Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса
Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса
Подходит ко мне как-то на вернисаже художник Дима Булныгин и спрашивает: что это тебя не было на первомайской демонстрации анархистов?Я удивленно пожала плечами: разве я похожа на человека, который ходит митинговать? Отшутилась: говорю, я еще ни разу в жизни на демонстрации не была... Не хотелось традицию нарушать.
— Ну и зря, — говорит Дима. — Много потеряла.
И с восторгом рассказал мне о том, чего я себя лишила — диджей у Кремля, панки... «Эх, жаль только, что у «Боровицкой» нашу колонну обрубили: маски на лицах вызвали подозрение».
Я задумалась: может, и правда, зря не пошла? Ведь по всем культурологическим прописям карнавал с его антиповедением — ближайший предок и родственник перформанса. Бахтин даже усматривал в нем политичеcкий протест.
Правда, карнавал карнавалу рознь. Осенью в Нью-Йорке мне довелось посмотреть традиционное праздничное шоу на Хэллоуин — с низким уровнем креативности и совершенно безобидным содержанием, но зато проходящее под охраной целой толпы полицейских. Довольно жалкое, как мне показалось, зрелище.
Или еще. 1 апреля гуляла я по Арбату, вдруг вижу — идет колонна альтернативного вида людей, кричит «Свободу мыльным пузырям!». И пускает их всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Оказывается, это так называемый dream-flash, ежегодный праздник мыльных пузырей, такое совсем уже неканоническое ответвление флэшмоба.
Оба этих события — тоже в некотором роде парады, шествия. Во всяком случае, по форме. Но демонстрацией назвать их язык не поворачивается — разве только демонстрацией собственной изощренности в одежде и поведении.
Не без ностальгии сегодня вспоминается, как десять лет назад Осмоловский с Тер-Оганьяном и компанией в честь тридцатилетия революции 1968 года с помощью картонных ящиков перегородили на два часа Большую Никитскую. Как кричали «Денег нет — и не надо!» и «Свободу попугаям!» Или как восемь лет назад в своем, наверное, лучшем перформансе группа «Радек» превратила в демонстрацию обычное пересечение улицы на зеленый сигнал светофора.
Еще один пример удачного, особенно на первых порах, перформанса- демонстрации — опыт проведения художниками Новосибирска альтернативной первомайской «Монстрации» с прекрасными по своей абсурдности лозунгами.
Этот проект, инициированный группой «CAT» (Contemporary Art Terrorism) начался в 2004 году и постепенно обретает все больше сторонников. В этом году «Монстрация» впервые была легализована. Многие считают этот факт концом проекта: разве может быть подобное мероприятие традиционным, да еще и разрешенным? Впрочем, даже официально разрешенная «Монстрация» закончилась все тем же столкновением с милицией. Как и практически все уличные перформансы и акции — от «Баррикады» на Б. Никитской до наших вполне невинных акций с группой «Лето»: повод для задержания всегда находится.
Может, действительно, нам теперь осталось ходить за перформансами только на подобные демонстрации, где еще жив провокативный творческий дух? И зря Паша Микитенко беспокоился, что перформанс «ушел с площадей». Оказывается, он просто скрыт под черной маской анархизма!
Так что, перефразируя революционного романтика А.М. Горького, можно смело сказать, что «в жизни всегда есть место перформансу». Ведь настоящий перформанс — это всегда пусть маленький, но подвиг. Именно в жизни — реальной, не галерейной: на территории искусства ему, похоже, нет места уже давно. Вероятно, невостребованные молодые творческие кадры и пополняют ряды таких карнавальных демонстрантов. Там они чувствуют себя и нужнее, и свободнее. Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса, где радикализм зарублен на корню властью — сверху или же репрессирован самой арт-системой — снизу.
Думаю, нашей арт-среде не мешало бы подзарядиться этим анархистским духом! Не все же ограничиваться репортажами о радикальных акциях в Интернете да ждать, что раз в несколько лет в какой-нибудь отдельно взятой галерее тряхнет стариной Елена Ковылина.
Тут еще и «бабушка перформанса» Лори Андерсон с новой программой впервые приехала, масла в огонь подлила — пропагандировала анархизм в самых утопических проявлениях. Один молодой арт-деятель рассказывал даже, что не смог на ее концерте сдержать слез...
...А Булныгин в конце концов признался, что на демонстрацию пошел не по велению сердца, а «по поводу» — снимать фильм.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
лучше бы "днепро-гэс" в знак протеста выкапали, пользы больше было бы:-).
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 28.06«Райские врата» Гиберти вновь откроются взору публики
- 27.06Гостем «Архстояния» будет Дзюнья Исигами
- 26.06Берлинской биеннале управляет ассамблея
- 25.06Объявлен шорт-лист Future Generation Art Prize
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3448532
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268473
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781978
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758528
- 8. Коблы и малолетки 740805
- 9. Затворник. Но пятипалый 471057
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402953
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038