Современный русский балетный театр – как российский «АвтоВАЗ»: сколько в него ни вбухивай, на выходе будет все та же бессмертная «копейка».

Оцените материал

Просмотров: 30004

Павел Гершензон: «Наш балет всегда был проекцией нашей действительности»

Дмитрий Ренанский · 01/02/2010
Страницы:

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Павел Гершензон: «Наш балет всегда был проекцией нашей действительности»
— Чего ждать дальше от двух крупнейших отечественных балетных театров? Если наблюдается кризис, то существуют ли какие-то пути выхода из него?

— Современный русский балетный театр — как российский «АвтоВАЗ»: сколько в него ни вбухивай — финансово и интеллектуально, — на выходе будет все та же бессмертная «копейка».

О планах Мариинского театра у меня мало информации — кажется, там решили окончательно развенчать балетный миф о гениальности хореографа Якобсона, хотя уже несколько лет назад, после восстановления балета «Клоп», стало ясно, что миф лучше оставить в покое. В прошлом сезоне начали с «Шурале», моментально переименованного прагматичными балетными острословами в «Шевроле», в 2010 году миф добьют реанимацией «Спартака» (мне казалось, что Григорович своим спектаклем давно закрыл тему, как Баланчин закрыл тему Аполлона). Можно понять тягу нынешнего Мариинского театра к голливудской музыке (смертельная схватка за широкого зрителя); но вряд ли театр понимает, что интеллигентному советскому еврею Якобсону не переплюнуть эффектов офицерской «Клеопатры» с Тейлор и Бертоном. Вынашивается в Мариинском театре еще одна, более тонкая музыкальная затея — превратить петербургский театр Чайковского и Глазунова в московский театр Щедрина: здесь нет адекватного «Щелкунчика», зато будет «Анна Каренина», здесь нет «Времен года», зато будет «Кармен-сюита». Непонятно только, где взять Плисецкую — тут, боюсь, даже 3D Reality Camera System не поможет.

От Большого театра ждут в первую очередь окончания реконструкции, это триллер покруче Хичкока. Грандиозный коронационно-противопожарный занавес в эстетике официозной живописи середины XIX века («Высочайший въезд в московский Кремль», финальная сцена из «Жизни за царя») уже готов и производит сильнейшее впечатление. Как только занавес повиснет, мы сможем с полным основанием важно надуть щеки. Но до объявленной инаугурации остается почти два года, так что на идеологически нейтральной Новой сцене есть еще шанс повеселиться и увидеть искусство, мало связанное с политическими границами и идеологическими фетишами, например Килиана, Форсайта, Макгрегора, да того же Ратманского. Все эти люди готовы работать в Большом театре, и все они сегодня так же остро необходимы русскому балету, как дягилевские русские были нужны европейскому балету в начале XX века. Так что можно еще раз попытаться открыть форточку в большой разнообразный мир и проветрить воздух в помещении. С возвращением на историческую сцену, боюсь, будет не до того — слишком уж она великая.

— Теперь о кризисе…

— Что вы называете кризисом? Отсутствие так называемых главных балетмейстеров во главе Большого и Мариинского? Так их нет нигде, ни в Париже, ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, ни в Копенгагене — кажется, я перечислил все главные академические балетные центры мира — именно академические. Здесь требуется разъяснение. Были, есть и будут авторские балетные театры: Мариинский театр был авторским театром Мариуса Петипа, Датский Королевский балет был авторским театром Бурнонвиля, New York City Ballet был авторским театром Баланчина, Royal Ballet был авторским театром Аштона, Большой театр в определенный момент времени был авторским театром Горского, Nederlands Dans Theater — театром Килиана. Но авторы устают, теряют интерес к делу, стареют, умирают. Тогда авторские театры испытывают ужасный кризис (депрессия, потеря ощущения времени) и в страшных ломках превращаются в академические, то есть в такие, которые занимаются репродуцированием репертуара отца-основателя. Это случилось со всеми театрами, о которых я только что сказал. Иногда театрам страшно везет, и к ним сваливается с неба (или извергается из собственных недр) очередной гений. И тогда академические театры снова превращаются в авторские: лондонский Royal Ballet из театра Аштона превращается в театр Макмиллана, Большой театр из театра Горского — в театр Григоровича, театр Килиана — в театр Пола Лайтфута и так далее и тому подобное. А потом все сначала. Это природный циклический процесс (если сегодня на дворе осень и грязь, то завтра сразу не наступит весна с птичками: нужно пережить зиму и обморозить ноги). Здесь важно терпение, везение, а также профессиональная и художественная компетенция нетерпеливых наблюдателей, советчиков, воздыхателей.

