В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.
Просмотров: 31806
Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?
Независимая, коммерческая, извиняющаяся, ненужная, по-новому пластическая или просто очень слабая – мнения разделились
В Центральном Доме художника открылась выставка номинантов на премию Кандинского 2009 года. В этом году премия расширила свое жюри, ввела помимо жюри еще и экспертный совет, воспользовалась услугами куратора Андрея Ерофеева. Но все это — технические частности, призванные улучшить качество выставки номинантов. Но самое главное впечатление: концептуально премия Кандинского в этом году — совсем другая премия.Провозглашенные в пресс-релизе амбиции быть «единственной независимой», самой влиятельной российской премией в области современного искусства, главный критерий выбора победителей в которой «то, насколько тот или иной художник своими последними работами повлиял на развитие современного российского искусства», — все это относится скорее к премии в ее прошлые годы. На выставке номинантов нынешнего года произведения хорошо известных художников соседствуют с малоизвестными и совсем неизвестными молодыми авторами (даже в номинации «Проект года»). Стремление представить московской публике художников из регионов повергло многих в замешательство относительно формата премии. Несмотря на то что на выставке представлены работы 45 художников, она явно не отражает последние достижения на художественной сцене: многие яркие проекты, например выставки молодых художников на «Фабрике» и «Винзаводе», никак не проявились на выставке. В списке номинантов и среди гостей, пришедших на ее открытие, значительная часть арт-сообщества просто отсутствовала. Может быть, сказалась неприятная история прошлого года?
Мы попросили тех, кого встретили на открытии, высказать свое мнение о премии Кандинского и о выставке номинантов.
1. Что вы думаете о «независимом» характере премии Кандинского?
Василий Церетели,
исполнительный директор Московского музея современного искусства, комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства
Шалва Бреус создал механизм, на который сторонние факторы не могут повлиять. Ни государство, ни кто другой.
Шалва Бреус,
председатель Культурного фонда «АртХроника», издатель журнала «АртХроника»
Мы меньше подвержены различным видам цензуры, и в первую очередь — самоцензуры. Мы чувствуем себя более свободными и независимыми. Вот, например, случай с «Целующими милиционерами» «Синих носов». Если б в это время вручалась Государственная премия, при том что там все порядочные честные люди, психологическое давление на них было бы серьезным. А мы бы чувствовали себя абсолютно свободными, и, может быть, включился бы механизм антицензуры.
Ольга Лопухова,
куратор
Эта премия независима от того, откуда деньги. Думаю, это действительно не влияет на выбор жюри. Определяющим является случайный набор мнений и внутреннее лоббирование, которое бывает в любой премии. Мой опыт показывает, что, когда много людей делают выбор, он зависит во многом от энергетики членов жюри.
Александр Евангели,
критик, главный редактор сайта www.photographer.ru
Очевидно, премия обслуживает рынок.
Александр Боровский,
заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, член жюри премии Кандинского
О прибавочной стоимости в искусстве — это все политика. Моя позиция эстетическая, она вне антропологических, социальных, политических интересов. При всех политических позициях остается вкус.
Валерий Леденёв,
главный редактор cайта www.gif.ru
Ну разве что она не государственная.
Диана Мачулина,
художник, лауреат премии Кандинского 2008 года в номинации «Молодой художник»
Премия «Инновация» подчинена воле ГЦСИ, там принимает решение институция, а здесь — капитал. В поле зрения премии Кандинского не попадают прогрессивные, маргинальные и просветительские проекты.
Андрей Паршиков,
куратор, критик
Я считаю ее очень независимой: она независима от каких-либо важных тенденций современного искусства, прогрессивных или реакционных. Она зависима лишь от коммерческих интересов галерейщиков, музейщиков и, возможно, дилеров. Мне кажется, это даже не выставка и не премия. Это ярмарка. Сюда (на открытие. — OS), как мы видим, пришли не критики и не художники, а коллекционеры. Фонд «АртХроника» вообще занимается конструированием рынка главным образом, и здесь мы видим то же самое. Искусство, которым можно украсить интерьер.
Алексей Шульгин,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года
До того как я стал бизнесменом в сфере искусства, я был художником. И тогда у меня было негативное отношение ко всяким премиям — это пирамиды, как в принципе и вся российская система. Когда делается выставка номинантов на премию, художникам ничего не платят за производство произведений, только снимают с них сливки. Премии создают нездоровую конкуренцию между людьми: как может одно произведение быть лучше другого? Это абсурд. Раньше я так думал. Теперь я об этом вообще не думаю, мне это все теперь все равно. Но я считаю, что, несмотря ни на что, эта премия стимулирует художественный процесс, заставляет людей суетиться, создавать новые работы и подавать заявки. Появляются новые имена, о которых мы никогда не слышали и, возможно, никогда бы не услышали, если бы не эта премия.
