Подошла к концу месячная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. OPENSPACE.RU задал несколько вопросов художникам и кураторам. Ответы записали ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ и ЗОЯ МАШКОВЦЕВА
1. Какие эпизоды открытия кабаковской ретроспективы вам запомнились?2. Как по прошествии месяца вы оцениваете эти выставки? Что вас поразило, что разочаровало?
3. Как по-вашему, о чем говорят люди в Москве (арт-мир и широкая публика) в связи с этой ретроспективой?
4. Как по-вашему, эта выставка что-то изменит в Москве — для широкой публики и для арт-мира?
1. Какие эпизоды открытия кабаковской ретроспективы вам запомнились?
Тереза Мавика, директор фонда «Современный город». Меня очень растрогало, что, когда мы пришли на пресс-конференцию в Пушкинский, то до ее начала Илья ходил один по коридорам, как будто он просто гость пресс-конференции. Когда я увидела эту картину, мне показалось, что, действительно, и здесь все может быть хорошо рано или поздно.
Дмитрий Гутов, художник. Как известные деятели, как цыплятки, за Абрамовичем бегали. Это смотрелось довольно комично. Имен называть не буду.
Владимир Куприянов, художник. В Москве появляются масштабные выставки очень достойных наших художников. Но я должен отметить, что виповская сторона, вопрос богатых людей в них становится основным, к сожалению. Как художник, который анализирует постоянно выставочную ситуацию в Москве и в мире, я вижу, что отличие Москвы в том, что интересы людей, которые обладают возможностями делать масштабные проекты, пока еще находятся в плоскости виповской отстраненной системы жизни. Художников не пускали на выставку... Причем художников-то всего десять человек, и не пускать их бессмысленно, просто бессмысленно. Если эта тенденция у нас будет продолжаться, то будет дико плохо. Арт-тусовка без художников — полная профанация. Я бывал в Сибири на событиях, где были одни только вип-персоны, — эти события замыкаются, они прекращаются молниеносно, потому что нет носителей информации, тех, кто знает правила игры. «Большие люди» друг на друга посмотреть могут и в другом месте, без Кабакова, Булатова, Вани Чуйкова. Понимаете?
Олег Кулик, художник. Хамская речь Ника Сероты (директор лондонской Tate, по слухам приглашенный стать советником «Гаража». — OPENSPACE.RU). Смысл ее был «спасибо тете Даше», а также «дайте денег». А про Кабакова почти ничего. Кабаков на этом открытии был далеко не первым лицом.
Николас Ильин, Вице-президент по международному раззвитию, GCAM GROUP, Нью Йорк. Разговор с Ильей и Эмилией в Пушкинском музее. Илья рассказывал, как он ходил сюда в молодости, смотрел на скульптуры, «и ничего, что это копии». Такой живой человеческий разговор был. И второе, конечно: как много было людей из мира искусства — директора музеев, художники и так далее. И это еще раз демонстрирует, какой значимой фигурой является Кабаков. Люди же не прилетают через полмира, чтобы просто поужинать.
Он патриарх, у него была не самая простая жизнь — только лет 15 назад он стал известен, стал нормально жить и выставляться по всему миру. Японцы сейчас дают Кабакову самую высокую премию, которая только существует в стране. Это же тоже показатель. Я у них был несколько раз в мастерской на Лонг-Айленде, и они очень много работают. Могли бы чуть меньше делать, наверное, — никак не могут остановиться.
Екатерина Деготь, OPENSPACE.RU. Я собирала эти впечатления, так что они не только мои. Но картина выходит драматическая. В первый день — как у всех коллекционеров внезапно одновременно зазвонили телефоны: они начали торговаться за «Золотого тельца» Дэмиена Херста. Во второй — крах фондового рынка ровно в момент ужина в «Гараже». Как рядом со мной сидел преподобный (так? не знаю) Берл Лазар и не обращал ни малейшего внимания ни на кого и ни на что вокруг. Как сэр Норман Розенталь в этот момент сидел в VIP-обезьяннике аэропорта «Шереметьево» — он так хотел приехать, что не заметил, что виза у него кончилась. В третий день — как галерист Ропач специально устроил ужин только для того, чтобы его коллекционеры не пошли на одновременный ужин к галеристу Гагосяну. А на этой ужасной гагосяновской выставке — еще ужасно, что она была одновременно с Кабаковым, это так, мне кажется, опустило его и нас всех в самый уродский рынок — на выставке из очень плохих коммерческих картин очень известных художников, да еще с таким названием, которое следует перевести как «То, что мы вам впарим», ко мне подошло молодое московское дарование и сказало: «Мы, молодые художники, так не любим весь этот гламур и коммерцию. Мы собираемся протестовать! Но хотели посоветоваться — как вы считаете, это будет правильно?»
