Поверхность искусно обработана и приятна глазу.

Оцените материал

Просмотров: 37011

Биеннале примирения

Никита Кадан · 15/11/2011
Фотографические и словесные впечатления НИКИТЫ КАДАНА от биеннале в Стамбуле

©  Никита Кадан, Анна Звягинцева, Лада Наконечная

Биеннале примирения
​Биеннале называется «Без названия» и посвящена Феликсу Гонзалесу-Торресу. В городе много разноцветных афиш, на которых написано Untitled, но они не привлекают внимания человека, незнакомого со всеми торресовскими Untitled (обычное название его произведений. — OS) и со шрифтом, которым он постоянно пользовался. Плакаты прошлой биеннале, курированной группой WHW, содержали вполне недвусмысленные цитаты из Брехта, вроде «Накормите человека, потом говорите про мораль». Выставка «Чем люди живы?» вообще была очень откровенной. Нынешняя гораздо более уклончива. Тогда биеннальную символику дополнили плакаты стамбульских активистов, протестовавших против выставки как «псевдолевого корпоративного зрелища». На этот раз таких протестов не было и быть не могло.

©  Никита Кадан, Анна Звягинцева, Лада Наконечная

Афиша 12-й Стамбульской биеннале

Афиша 12-й Стамбульской биеннале

Работа Джевдета Эрека «Линейка переворотов», выданная мне в одной папке с релизами и пригласительными билетами на дополнительные события биеннале, представляла собой завернутую в бумагу прозрачную пластиковую линейку. Деления на ней отмечены датами 1923, 1960, 1971, 1980-й. Это годы военных переворотов в Турции. Но если 1960-й, 1971-й и 1980-й — годы «общепризнанных» переворотов, то 1923-й — это год основания современной Турецкой республики, называть которое переворотом является жестом прямого противостояния турецкому национализму — и спущенному сверху, и низовому. Стамбул — город маленьких государственных флажков в руках прогуливающихся и гигантских полотнищ, развевающихся на горизонте, куда ни повернись. Это город фигур и бюстов Ататюрка, его бесчисленных фотопортретов, вывешенных и официально-принудительно, и явно добровольно (в кафе или в будке сапожника). Особенно запоминаются композиции в витринах канцелярских магазинов, собранные из золоченых бюстов и фигур «отца турок» разных размеров, а также знамен и школьных глобусов. Иначе говоря, работа Джевдета Эрека способна сыграть в Турции роль социальной провокации, но только не на этой биеннале, надежно защищенной своей ровной нейтральной поверхностью. Не натренированный соответствующим образом взгляд с этой поверхности просто соскальзывает. Фундаменталисты и ультранационалисты проходят мимо. Левые активисты тоже.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Valentin Diaconov· 2011-11-15 13:30:43
    Ататюрк - великий человек, серьезно. Скепсис Никиты не туда направлен.
  • bibi· 2011-11-15 23:33:36
    отличный текст
    и все совершенно верно. самое жуткое ощущение от этой биеннале -- взаимная доброжелательность, в которой все сглаживается и неудобные работы склеиваются с удобными в один легко перевариваемый ком. турок действительно ничем, кроме ататюрка, расстроить невозможно. вы бы так попробовали пожить -- завыли бы.
  • nikster· 2011-11-15 23:48:11
    Ерунда какая-то. Палочек понатыкали - уже инсталляция. Мда.
Читать все комментарии ›
Все новости ›