Анна Романова,
искусствовед
Вероятно, независимость премии в том, что художник может сам себя выдвинуть. Художник сам себя оценивает и решает, готов он конкурировать в этом году за звание лучшего или нет. Самооценка — это очень важно. В «Инновации», я знаю, были ситуации, когда художники были не согласны с тем, что их выдвигают.
Николай Полисский,
художник, номинант премии Кандинского 2009 года
Премий должно быть больше, и они должны быть разные, чтобы не толкаться. Премия Кандинского, думаю, для молодежи скорей. Потому что мне, например, что еще доказывать? У меня уже другие цели и задачи. Меня выдвинул Московский музей современного искусства. Они позвонили месяца два-три назад и сказали, что уже третий тур идет. И вот. Я, честно говоря, об этом вообще не думал. Я эти премии не люблю, и там какое-то свое есть везение. Это не цель для художника — получать премии.
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- Следующая »
Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?
-
Николай Полисский20940%
-
Павел Пепперштейн20840%
-
Вадим Захаров10520%
КомментарииВсего:16
Комментарии
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897667
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782230
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740852
- 9. Затворник. Но пятипалый 471221
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403059
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370447
- 12. ЖП и крепостное право 357303
Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
красиво слили, грамотно, ничего не скажешь. и уже и прибавить вроде нечего.
ну был кандинский, ну и всё
молодцы!
Когда я смотрел на фотографии Игоря, я не видел автора, а видел только объект познания, человека в своей среде обитания, не нуждающийся в каких бы то ни было посредниках; «узнаваемом почерке художника», «композиции», «мастерстве» и т. п., (у Игоря съёмка, кстати, вполне неброская на нормальном фотопрофессиональном уровне) но меня этот объект познания целиком захватил! Искусство, как в случае с проектом «Грузия 2008» – феномен – сложный комплекс переживаний; ревность к малоизвестной теперь стране, интерес к бывшей близкой, но ставшей теперь далёкой нашей бывшей республике, утоление жажды по дефициту информации о ней, свежесть и многогранность фактуры и самой особенной жизненной ткани запечатлённой действительности и многое другое невыразимое словами.
Искусство – функция, передача того, что непринуждённым образом должно нас захватить. В абсолютном большинстве случаев т. н. «искусства» мы разомкнуты с произведением, мы видим художника, стиль, манеру, общий строй, как бы говорящий нам – “это по всем признакам искусство”, “видно же, что это похоже на то, что искусством слывёт”, “тут и стилистика” и “формальный строй”, “дух времени”, “композиция”, “сделанность”, “узнаваемость” и т. п. Перечисленное – вторичные, малозначимые признаки, не определяющие главные свойства функции искусства. Искусство – редкость, непредсказуемость, свежесть, но глубина заворожённости. Искусство, увы, быстро портится (мы к нему адаптируемся). То, что работало, как искусство, прежде, в подавляющем большинстве случаев в настоящем утрачивает эту функцию. Осколки, кубизма, абстрактивизма, супрематизма, конструктивизма, ташизма, поп-арта и т. п., если они в той или иной степени новоиспечённо продолжают эксплуатировать прежние открытия, сейчас вызывают скуку и чувство фрустрации.
Известны участники шорт-листа Премии Кандинского 2009, я не хочу обидеть победителя, но для меня его произведение будет сравниваться с мухинским проектом, который заставил пережить нечто экстраординарное. Выбраны же в шорт-лист художники работающие с полу- и неодушевлёнными объектами. Каким таким образом полу- и неодушевлённые объекты могут составить конкуренцию (и обходить!) очеловеченные, жизненные, одушевлённые!? Почему укоренился этот абсурд!? Налицо тенденциозный подход жюри, выражающийся в оценке (возможно бессознательной, воспитали себя за последние 25 лет в одном русле) разных областей современного искусства; образно-реалистической и безОбразно-формалистической в итоге которой предпочтение отдаётся последней. В идеале, жюри должно представлять эти две области.
Выбор прошлого года Беляева-Гинтовта был прекрасный и я признаться подумал, что нам будут дариться каждый год интриги, но…
www.pervov.ru
ноября во вторник в 16 часов.
Ах, да - вы не занимаетесь политикой. Зато она давно занимается вами.
Аминь.