В целом была картина некоего ужасно драматического и мучительного испытания всей постыдностью «медных труб», которое приходится проходить каждому большому художнику. У меня в памяти осталось — как я выступаю на симпозиуме (тоже, кстати, эпизод: четверо русскоязычных участников несут какую-то глубокомысленную чушь по-английски, потому что им так велели, а публика сидит и затравленно слушает), и вдруг вдали, по краю «Гаража», медленно бредут куда-то Илья и Эмилия. Ужасно устало и обреченно.
Давид Рифф, OPENSPACE.RU. Накануне кабаковских открытий и краха фондового рынка мне приснился ужасный сон, в котором передо мной появился Владимир Янкилевский в образе пророка и сказал мне, что «все провалится». «Что?» — спросил я. «Не могу тебе сказать», — ответил он и предложил мне денег, чтобы я молчал. «Кабаков мой друг, так что я готов заплатить», — сказал он. К стыду своему, я деньги взял...
Я проснулся и, чувствуя себя скверно, пошел на пресс-конференцию в Пушкинский. Там все было похоже на коронацию, в которой в свою очередь есть нечто от похорон. Этот образ работал неплохо, потому что в обоих случаях имеется в виду инсталлирование куда-то персоны автора, как будто он вещь или какой-то фейк. Но вещь эта странная, она сопротивляется, она еще живая. На пресс-конференции Кабаков выглядел ужасно несчастным. Когда он сказал, что Пушкинский — великий музей подделок и сам он такая же подделка, голос его звучал разочарованно, но и как-то пророчески. И я внезапно вспомнил Володю Янкилевского: голос шестидесятых, полный утопического энтузиазма и обиды. Вот этот голос теперь-то и вставлен в культурный канон. Ирония истории в том, что система, которая этот канон создала, как мы сейчас видим, не менее обречена, чем СССР.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
Ссылки
- Илья Кабаков: «Сейчас экстраверты командуют парадом, но так будет не всегда»
- «Туалет» Кабакова: своими глазами
- Кабаковы в «Гараже»: cвоими глазами
- Открытие ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых в ГМИИ им. А.С. Пушкина
- Екатерина Деготь. Такой блистательный жук
- Екатерина Деготь. Розенталь, Спивак и все остальные Ильи Кабаковы
- Екатерина Деготь. О чем грустить в «Туалете» Кабакова
- Десять самых дорогих работ Ильи Кабакова
- Анастасия Палёнова. Кабаков on sale
- Анна Арутюнова. Кабаков: динамика, проценты, доли
- Галеристы о Кабакове
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451812
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343417
- 3. Норильск. Май 1268741
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822172
- 6. Не может прожить без ирисок 782647
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759415
- 8. Коблы и малолетки 741009
- 9. Затворник. Но пятипалый 471589
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403230
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370601
Вряд ли станет. Это все-таки проблема 90-х, сегодня Кабаков ее завершает. Но прием начат Комаром и Меламидом в 70-е, за много лет до первого "Художника-персонажа" у Кабакова и развивался у многих - прежде всего назову Игоря Макаревича, совместные ероекты Макаревич-Елагина, Георгия Кизевальтера (ранние 90-е) и да и себя - малоизвестного основателя Музея Неизвестного Художника (1987). Знаю еще один фальш-музей американского разлива. Было бы очень интересно просмотреть структуры, мотивации и фактуры многих музеев, как особую ветвь концептуального и постконцептуального высказывания. Это - воззвание к исследователям.
А о Кабакове очень рекомендую следующий текст
Алексей Плуцер-Сарно. Три Кабаковых, или Две забытые России
plucer.livejournal.com/98750.html
Мир полон любовью.
Понравились высказывания Терезы Мавики (про фантазию и создание целых миров), Екатерины Деготь (про смех, про важность именно идеи) и Никиты Алексеева (у него куда тактичнее и честнее высказана та же мысль про масштаб и обозначена действительно личная художественная позиция относительно творческой свободы, без гутовского лукавства). Ужасно не понравилась реплики Захарова и Пепперштейна.