В ближайший год нас ожидает перезагрузка «Гаража». Самое время подвести итоги работы в здании Мельникова
Накануне открытия «Гаража» в сентябре 2008 года OPENSPACE.RU проводил среди художников, кураторов и галеристов опрос «Что мы ждем от “Гаража”?». В моментЧитать!
В опросе приняли участие:
Юлия АКСЕНОВА, куратор центра «Гараж»
Кирил АСС, архитектор-художник, автор колонки «Архитектура с Кирилом Ассом» на OPENSPACE.RU
Екатерина ДЁГОТЬ, шеф-редактор отдела «Искусство» OPENSPACE.RU
Екатерина ЛАЗАРЕВА, искусствовед, художник, редактор OPENSPACE.RU
Виктория МАРЧЕНКОВА, художник, студентка Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко
Дарья ПЫРКИНА, куратор, руководитель программы «Новая генерация» ГЦСИ
Алексей ЦВЕТКОВ, литератор, публицист, автор колонки «Идеологические портреты с Алексеем Цветковым-младшим» на OPENSPACE.RU
Ольга ЧЕРНЫШЕВА, художник
Мария ЧЕХОНАДСКИХ, куратор, редактор «Художественного журнала»
Мы задали два общих вопроса:
1. Что такое «Гараж», по вашему мнению? Как и кем вы себя там чувствовали? Для кого он был создан?
2. Как вы оцениваете итоги работы «Гаража» в недавно покинутом им здании? Чем он не сумел стать и тем самым не оправдал ваших ожиданий? В чем он, может быть, превзошел ваши ожидания?
Помимо этого, некоторых из наших собеседников мы отдельно спросили о сфере их более узкой компетенции.
Юлия АКСЕНОВА (как сотрудник «Гаража», ответила на вопрос (3): «Глядя изнутри — какую эволюцию претерпел “Гараж”?»)
1. Думаю, что «Гараж» в восприятии российской публики стал неким проектом Музея современного искусства, которого нам так раньше не хватало. Не так важно, что у «Гаража» нет коллекции, но уровень проходивших здесь выставок вполне музейный и соответствует международному уровню.
2. Я не только чувствовала, но и продолжаю чувствовать себя, с одной стороны, членом коллектива, позиции которого я разделяю. С другой стороны, я всегда ощущаю себя вполне независимо, что дает мне возможность воплощать те проекты, которые интересны в первую очередь мне самой.
Я думаю, приоритеты «для кого» менялись во времени. Сначала это было такое элитное заведение, внушающее трепет перед великим и дорогим искусством. Сегодня, мне кажется, «Гараж» стал вполне эгалитарной институцией, открытой как для широкой публики, так и для участников художественного процесса. Одна из миссий проекта — образовательно-просветительская, и, мне кажется, она-то себя точно оправдала.
Могу откровенно сказать, что за многие выставки, которые здесь прошли, испытываю гордость, за некоторые — неудобство. Учитывая, что «Гараж», по сути, первая институция такого уровня в России и управляется молодой российской командой, считаю, что все идет нормально. А надежда у меня всегда одна — на лучшее будущее. Мне кажется, сегодня мы готовы и к реализации новых, самостоятельных проектов, и к сотрудничеству с разными молодыми кураторами, в том числе и российскими, и к осуществлению проектов на международной сцене. Мне очень хочется, чтобы все эти наши надежды воплотились и «Гараж» стал не просто площадкой для экспортных шоу, но институцией со своей уникальной выставочной историей.
3. Эволюция прошла удивительная. Когда я только пришла работать в «Гараж», структура была полностью иерархизирована. Был офис в Лондоне, откуда шли головные распоряжения, куратор был из upper-class, были строгие посредники по коммуникации… Инициатива приветствовалась, но согласования занимали несколько месяцев.
Сегодня мы имеем горизонтальную структуру управления, головной офис находится в Москве. Все предложения готовим мы сами, вместе обсуждаем, быстро принимаем решения. Сейчас для нас настал очень интересный момент — нет главного куратора. В этом есть и отрицательные, и положительные моменты. Сложно брать ответственность за реализацию больших международных проектов, сложно формировать программу в сжатые сроки, сложно выстроить единую институциональную политику. Но, мне кажется, это очень здорово, когда есть возможность формировать политику коллективно, это правда удивительный опыт. В первую очередь он интересен для нас самих, но очень надеемся, что он будет столь же интересен и для наших зрителей, перед которыми мы чувствуем серьезную ответственность.
