Оцените материал

Просмотров: 73258

Что смотреть на Документе-13

Екатерина Дёготь · 22/06/2012
Что все-таки желательно не пропустить на этой необъятной выставке, открытой все лето

©  EPA / ИТАР-ТАСС

Что смотреть на Документе-13
Как вы могли уже понять из Дневников Документы, в кураторском отношении выставка нас не очень удовлетворила, что не означает, что на ней нет хороших и даже выдающихся произведений. Кроме того, это событие такого масштаба, что о нем будут говорить многие годы, так что желательно посмотреть своими глазами. Все работы новые, специально сделанные для выставки, — за исключением произведений из категории «незаслуженно забытое».

Ниже краткий обзор того, как выставка устроена, а также список highlights — внимание, это не «лучшие произведения», это произведения наиболее заметные и, главное, требующие времени. Для того чтобы посмотреть Документу целиком хотя бы поверхностно, требуется минимум неделя напряженного визуально-когнитивного труда, а лучше больше. Однако совершенно очевидно, что она сделана такой необозримой из соображений, что все увидеть нельзя и не нужно. Это логика парка — прошли по дорожке, увидели беседку и еще одну мельком вдали, а третью и четвертую случайно миновали — ну что же, такова жизнь.

Документа и в этот раз, как обычно, — единая выставка на многих площадках, ее части не имеют отдельных названий. В отличие от того, как это бывает в других городах, все эвенты тут — не параллельная программа, это все сама Документа, которая в компетенции одного куратора. Как обычно, самая большая и наиболее артикулированная часть располагается во дворце Фридерицианум (Fridericianum), который отдан под Документу полностью. Как всегда, полностью отдан Документе и небольшой зал Документа-халле (Documenta-Halle) через дорогу, за городским театром, — в силу архитектуры он очень сложен для экспозиции, и обычно это все выглядит неудачно, но раз это так близко, стоит заглянуть. Тут же Музей естественной истории Отонеум (Ottoneum), в этот раз там в постоянную экспозицию вкраплены произведения, связанные с природой, — это, честно говоря, только для любителей последней. В дни вернисажа там бесплатно разливали «антикапиталистический зеленый чай». Чуть ниже по склону — Музей науки Оранжерея (Orangerie), там, соответственно, произведения, связанные с наукой (и один из наших фаворитов, см. ниже).

От Оранжереи с большой зеленой лужайки начинается огромный парк Карлсауэ (Karlsaue), в котором разбросано еще множество совершенно разных работ, от парковой скульптуры (ее можно осмотреть бесплатно) до видео в отдельных павильонах (спрашивают билет, причем его нельзя купить прямо на месте). Если в парк не ходить, можно пройти за пять минут по верхнему променаду к зданию Новой галереи (Neue Galerie); это музей искусства XIX—XX веков с постоянной экспозицией, и там в основном работы, так или иначе реагирующие на эту историческую традицию, — и еще два интересных видео, см. ниже. Эта площадка входит в программу-минимум. Опционально: в соседнем с Новой галереей домике находится Музей братьев Гримм, полностью занятый проектом Недко Солакова про то, как в детстве он мечтал стать рыцарем и как Документа наконец дала ему для этого бюджет.

Еще одним обширным кластером искусства является Главный вокзал (Hauptbahnhof), который, вопреки своему названию мало используется, почти пуст и теперь заполнен искусством под самую завязку — внимание, здесь гораздо больше работ, чем можно подумать, задействованы все технические здания, и здесь есть несколько шедевров. Помимо этого по городу (но в пешеходной доступности) разбросано еще более двадцати площадок с одним или несколькими проектами на каждой, и мы не все из них видели. Ниже некоторые из них упоминаются — повторяем, прежде всего те, которые требуют времени. Если кого-то интересует наше скромное мнение, то нам больше всего понравились работа Клеменса фон Ведемейера (с огромным отрывом), а также фильм Омера Фаста, перформанс Тино Сегала, инсталляция Валида Раада, проекция Джеронимо Фосса и альбом Шарлотты Саломон 1940-х годов.

Еще существует обширная программа перформансов и прочих эвентов, штук по десять каждый день, она издана в виде толстой книжки под названием What/When, кое о чем из этого также ниже. Онлайн все это можно найти и спланировать свой визит по адресу www.documеnta.de.

