Оцените материал

Просмотров: 41162

Российские арт-иностранцы: что им здесь нравится, а что раздражает

04/09/2009
Страницы:
4. Что из того, что делается в России в этом направлении, кажется вам неправильным и неразумным?

Пьер Броше. Надо понимать, что, во-первых, современное искусство не какая-то мелкая часть культуры, а очень важный ее элемент. Во-вторых, это достаточно важный элемент экономики. И, в-третьих, важнейший элемент имиджа России и здесь, и за рубежом. Потому что любая страна, где есть развитое современное искусство, — это страна, где существуют демократия и мощные энергии развития.

Тереза Мавика. Кажется, что все здесь делается в основном для себя. Появилось много фондов, но их стратегия, планы их развития непонятны. Например, «Екатерина» коллекционирует русское искусство, устраивает выставки, но цельной программы в этом нет. Нет активной работы на создание общего контекста. То же можно сказать про «Эру», про RuArts… Дай бог, чтобы «Гараж» продолжал свою работу: они пытаются и с контекстом работать, и развивать околовыставочную программу; устраивают лекции, обсуждения. Надежда на них. Хотя будем честны — коллекцию Пино может привезти каждый, были бы деньги. Слышала, что Минкульт дал согласие строить новый музей современного искусства при ГЦСИ и собирается купить Дэмиена Херста. Но это же смешно, какой открывающийся сегодня музей станет покупать Херста?! Опять напоказ. Значит, люди вообще не понимают, что в мире происходит, о чем современное искусство. Херст — продукт другого уровня, он хорош для Пинчука, для его visibility за границей. Как в Москве собираются Херстом связать музей с современным мировым арт-процессом?! В конечном итоге все упирается в проблему образования: не надо изобретать горячую воду, но надо бы взять и открыть кафедру современного искусства в университете, ведь дело-то в том, что люди просто неподготовленные. Но вообще я на все эти процессы смотрю довольно пессимистично.

©  Евгений Тонконогий

Давид Рифф

Давид Рифф

Давид Рифф
. Плохо то, что люди, которые все-таки настаивают на том, что искусство не равно гламуру, при этом преследуют стратегии самомаргинализации, особенно если не видят возможности выхода на интернациональную сцену. Они очень протестны, но полностью замкнуты в своих контекстах. Это серьезная ошибка, потому что если ты во что-то веришь, то должен выступать и пытаться делать как можно больше, идти на компромиссы и пытаться менять существующие институции, а не просто из них выходить. И второе: нужна более ответственная актуализация уже достигнутого, нужно пытаться сделать максимально публичным анализ и наладить контакты с международными партнерами. Такая стратегия развивается пока очень слабо.

Бланш Гринбаум-Сальгас. Неразумным? Не знаю. В Венеции в этом году все выглядело достойно, присутствие России было видно, многие французы оценили российский павильон. Правда, у России есть тенденция выставлять слишком много художников (во многих европейских павильонах выставляют одного, а у вас семь). Это не очень, на мой взгляд, правильно, многие в таком случае забываются, как бы заглушают друг друга. Вообще, это желание показать побольше часто портит впечатление — скажу откровенно, с выставкой видеоарта в ММСИ получилось чересчур. Но мне нравится, как делают выставки, например, Катя Дёготь, Елена Селина… И Ольга Свиблова — кстати, я считаю, что московская выставка Дэвида Линча получилась лучше парижской.

И по поводу нового ГЦСИ: говорят о здании, но не о художественной программе. А можно было бы собраться всем профессионалам из государственной и частной сферы и подумать о художественной стратегии развития. Я читала, что купят Дэмиена Херста, — а почему именно его? Как будет формироваться коллекция: кто, что и по какому принципу будет покупать?