Кирил АСС (рассказал также о своих впечатлениях художника, делавшего проект в «Гараже» (3), и о том, как он оценивает изменения, внесенные в архитектурное пространство «Гаража» (4)
1. На мой взгляд, «Гараж» возник в месте пересечения общественной потребности и частного интереса. Общественная потребность заключалась в хорошо финансируемом художественно-образовательном центре, а в чем состоял частный интерес — вопрос особый. Легко можно спекулировать относительно конвертации репутаций и так далее, но, как ни странно, у меня сложилось впечатление, что Д. Жукова неравнодушна к современному искусству, и, имея возможность, с удовольствием инвестировала в его пропаганду и развитие. Тексты, которые она иногда писала к выставкам, отличались чувствительностью, что редкость.
При всем пафосе «Гаража» я довольно быстро стал чувствовать себя там хорошо — там было много воздуха и было ценное сочетание качественных выставок с расслабленной атмосферой. Пафосные закрытые вечеринки — скорее исключение, вполне понятное, если учитывать общественное положение владельцев. Мне кажется, что, как ни странно, «Гараж» был создан для всех: он прекрасно смотрелся в контексте светской хроники, одновременно в нем выставляли наших и заграничных художников всех поколений и привозили художников первого ряда, которых иначе бы мы не увидели в Москве много лет. И в то же время «Гараж» оказался нанесен на карту мест, обязательных к посещению широкой публикой, что очень важно в нашей стране, где до сих пор современное искусство остается развлечением для избранных.
2. Ожидания мои были скептические, но «Гараж» их превзошел. В нем случилось немало невероятных выставок, которые нигде в Москве не могли бы случиться — из-за отсутствия в других местах пространства, денег, вкуса — начиная от премьерного Кабакова и заканчивая роскошным Тарреллом. Можно придраться к «репертуарной политике», чем я тоже занимался, но нельзя не признать, что такие выставки задают серьезный масштаб. Я надеюсь, что на новом месте команда «Гаража» продолжит в том же духе. Мне все еще не хватает ретроспективы Фишли и Вайса, в Москву до сих пор не привозили Дональда Джадда, да и выставка Бойса последний раз была в 1992 году.
Выставки, устроенные кураторской группой «Гаража» на местном материале, в нескольких из которых мы принимали участие, были ценны тем, что они не были частью галерейной жизни и не представляли собой «кураторских» выставок, где высказывание куратора перевешивает выставленные работы, а скорее были «коллекциями», что мне кажется важным на сегодняшний день.
3. С технической точки зрения у нас не было практически никаких проблем с «Гаражом». Когда есть правила и им следуют, работать очень просто. Было одно недоразумение, но в результате все разрешилось мирно, поскольку недосмотр был проявлен как с нашей стороны, так и со стороны «Гаража». Во всяком случае, у нас осталась добрая память о работе с «Гаражом» и всеми его сотрудниками. Приглашала нас оба раза Юля Аксенова, с которой мы знакомы уже много лет, наше художественное видение весьма близко, и поэтому идеологических и формальных разногласий у нас тоже не случалось, чему мы очень рады. Так что для нас с Анной Ратафьевой работать с «Гаражом» было приятно.
4. Проект планировки, реализованный в «Гараже», не был особенно выдающимся, но до определенной степени решал свою задачу.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
КомментарииВсего:6
Комментарии
-
А как же заявленный Музей толерантности? Первая выставка- презентация концерна BMW?
-
Спасибо большое за опрос =)
-
Самый концептуально осмысленный ответ у Кати Деготь, все остальные просто иллюстрируют то, что она сказала, находясь в разных классовых точках на карте общества и потому различается тональность, но не смысл.
-
непонятно зачем сравнивать Гараж с Тейт и Помпиду, совершенно неправомерно - у Гаража нет своей коллекции, у Помпиду и Тейт они есть, и это их основной актив.
-
Две выставки, между которыми прошла вся история Гаража - "Альтернативный музей" И.Кабакова и "В присутствии художника" Марины Абрамович. Оба проекта кажутся настолько значимыми, не только в конкретной московской жизни, но как подведение итогов концептуальной и телесной линии всего современного искусства, что общий дискомфорт места уходит на дальний план.
-
Гараж - это прорыв. И никто никому не запрещает двигаться дальше, куда угодно и как угодно). Гаражу - спасибо!
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451842
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343433
- 3. Норильск. Май 1268750
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897719
- 5. Закоротило 822179
- 6. Не может прожить без ирисок 782661
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759461
- 8. Коблы и малолетки 741027
- 9. Затворник. Но пятипалый 471607
- 10. ЖП и крепостное право 407978
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403247
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370638