, 25—28 июля, Великобритания: цензурированный «Если» Линдсея Андерсона и популярный мюзикл
Читать!
В кинотеатре «Бали» мини-ретроспективы и скрининги фильмов независимых кинематографистов и художников, среди которых Франсис Алюс, Сальвадор Дали (нетрадиционная подборка показывается каждый вторник), Даниэль Юйе и Жан-Мари Штрауб, Александр Клюге, Анри Сала, Аньес Варда и множество менее известных фигур, все фильмы очень редкие.
На все кинофильмы билеты покупаются отдельно и стоят от 7,5 до 11 евро.
Ссылки
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
спасибо
-
Спасибо, очень интересный обзор и полезные рекомендации. Непонятно только одно, почему уважаемая Екатерина Деготь говорит о себе во множественном числе. Автор с кем-то советуется? Это общие впечатления группы русских критиков? Или просто какая-то печатная вежливая форма?
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451755
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268629
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782375
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759006
- 8. Коблы и малолетки 740922
- 9. Затворник. Но пятипалый 471342
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403130
- 11. ЖП и крепостное право 389788
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370516