Антонио Джеуза. На Западе Россия показывает не лучшее. В этом году на Венецианской биеннале предлагали не самую острую и интересную тему. Пресса писала, что Россия сильно опаздывает. Лучше представлять художников конкретнее и с меньшим количеством экспонатов. Нужен уровень Тарковского, если угодно. Представить что-то более сложное для более узкого круга специалистов, а не для толпы. Современное искусство должно быть выше поп-культуры.

Многие кураторы боятся сложности, боятся непонимания и поэтому выставляют простые работы. С элементом развлекательности, типа «ух ты!». У меня ощущение, что идеальный зритель для многих таких выставок — человек с улицы, а не коллега-куратор или профессионал из узкого круга. Современное искусство сложное, как Тарковский — не самый простой ведь режиссер, как высшая математика, которая понятна не всем. Но его можно объяснить, для этого есть кураторы и критики. Стремиться к успеху нужно, чтобы двигать современное искусство вперед. Вопрос только в том, что не это главный критерий и не с этого следует начинать. Делайте хорошие выставки для профессионалов, а уже задача PR и менеджера их рекламировать.

Рут Эддисон. Я — бывший дипломат, и обычно мы не реагируем очень резко, поэтому не могу ответить. Может быть, я не понимаю, что здесь происходит, но мне кажется, что здесь все хотят поддержать современное искусство, у всех есть свое мнение, и это не может быть неправильным и неразумным.

Макс Седдон. Русский комплекс неполноценности по отношению к зарубежному искусству оправдан, тем не менее чреват опасными последствиями. Чрезмерная неуверенность в себе оборачивается тенденцией превращать выставки в PR-кампании, включать в них как можно большее число художников и пытаться представить их как крупное общественное событие с олигархами, танцующими медведями и пр. Все эти люди из кожи вон лезут в своем усердии, но понятно, что положение русского искусства менять нужно не так…

Ощущение такое, будто организаторы выставок оценивают успех по количеству упоминаний в иностранной прессе или по тому, насколько быстро и в каком объеме им удается раструбить в Москве о своих триумфальных деяниях. Вместо того чтобы поинтересоваться, понравилась ли кому-то выставка, понял ли ее кто-то, было ли в ней что-то хорошее. Думаю, лучшим пиаром для России на Венецианской биеннале была основная экспозиция Бирнбаума: русским дали шанс показать самих себя, не подстраиваясь под сумасшедшие концепции вроде Unconditional love или чего-то подобного, — и все они выглядели достойно. Однако печальная реальность состоит в том, что шансы эти появляются, как правило, когда речь идет о стендах на зарубежных ярмарках, а не о российских выставках за границей.
Страницы:

КомментарииВсего:16

  • actual· 2009-09-06 23:53:29
    Спасибо!
  • degot· 2009-09-07 11:58:37
    Спасибо за спасибо! Но неужели это единственный комментарий, который способен вызвать этот материал? Никого ничего не задело? Что-то все помалкивают.
  • lopouk· 2009-09-07 14:49:23
    Восхищает самомнение П. Броше. Значительно более интересные выставки, чем его банальные "Новые правила" с банальным" (им же самим опровергаемым списком из 25 дежурных участников) делал в 90-ые Андрей Ерофеев - "История в лицах", "Безумный двойник". Да и тот же Гельман чуть погонял свою колекцию по регионам. И из этого многое что выросло - и филиалы ГЦСИ, и Олейников, и Провмызы, и Логутов, и ижевцы. А что вырастит из пр отработки "Мегафоновских" денег пока неизвестно. Вряд ли что-то оригинальное.
  • Anna_Belyaeva· 2009-09-07 16:10:46
    Катастрофа! 1/6 суши. Родина авнгарда. А упоминаются одни и те же 30 имен русских художников!!! Мне надоели рассылки платных семинаров по артменеджменту и прыгать (забывая через раз) по разрозненным лекциям по совремнному искусству то там, то сям. и разыскивать книги Гройса. Нужно набираться ума и наглости - и заявлять о Новом Русском, Сильном и Красивом, и Смелом Искусстве. мы как серые мышки нарушки все ниже... Хватит. надо переставать копировать. пора разозлиться. надо провоцировать.
  • Young_Duck_Fuck· 2009-09-07 17:01:35
    to Anna:
    WOW!
  • lopouk· 2009-09-07 17:16:29
    to Anna:
    WOW!!!
    Присоединяюсь к восхищениям Янг Дак Фака
  • Young_Duck_Fuck· 2009-09-07 19:37:54
    to lopouk:
    Призывы Анны прям-таки в духе "поднятия с колен", черт меня побери. Как сработало-то? Ну, значит, таки ПЦ искусству из России с такими призывами...
  • tibacityblues· 2009-09-08 04:24:35
    Ситуация с искусством тесно связана с политическим климатом в государстве и с внешней политикой. Это корень проблемы. Пока государственный строй не изменится наше искусство будет никому не интересно на западе, даже если будет много художников. Все ответы на вопросы проходят по касательной не затрагивая сути вопроса (кроме разве что Риффа). Многие прочитав этот материал действительно могут подумать что надо делать "Новое Великое Русское Искуство"
  • pervov_georgy· 2009-09-08 14:39:01
    Написал за 20 мин., как на духу.
    Надо не по-детски поддакивать непонятно какому «Западу», а умножать свои доблести и их учреждать!
    Необходимо:
    1. Господдержка образно-реалистического искусства (закупки произведений музеями, издательская деятельность, мультимедийная популяризация и продвижение многообразных идеологий в этом направлении и т. п.)
    2. Сохранение национальной, имманентной русской культуре образно-реалистической идеологии и изобразительной Школы (в разных техниках: фотография, кино, театр, живопись. А также видео, инсталляция, перформанс и т. д.)
    3. Обогащение и разработка реалистического изобразительного языка и теории в новых исторических и гуманитарных условиях.
    4. Меценатство и осознание своей ответственности крупного национального капитала (на данный момент) перед историческим духом и миссией русского искусства.
    5. Системный подход к позиционированию, поддержке и презентации на мировой арене русского (интернационального) реалистического искусства. Утверждение приоритета образно-реалистического искусства по отношению безОбразно-формалистическим глобалистским практикам.
    6. Разработка альтернативной существующему миропорядку глобально-национальной идеологии.

    Идеология Тотализма (Идеал Общего блага)

    Гуманизм – Безусловное человеколюбие. «Право Человека мира» на: мировое богатство, достойное существование, свободу передвижения и жительства, работу; борьбу с несправедливостью, эксплуатацией, сверхнеравенством, корпоративизмом, национализмом, тоталитаризмом. Приоритет прав человека, в отношениях с (миро)государством.

    Конвергенционизм – «Этика Общего блага». Семейное (миро)государство. Симбиоз лучшего в системах: коммунистическо-социалистической, капиталистическо-рыночной, и др. Мировые: правительство, деньги, бюджет, армия, языки. Сверхбогатство отдельных стран и сверхконцентрация частной собственности – подконтрольны и на благо всех. Децентрализация (миро)государства.

    Интернационализм – Равенство, братство и взаимопомощь народов. «Право народа» на самобытность, культуру, язык, ареал - патриотизм.

    Плюрализм – «Открытые ценности» - многообразие - свобода идей, творчества, организаций, предпринимательства.

    Надконфессионализм – Мировоззрение человека - суверенно. Свобода вероисповедания. Равноправие религий. Веротерпимость.

    Экологизм – Экоэтика. Дезурбанизм. Демеркантилизм. Деконсюмеризм. Опрощённость.

    Сциентизм – Биоэтика. Глобальные проблемы. Гармонизация ноосферы. Бессмертие человека.


    Первов Георгий Валериевич www.pervov.ru
    15 августа 2009 г.
    Россия, Москва.