Билет на Документу на один день (на все площадки) стоит 20 евро (после 17 часов — 10 евро), на два — 35 евро, постоянный пропуск на весь сезон — 100 евро. Для студентов небольшие скидки.


Highlights Документы-13 (по площадкам)
      Фридерицианум
      Оранжерея
      Новая галерея
      Главный вокзал
      Парк Карлсауэ
      Untere Karlstrasse 14 (Never-Mosque)
      Hugenittenhaus
Мы не успели посмотреть, хотя очень хотели
Программа лекций, выступлений, чтений
Кинопрограмма

 

{-page-}

 

Highlights Документы-13 (по площадкам)

Фридерицианум

Мозг
В Ротонде первого этажа располагается ключевое высказывание Каролин Кристов-Бакарджиев, коллекция странных артефактов, плававших в ее мозгу во время подготовки выставки: от экспонатов Бейрутского музея, которые в результате войны и пожара сплавились между собой, до известнейших снимков Ли Миллер, купающейся в 1945 году в ванне Гитлера. Это такая сюрреалистическая коллекция, в которой много интересного, — стоит с этого начать и уж точно стоит прочитать все этикетки. Что-то из этого резонирует потом в выставке, что-то — нет. Все это очень произвольно и в таком миниатюрном масштабе — удачно.

Шарлотта Саломон и Анна Богиджан

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Один из наиболее программных залов выставки. Шарлотта Саломон — главное «историческое открытие» Документы-13. Для немцев, правда, это не так, ее рисунки издавались в форме книги, и, говорят, она есть у каждого уважающего себя немецкого интеллектуала, но — я проверила — специалисты из других стран ее не знали, и она никогда не выставлялась в контексте современного искусства. ККБ хотела показать: а) женщину; б) с трагической судьбой, погибшую в Освенциме; в) связанную с сюрреализмом и фрейдизмом; г) представляющую несколько иную в сравнении с мейнстримной художественную традицию — реалистическое рисование, которое в Германии воспринимается почти как «ар брют», а мне показалось очень похожим на советскую «Группу 13» и прочую традицию, из которой вышел весь московский концептуализм.

В том же зале находятся напряженные рисунки, коллажи и инсталляция современной (но весьма пожилой) египетской художницы, помещенные сюда из соображений диалога. Сравнивать довоенное и послевоенное (или теперь уже опять предвоенное, не приведи, конечно, Бог) трагическое сознание действительно познавательно. Если читать все тексты (а делать это необходимо), здесь можно провести много времени.

Марио Гарсиа Торрес

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Один из ключевых новых проектов на выставке, меня он не впечатлил, но для куратора был очень важен. Художник из Мехико отправился в Кабул на поиски легендарной мастерской итальянского концептуалиста Алигьеро Боэтти, который жил и работал здесь в 1970-е годы. Мастерская называлась «Один отель». Результатом явились два фильма: документальный, состоящий из диалогов с людьми, с которыми Гарсиа Торрес разговаривал, и слайд-шоу старых фотографий с закадровым комментарием — комментарии не показались мне достаточно аналитичными и остроумными. Оба фильма длинные.

Лин Фоулкс

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Трехмерные картины-панорамы с элементами ассамбляжа очень своеобразного 78-летнего художника из Лос-Анджелеса (а выглядит так, как будто из дебрей Вермонта) — остроумный комментарий к «американскости» с ее Микки-Маусом, телевизором и романтикой больших пространств. Похоже на одичавший (или спятивший) поп-арт, и такого вы точно никогда не видели. Он также является музыкантом и сконструировал музыкальную машину, на которой играл на открытии, сопровождая это пением. С 1 по 19 июля он будет несколько раз выступать снова (когда именно, принципиально не объявляется, на веселого пенсионера нужно будет наткнуться случайно), а в иное время будет показана сама машина.

Гошка Мацуга (Goshka Macuga)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Художница, живущая в Лондоне, в последнее время очень популярна. Она обычно переводит черно-белые фотографии и фотоколлажи в огромные гобелены, а смысл всего этого — критический комментарий к работе той институции, где выставка делается. В данном случае тема — Кабул и Кассель. Половина гобелена находится во Фридерициануме, а вторая будет показана в Кабуле. Выглядит шикарно (возможно, чуть-чуть слишком), и желательно увидеть своими глазами.


