Сложность с тем, что делать, когда полицейская машина перевернута.

Оцените материал

Просмотров: 18376

Научиться быть за

Арсений Жиляев · 20/12/2011
Художник будущего не может ограничиваться только высказыванием против, считает АРСЕНИЙ ЖИЛЯЕВ

©  Арсений Жиляев

Научиться быть за
В ближайшие дни: художники, активные участники политических и общественных протестов наших дней, формулируют свои позиции.

Революции всегда импровизированны. Для многих из москвичей участие в митинге на Болотной площади стало первым реальным политическим опытом. Но требование честных выборов, равно как и призыв к всеобщей оккупации, является скорее трамплином для начала обсуждения более масштабного недовольства.

Основное ощущение от происходящего сегодня в мире — усталость и недовольство не столько какой-то отдельной партией, сколько всей политической системой в целом. Многие из пришедших на Болотную голосовали не за кого-то, а против партии власти. Даже лидеры общественного мнения, например блогер и бывший член «Яблока» Навальный, добились своей популярности исключительно благодаря критике и разоблачениям, а не конкретным программам. На вопрос журналиста Esquire о том, что он сделает в первую очередь, когда придет к власти, Навальный ответил: «Пока не придумал».

Примерно такой же ответ мог бы дать и критически настроенный современный художник. Как правило, политические взгляды деятелей искусства ограничиваются общечеловеческими ценностями: «за все хорошее, против всего плохого». Среди них много неосознанной либеральной интеллигенции, стихийно левых либо подчеркнуто аполитичных людей. В последние три-четыре года появилось много акционистов и тех, кто просто «против Путина», потому что «они достали».

©  Арсений Жиляев

Научиться быть за
Пожалуй, самым громким выражением последней позиции является группа Война. Арт-активисты программно отказываются от артикуляции своей позиции или же позволяют вещать за себя политтехнологам. Московская и питерская части коллектива одинаково много участвовали и в митингах либеральной оппозиции, и в митингах НБП и «Другой России», часто при этом говоря о себе как об анархистах.

Деятельность группы удивительно точно выразила отношение к политике большой части российского общества. Немой утробный протест оказался понятен почти всем социальным прослойкам и возрастам. Видео с акциями Войны одинаково нравятся как подросткам, так и старикам; как менеджерам, так и заслуженным мэтрам искусства. Это был идеальный экран для коллективных проекций, в каком-то смысле очень необходимый власти.

Сложность с тем, что делать, когда полицейская машина перевернута. А машины за последний год переворачивались бесчисленное количество раз во всем мире. В последний раз, совсем недавно, на площади в казахском городе нефтяников Жанаозене... Война ни разу не сказала, что же должно следовать за этим, подчеркнуто сохраняя за своими действиями статус искусства, обязанного ставить острые политические вопросы, но никак не давать ответы. Одним из выражений такой позиции стало то, что Война финансово поддержала украинскую националистически настроенную активистку, преследуемую за перформанс с поджариванием яичницы на вечном огне. Свое решение группа объяснила близостью методов борьбы. По мнению Войны, все это прежде всего художественные акции, искусство, именно поэтому необходимо защищать автора. Если развивать эту мысль, то мы неизбежно приходим к выводу, что деятельность группы Война имеет мало общего с политическим высказыванием, требующим четкости. Хотя именно политическое содержание является смысловым ядром деятельности группы. Мы имеем тут дело с особым типом радикального «перформативного формализма», лишь использующего политические ярлыки для разработки своего автономного художественного языка.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • MAREMAN· 2011-12-20 16:00:20
    Искусство работает на площадке "ИДЕАЛЬНОГО". Когда эта площадка разрушена - искусства нет - есть ПРОТЕСТ. Ну, есть ещё смешная попытка адаптироваться к рациональности - но эти попытки ничего кроме горькой иронии не вызывают. (
    Что же делать молодёжи?
    1. Осознать , что родились вы не в самое лучшее для искусства время.
    2. Ухаживать и поливать свой цветок идеального ( у кого не засох ещё) .
    3. Перестать называть себя "художниками". Были художники - и кончились. Активисты - для вас в самый раз.
    4. Помнить каждое утро - что Апокалипсис - это реальность.

    ...и всё будет хорошо.
  • yuri· 2011-12-21 00:40:17
    Арсений, Вы призываете всех быть за, но не сообщаете, за что Вы сам. Из текста непонятно. Неужели Вы неосознанный либеральный интеллигент?
  • Kronus· 2011-12-21 01:14:58
    Арсений -- вполне осознанный марксист. И других вежливо приглашает к тому же. И марксизм сейчас массовый молодежный и творческий это единственное, что может сделать наш дикий капитализм "нормальным" и "социальным". А что касается его текста, в нем конечно есть очень серьезное противоречие: искусство не может давать политических ответов, оно всегда только задает вопросы и обнажает господствующее отчуждение. Искусство не может превратиться в политику потому что искусство это вызов и вопрос, а политика это ответственность и ответ. Фактически эта статья призыв к молодым художникам -- организовать привлекательную антикапиталистическую пропаганду, оформить в образах левую идею, чтобы сделать её популярнее. Это очень достойная задача, этого не хватает, но к искусству отношения она не имеет.
  • marina-munk· 2011-12-21 22:45:25
    Кто Вы доктор Kronus? Классно сказали!
  • Drop Shevnin· 2011-12-24 11:22:55
    искусство в политике позволяет найти новые смыслы и стратегии выживания, если старые политические модели завели в тупик, нужны новые и разнообразные, единая для всех модель ресурсной экономики и управляемого уничтожения природы привела к кризису, новые гражданские инициативы сегодня это завтра требование зеленых рабочих мест по сохранению природы и переработки старого искусства в новое, время задавать вопросы прошло, нужны произведения - ответы художников в виде альтернативы уничтожение природных ресурсов ради денег
Все новости ›