  • gz· 2009-09-08 17:27:36
    to pervov_georgy
    какой же Вы всё-таки многословный
  • nickteplov· 2009-09-09 13:43:06
    Спасибо за статью.
    Отдельно стоит обратить внимание на комментарий одного специалиста про качество экспозиций (листочек с экспликацией - А4 на скотче)... Причем это касается не только совр.иск. но и традиционных музеев (кто был в европейских этнографических, технических и пр. музееях поймут о чём речь).
    Если качество самих работ зависит только от самих художников, этому не "научить" - то культуру экспозиции можно и нужно заимствовать.
  • pervov_georgy· 2009-09-12 14:59:21
    В вышеприведённой статье где-то промелькнуло, что Минкульт (!) хочет купить визработы Демиена Хёрста.
    Атлантическо-Западные коммерческие арт-структуры создали разветвлённую систему поддерживающую их интересы во всём мире. Создана система, деньги – фетиш - деньги. Как системообразующие органы, созданы многочисленные мегабренды-художники за которыми стоят целые корпорации, сплетённые выгоды государств, крупного финансового бизнеса, арт-шоу-бизнеса, СМИ, рекламопроизводителей и т. д.
    Многочисленная Атлантическо-Западная безОбразная визпродукция объявлена по-настоящему качественной и олицетворяющей истинное искусство, а остальное, что делается в мире, так себе, может только в той или иной мере приближаться к назначенному «современному эталону». (Используя рычаги нечестной конкуренции, рекламных, идеологических войн, были обесценены национальные различия в искусстве, помещённые в гетто «туземной экзотики», дезавуированы реалистические методы, соцреализм и т. п.)
    Есть дурачки у нас, которые думают, что они смогут ещё немного поднапрячься и, наконец, достигнут «Западного уровня» качества, но, если они и достигнут «одного уровня», сразу появиться другой, не в нашу пользу, установленный не нами же.
    У нас эта система медленно, но верно (не хочет народ этой байды - не любит) прививается в виде музеев безОбразного современного искусства, галерей такой же направленности, агентско-рекламных профильных СМИ и т. д., «образовательных программ» – до дальних уголков нашей страны и она стала распространяться.
    А сводится всё к простым вещам - создаётся огромная площадка для откачки денег из Колонии-России для Запада. Что бы русский Ваня, бизнесмен из Кемерова покупал Базелицев и прочих Кунсов за бюджеты детсадов, поликлиник, больниц, что-бы наши музейщики, галеристы, агенты, кураторы, художники со своими коллегами, патронами из Атлантического Запада распиливали народные деньги (которые необходимы на лекарства беднякам, на образование, библиотеки, школы, науку, культуру…) и тратили их на чепуху. Хочу отметить, что одна из систем России – давно Запад. Есть Китайский Запад, Латиноамериканский Запад, Африканский Запад и т. д. Надо различать европейские гуманистические ценности и великие его свершения и Запад как гегемон, как эгоистическая сверхкорпорация, наднациональная Большая империя жёлтого дьявола. Так же российский Запад стоит отделять от остальной России - колонии Запада. Призывы к достижению «цивилизованных стандартов», существуют уже не одно столетие и какие низости в истории, не делались, и какие подлости этим только не оправдывались. Запад использует огромную мировую колониальную (ресурсную) базу. Без неё Запада не может быть. Небольшая часть населения земли с жиру беситься и не знает, на какие бессмыслицы и ненужную роскошь потратить ресурсы жизненно необходимые другим. Это факт современного мироустройства. БезОбразное современное искусство поддерживает этот миропорядок и является плотью от его плоти, обесчеловеченной его личиной-автопортретом. Как за меньшее из зол, на настоящий момент беспринципной русской истории, мы должны бороться хотя бы за свои права, внутри Запада с Атлантическим Западом, а кто в силах должен подрывать основы этой порочной системы предлагая новые пути выхода из денежно-фетишистского цивилизационного тупика. Мы должны распознавать, что в абсолютном большинстве навязываемых ценностей, как бы они не камуфлировались под «свободу», «права», «искусство», «цивилизованные стандарты» и т. д., в Атлантическо-Западной версии, это - ОТДАВАЙ РЕСУРСЫ! ПОКУПАЙ ТОЛЬКО АТЛАНТИЧЕСКО-ЗАПАДНОЕ! Повторю - ОТДАВАЙ РЕСУРСЫ! ПОКУПАЙ ТОЛЬКО АТЛАНТИЧЕСКО-ЗАПАДНОЕ! – это подтверждается богатой исторической мировой колониальной его экспансией. Никакого справедливого взаимообмена между Центром и периферией нет, никогда не было и не будет. За свои права надо бороться и их отстаивать. Нужно свои "торговые" площадки создавать и этот процесс должен уравновешиваться с продвижением не наших интересов у нас тут. Если вы у нас, то и мы у вас. Сколько лет Россию мурыжат и не принимают в ВТО?, поправка Дж. Венека до сих пор не снята, сколько русских художников продаётся в мире и покупается не русскими? и т. д. Перспектива покупки второстепенного художника, продукта пиар-технологий и рекламных манипуляций, за бешеные деньги, пока ещё не свершившийся, но, возможный позор и пример полной идеологической "подстройки снизу" (самоколонизации). Увы, но, пока, никакой речи не идёт о семейном мироустройстве и разделяемой странами и народами тоталистской этике (Общего блага) и, поэтому, намерение кормить любимой едой (финансировать) могущественного единовластного Западного спрута и его дитятю - безОбразного совриска, заслуживает самого жёсткого и непримиримого порицания. Надеюсь, Минкульт будет занимать национально-ориентированную и государственную позицию, отстаивать в первую очередь интересы российских художников, гуманистическое образно-реалистическое искусство в частности.