Оранжерея

Джеронимо Фосс (Geronimo Voss)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
В планетарии (в центральной башне) молодой немецкий художник показал совершенно завораживающий документальный фильм «Через звезды — к вечности» про связь астрономии с Парижской коммуной. Фильм идет по сеансам. К этому же проекту относятся эффектно выставленные прозрачные композиции этажом ниже.

{-page-}

 

Новая галерея

Ваэль Шауки (Wael Shawky). Cabaret Crusades

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Художник из Александрии снимает полнометражные постановочные фильмы на политико-исторические сюжеты, которые всегда резко «остранены» актерским составом — это или непрофессиональные актеры, или дети, или, как в данном случае, куклы. Демонстрируются два фильма из продолжающейся серии Cabaret Crusades, инсценирующие книгу ливанского писателя Армина Маалуфа «Крестовые походы глазами арабов». Исторические факты воссозданы точно, но с точки зрения того, к каким последствиям и каким сдвигам власти они привели на Ближнем Востоке. Чтобы все правильно понять, надо в этом разбираться; однако можно и просто получить детское удовольствие от красивой цветной картинки и кукольных приключений.

Хасан Хан (Hassan Khan). Blind Ambition

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Еще один фильм еще одного египетского художника, выглядит как черно-белая документальная съемка повседневной жизни современного Каира: интеллектуалы спорят в кафе, две подруги ссорятся, идя за покупками, таксисты полуспят в своих машинах. Смотришь это довольно долго, пытаясь отгадать, в чем секрет. Не сразу, но понимаешь, что в фильме что-то странное со звуком: все реальные звуки шумного города убраны, мы слушаем голую студийную запись. На самом деле странность — обнаженная данным приемом — в том, что фильм тщательно поставлен, в нем играют актеры, реализующие написанный автором сценарий и представляющие типичные, с его точки зрения, фигуры современного арабского общества. То есть это такой своего рода «Июльский дождь» Каира. Хасан Хан делает совершенно разные работы, но часто завязанные на границе между документальностью и постановкой, между представлением общества о себе и его реальным обликом.


Главный вокзал

«Отолит груп» (Otolith group)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Полнометражный документальный фильм модного художественного дуэта из Лондона рассказывает о Фукусиме и вскрывает порой неожиданные социально-политические корни того, что произошло в Японии. Как в правильном документальном фильме а-ля Михаил Ромм, использована старая пропагандистская съемка. Это не loop, имеются начало и конец, нужно смотреть целиком, но интересно, как хорошая телепередача, и показывается в комфортных условиях, в старом кинотеатре вокзала.

Джанет Кардифф, Джордж Берс Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Очередной аттракцион от Кардифф и Co, как всегда, занимателен. В обмен на паспорт вы получаете айфон (может быть, можно закачать приложение на свой собственный, не знаю), вставляете в уши наушники и далее бродите по вокзалу, следуя указаниям таинственных голосов и видя на экране айфона удивительные события, которые могли бы иметь тут место.

Рабия Мруэ (Rabiah Mroue)
Рабия Мруэ несколько раз читал в дни открытия выдающуюся лекцию (см. Дневник-1), ее видеозапись является также частью инсталляции (в левой части вокзальной территории). Инсталляция в целом не слишком удачная, но посмотрите лекцию.

Вилли Доэрти (Willie Doherty)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Тонкий медитативный фильм ирландского кинематографиста, медленные планы с закадровым текстом. Рассказывается история про то, как целая лесная территория оказалась заражена грибком, как это оказалось связано с наличием секретных биологических заводов и как это отразилось на судьбе одного человека. Человека мы не видим, только — крупным планом — мхи, грибки и потом обои, которые тоже будто грибок в глобальном лесу милитаризма.

Клеменс фон Ведемейер (Clemens von Wedemeyer)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Совершенно выдающаяся, по нашему мнению, работа. Три фильма примерно по полчаса каждый составляют три стороны треугольной инсталляции. В каждом — постановочная история про одну из страниц прошлого монастыря Брайтенау под Касселем: в 1945 году прямо в здании церкви был барак концлагеря, в 1970-е годы — исправительное заведение для девочек (и там снимался фильм по сценарию журналистки Ульрики Майнхоф), а в 1990-е сюда приезжали автобусы со школьниками-экскурсантами. Некоторые актеры переходят из истории в историю, подчеркивая повторяемость драматических узлов немецкого прошлого. Самое главное, интересное и блестяще сделанное — синхронизация трех фильмов (видя один, мы слышим остальные два). Надо посмотреть все три фильма по отдельности, а потом вместе.

