Оцените материал

Просмотров: 13503

Демонстрация-карнавал: к сорокалетию 1968 года

10/06/2008
Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса
Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса
Подходит ко мне как-то на вернисаже художник Дима Булныгин и спрашивает: что это тебя не было на первомайской демонстрации анархистов?

Я удивленно пожала плечами: разве я похожа на человека, который ходит митинговать? Отшутилась: говорю, я еще ни разу в жизни на демонстрации не была... Не хотелось традицию нарушать.

— Ну и зря, — говорит Дима. — Много потеряла.

И с восторгом рассказал мне о том, чего я себя лишила — диджей у Кремля, панки... «Эх, жаль только, что у «Боровицкой» нашу колонну обрубили: маски на лицах вызвали подозрение».

Я задумалась: может, и правда, зря не пошла? Ведь по всем культурологическим прописям карнавал с его антиповедением — ближайший предок и родственник перформанса. Бахтин даже усматривал в нем политичеcкий протест.

Правда, карнавал карнавалу рознь. Осенью в Нью-Йорке мне довелось посмотреть традиционное праздничное шоу на Хэллоуин — с низким уровнем креативности и совершенно безобидным содержанием, но зато проходящее под охраной целой толпы полицейских. Довольно жалкое, как мне показалось, зрелище.

Или еще. 1 апреля гуляла я по Арбату, вдруг вижу — идет колонна альтернативного вида людей, кричит «Свободу мыльным пузырям!». И пускает их всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Оказывается, это так называемый dream-flash, ежегодный праздник мыльных пузырей, такое совсем уже неканоническое ответвление флэшмоба.


©  фотографии участников акции из lj-сообщества, посвященного движению дримфлэш  ⁄  http://community.livejournal.com/ru_dreamflash/

Демонстрация-карнавал: к сорокалетию 1968 года


Оба этих события — тоже в некотором роде парады, шествия. Во всяком случае, по форме. Но демонстрацией назвать их язык не поворачивается — разве только демонстрацией собственной изощренности в одежде и поведении.

Не без ностальгии сегодня вспоминается, как десять лет назад Осмоловский с Тер-Оганьяном и компанией в честь тридцатилетия революции 1968 года с помощью картонных ящиков перегородили на два часа Большую Никитскую. Как кричали «Денег нет — и не надо!» и «Свободу попугаям!» Или как восемь лет назад в своем, наверное, лучшем перформансе группа «Радек» превратила в демонстрацию обычное пересечение улицы на зеленый сигнал светофора.

Еще один пример удачного, особенно на первых порах, перформанса- демонстрации — опыт проведения художниками Новосибирска альтернативной первомайской «Монстрации» с прекрасными по своей абсурдности лозунгами.

Этот проект, инициированный группой «CAT» (Contemporary Art Terrorism) начался в 2004 году и постепенно обретает все больше сторонников. В этом году «Монстрация» впервые была легализована. Многие считают этот факт концом проекта: разве может быть подобное мероприятие традиционным, да еще и разрешенным? Впрочем, даже официально разрешенная «Монстрация» закончилась все тем же столкновением с милицией. Как и практически все уличные перформансы и акции — от «Баррикады» на Б. Никитской до наших вполне невинных акций с группой «Лето»: повод для задержания всегда находится.

©  Монстрация в Новосибирске  ⁄  http://monstration.narod.ru/monstration.html

Демонстрация-карнавал: к сорокалетию 1968 года


Может, действительно, нам теперь осталось ходить за перформансами только на подобные демонстрации, где еще жив провокативный творческий дух? И зря Паша Микитенко беспокоился, что перформанс «ушел с площадей». Оказывается, он просто скрыт под черной маской анархизма!

Так что, перефразируя революционного романтика А.М. Горького, можно смело сказать, что «в жизни всегда есть место перформансу». Ведь настоящий перформанс — это всегда пусть маленький, но подвиг. Именно в жизни — реальной, не галерейной: на территории искусства ему, похоже, нет места уже давно. Вероятно, невостребованные молодые творческие кадры и пополняют ряды таких карнавальных демонстрантов. Там они чувствуют себя и нужнее, и свободнее. Лучше уж быть задержанным милицией на демонстрации, чем задыхаться от удушья в мире арт-бизнеса, где радикализм зарублен на корню властью — сверху или же репрессирован самой арт-системой — снизу.

Думаю, нашей арт-среде не мешало бы подзарядиться этим анархистским духом! Не все же ограничиваться репортажами о радикальных акциях в Интернете да ждать, что раз в несколько лет в какой-нибудь отдельно взятой галерее тряхнет стариной Елена Ковылина.

Тут еще и «бабушка перформанса» Лори Андерсон с новой программой впервые приехала, масла в огонь подлила — пропагандировала анархизм в самых утопических проявлениях. Один молодой арт-деятель рассказывал даже, что не смог на ее концерте сдержать слез...

...А Булныгин в конце концов признался, что на демонстрацию пошел не по велению сердца, а «по поводу» — снимать фильм.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • dich-ra· 2010-02-10 23:06:48
    лучше бы "днепро-гэс" в знак протеста выкапали, пользы больше было бы:-).
Все новости ›