    Первов Георгий. www.pervov.ru
    12 сентября 2009 г.

  • stanislas· 2009-09-14 17:56:46
    Мне кажется очень частичный взгляд на русское совремменное исскуство. Те же самые именна. Ни одного слова о молодой поколении кроме Корины. Я тоже не понимаю слобо "гетто" по поводу выбора Ilona Orel или Rabouan Moussion. Потому что те галереи представляют в большинстве русских художников профессионалы на них не обращают внимание? То есть нет интереса работе художника ? Странно. А какая галерея их представила бы иначе ? Мне кажется наоборот что галереи которые так специализируются оказывают самую большую поддержку и видимость молодым художникам которых несправедливо ещё мало знают на западе.
  • Anna_Belyaeva· 2009-09-15 03:35:25
    to tibacityblues:
    Вы правда думаете, что наш госстрой по структурной сути очень сильно отличается от американского и западного? различия в нюансах и в десятилетиях исторического опыта. Поэтому мы всегда догоняем. Утопия думать, что что-то вдруг изменится в сфере госуправления. А искусство все-таки воздействует на человека на тонком плане. И само может служить стимулом к изменениям в обществе. Новое (и истинно провокационное) это более смелое обращение к сакральным символам, к бессознательному, как к инструментам воздействия
  • tibacityblues· 2009-09-15 18:06:10
    to Anna_Belyaeva: Различия, поверьте, существуют. Но дело скорее не в гос строе, а в политической ситуации - государственная система не справляется.
    Я не надеюсь на улучшение. К утопиям отношусь скептически.
    Искусство не воздействует, воздействуют политики, которые используют искусство как инструмент для достижения своих целей. Я очень мало знаю художников способных мыслить и действовать как политик, но и такие, как правило, используя свою способность встраиваются в существующий политический курс, ищут себе рыночную нишу, а не пытаются сеять разумное и вечное, разве что притворяются. Художники - самые циничные люди в мире.
  • lila-chudesa· 2009-09-29 17:59:11
    Самое печальное, что многие и не подозревают об искусстве после "опять двойка", возможно, это и еще в пределах нормы сошло для населения без претензий на сопричастность к арту, но даже весомая часть студентов художественных заведении не в курсе процессов протекаемых в современном искусстве.
Все новости ›