Уильям Кентридж (William Kenthridge)

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Если кому-то не хватило выставки Кентриджа в «Гараже» прошлой осенью, можно посидеть тут (зал в самом конце вокзальной территории). А так в принципе это все то же самое, и непонятно, зачем ветеран Кентридж, уже давно перешедший в категорию «почтенный самоповтор», на Документе вообще нужен. Но визуальное удовольствие от его анимации несомненно. По дороге к Кентриджу вы пройдете через заброшенные железнодорожные пути, на них висят металлические жалюзи, которые время от времени с лязгом поднимаются и опускаются, — это работа художницы Хеге Янг. На улице имеется неолиберальный (амбициозный и дорогой, по скромным кассельским меркам) бар с шезлонгами — те, кто предпочитает урбанизм паркам, может загорать с видом на рельсы и инсталляцию Лары Фаваретто, состоящую из груды металлолома с вкраплениями бетонных деталей.

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13


{-page-}

 

Парк Карлсауэ

Омер Фаст (Omer Fast)
В одном из специально выстроенных павильонов показывается новый, и снова выдающийся, фильм кинематографиста из Лондона. 40 минут, смотреть надо целиком. На сей раз это не инсталляция, а кино в зале, но оно закольцовано, и сюжет как раз опирается на мотив дурной бесконечности. Когда бы вы ни вошли в зал, вы увидите, как супружеская пара (немцы средних лет и среднего класса) встречает своего сына-солдата, вернувшегося из Афганистана, кормит его буржуазным ужином и никак не может найти с ним общий язык. Но потом этот фрагмент начнет повторяться, вы поймете, что это вовсе не сыновья, и ситуация опасно выйдет из-под контроля и для вас, и для персонажей. Называется все это не случайно — Continuity (последовательность).

Time/Bank
Павильон дуэта Антон Видокле — Хулиета Аранда, который представил аналогичный проект в Москве в Stella Art Foundation — на заключительной лекции проекта Time/Food 28 июня в этом фонде можно будет посмотреть фильм, который показывается в павильоне в Касселе. Много интересных рассуждений о деньгах и времени.

Джанет Кардифф, Джордж Берс Миллер (Janet Cardiff, George Bures Miller)
Еще одна работа Кардифф и Миллера, на сей раз чисто звуковая. Инсталляция называется «Тысячу лет» (For a Thousand Years) и является «основанным на времени ауральным переживанием». Тридцать громкоговорителей на верхушках деревьев в специальном «храмовом» пространстве внутри леса переносят слушателя в разные аудиоландшафты.


Untere Karlstrasse 14 (Never-Mosque)

Валид Раад

©  Екатерина Дёготь

Что смотреть на Документе-13
Большой проект одного из наших любимых художников, автора фиктивного архива и фиктивной художественной группы Atlas Group. Несколько инсталляций, о которых автор рассказывает интересные истории с удивительными поворотами сюжета — и непонятно, где заканчивается реальность и начинается фикция. Делается вживую в определенные дни — или можно послушать запись в зале.


Hugenittenhaus

Тино Сегал
Перформанс знаменитого чудака, который не появляется на публике и не разрешает публиковать о своих работах никакой информации в каталоге (в данном случае страница с нужным номером просто отсутствует). Позволим себе спойлер: вы входите в абсолютно темную комнату и понимаете, что там стоят, сидят, лежат, танцуют и иногда напевают другие люди. Иногда они движутся между зрителей. Потом они начинают беседовать об условиях своей работы (где-то в каком-то другом месте), и один рассуждает (по-английски), каково это — получать плату просто за то, что ты где-то находишься. Остроумно и впечатляюще.


Мы не успели посмотреть, хотя очень хотели

Фильм Аллора и Калцадильи в Weinberg Bunker, фильм Манон де Бур в павильоне в парке Карлсауэ, фильм Франсиса Алюса в Бывшей пекарне (Obere Karkstrasse, 4), трехэкранную видеоинсталляцию Джеральда Бирна в Grand City Hotel, рисунки Таситы Дин в здании бывшего финансового управления (Spohrstrasse, 7) и работу Триши Донелли в кинотеатре «Глория».


Программа лекций, выступлений, чтений

Помимо выставки вы можете, сознательно или случайно, попасть еще на целый ряд мероприятий. В Staendehaus идет несколько разных программ, на многие лучше регистрироваться, иначе может не хватить места (www.documenta.de). Пятидневная конференция The Artists's Congresses: A Congress, в которой я принимала участие (см. Дневник-3), уже прошла; материалы будут онлайн.

На протяжении всего лета — keynote lectures культурных теоретиков, антропологов, биологов и прочих ученых. Например, 27 июля — лекция американского историка искусства Гризельды Поллок о Шарлотте Саломон.

29—30 июня там же происходит двухдневный семинар On Conviviality, в котором принимаю участие сама ККБ, Чус Мартинес, Дитрих Дидерихсен, Борис Гройс и другие.

8—9 сентября там же конференция On Artistic Research со множеством участников из различных арт-академий всего мира.

Там же периодически будут проходить мероприятия SCEPSI — European School of Social Imagination. На всех них выступает популярный философ Бифо Берарди, это его бенефис (кто ни разу не видел — его эмоциональные выступления очень развлекательны, правда, без привычки его итало-английский трудно бывает понять). Он уже говорил с Хито Штайерль, в дальнейшем встречается с математиком Алессандро Сарти (7 июля), теоретиком и активистом Гертом Ловинком (28 августа), анархистом Федерико Кампаньей (11 сентября).

Также на протяжении всего лета периодически идет программа What Is Thinking? Or a Taste That Hates Itself с докладами философов, куратором ее выступил немецкий философ Кристоф Менке (по понедельникам в Staendehaus в 18 часов, по вторникам то же самое повторяется во Фридерициануме в 11 утра). Среди участников — Алексей Пензин (доклад Sleep, Subjectivity and Artwork, 9—10 июля).

В Главном вокзале (кафе Offener Kanal) каждую пятницу в 23 часа поэтические чтения, после них открытый микрофон для всех желающих почитать свои или чужие стихи.

В Оранжерее каждый четверг — интригующая серия разговоров под названием Black Box, посвященная тому, как происходит забывание знания, — на примере устаревших инструментов из музейной коллекции по астрономии, чье предназначение сейчас неизвестно. Художники — участники выставки, один из «агентов» Документы Раймундас Малашаускас, сама ККБ и приглашенные ученые пытаются угадать, что это, публика приглашается присоединится к сюрреалистической игре.

Посещение всех этих конференций — по общему билету на Документу.


Кинопрограмма

В кинотеатре «Глория» на протяжении всего лета идет любопытная программа под названием Banned and Popular, в которой на одном сеансе показывается фильм, запрещенный к показу в определенной стране, и фильм, который в той же стране и в то же время стал чемпионом проката либо получил награды. Например, 25—28 июля, Великобритания: цензурированный «Если» Линдсея Андерсона и популярный мюзикл «Оливер!» Кэрола Рида (оба 1968 г.). СССР нет в списке, к сожалению. Также в «Глории» с 29 августа по 3 сентября — фестиваль фильмов Афганистана и про Афганистан.

В кинотеатре «Бали» мини-ретроспективы и скрининги фильмов независимых кинематографистов и художников, среди которых Франсис Алюс, Сальвадор Дали (нетрадиционная подборка показывается каждый вторник), Даниэль Юйе и Жан-Мари Штрауб, Александр Клюге, Анри Сала, Аньес Варда и множество менее известных фигур, все фильмы очень редкие.

На все кинофильмы билеты покупаются отдельно и стоят от 7,5 до 11 евро.​

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Natalya Heller· 2012-06-22 16:48:17
    спасибо
  • Анна Неизвестнова· 2012-07-14 19:43:24
    Спасибо, очень интересный обзор и полезные рекомендации. Непонятно только одно, почему уважаемая Екатерина Деготь говорит о себе во множественном числе. Автор с кем-то советуется? Это общие впечатления группы русских критиков? Или просто какая-то печатная вежливая форма?
Все новости ›