Естественно, наш климат специфический — это о путях выхода из кризиса. Его особенность — в неумении русского балетного театра включиться в художественную жизнь за границами собственно жанра, а также в нежелании выйти за границы мещанских представлений о том, что такое «балет». Poshlost’, о которой так любил поговорить Набоков, реальной столетней пылью въелась в тело и мозг нашего балета. Poshlost’ в балете — это непреодолимое желание сочинять, танцевать и созерцать на балетной сцене экранизации романов, то есть тупо идти против природы как балета, так и литературы. Мне кажется, что романы лучше читать — дома в кровати или в вагоне метро. Но даме средних лет, основной потребительнице нашего балета, удобней, понятней и приятней понимать, что пируэт на цыпочках вертит Настасья Филипповна или Анна Аркадьевна (кто конкретно, подскажет купленная программка), а в ее тюлевых юбках роется князь Мышкин или Алексей Вронский. Ну как с этим спорить? Еще Игорь Стравинский устало язвил, что публика не любит познавать, публика любит узнавать.

— Гаевский говорит в книге о том, что «вся жизнь балета строится по принципу разного рода противостояний». Как бы вы определили ключевое противостояние сегодняшнего русского балета?

— Главное — противостояние художественной ксенофобии и космополитизма, иначе, противостояние регионально-этнографического китча и мирового художественного потока. В начале 1990-х годов французы сняли четырехсерийный телевизионный фильм «Век танца»; в потоке визуальных образов балетного и танцевального театра XX века, представленных в этом фильме, советская кинохроника выглядит как журнал «Корея» времен Великого Вождя Ким Ир Сена.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Павел Гершензон: «Наш балет всегда был проекцией нашей действительности»
Есть еще несколько важных оппозиций, описывающих актуальный момент: противостояние артхауса и блокбастеров категории «Б», искусства и денег (в балете это не менее животрепещущая тема, чем в шоу-бизнесе), абстрактного и повествовательно-дидактического. После пятнадцати либеральных лет сомнений и томлений побеждает вторая (правая, если смотреть фронтально) часть этих оппозиций, и наш балет снова становится «правым». То есть сегодня правильный русский балет, по представлениям властей, публики и артистов, должен быть сюжетным, китчевым и конвертируемым (не в художественном, а в финансовом смысле). Идеальное воплощение этой модели — «ЛО» (в свое время Баланчин предлагал все балеты назвать «Лебединым озером» — не будет проблем с кассой). Все остальное идет по разряду дегенеративных модернистских «одноактовок» — факультативного чтения для ботаников. Почему это произошло, мы с Гаевским пытались понять в течение двенадцати лет и трехсот страниц.

— Один из двух эпиграфов вашей книги — из Владимира Теляковского, где среди прочего есть и такой пассаж: «...у нас в Петербурге кучка лысых стариков заставляет говорить весь город о балете». Какое место сегодня балет занимает в русском обществе, в русской культуре и, если конкретнее, — в Петербурге и Москве?

— Есть две поэтические формулы, описывающие место русского балета в нашем обществе, — простонародная и высоколобая.

Первая — про «впереди планеты всей». Наш балет это такая штука, за которую нас при Сталине — Хрущеве — Брежневе все буржуи уважали, и если ты на нее (на эту штуку-балет) придешь, то обязательно будет сначала лебедь-белая, а потом лебедь-черная плюс бонус-трек четырех скачущих чувих под знакомую песню, блин, как же это называ... Ааа! Вспомнил, бля, — танец маленьких лебедей! (последнее, гы-гы, легко рифмуется). Справедливости ради надо сказать, что во времена директора Императорских театров Теляковского, то есть при последних Романовых, похотливый лысый Петербург тоже отнюдь не метафизические красоты хореографии Мариуса Ивановича Петипа обсасывал. Конечно, были, есть и будут суетливые московские балетоманы (в Питере они уже вымерли или выродились), но эти загадочные существа — из сферы психопатологии (есть у меня знакомая пожилая и очень интеллигентная дама — раньше она изнуренно любила кудри балеруна Рузиматова, потом ее страсть внезапно перенеслась на крепкую задницу фигуриста Ягудина).

— О’кей, это первая формула...

— Недавно в Москве я провел приятный вечер в компании двух блестящих интеллектуалов. Говорили, как обычно, о еде-ресторанах, Риме-Венеции-Флоренции, архаике-классике-барокко, строительстве-архитектуре, прозе-поэзии, Висконти-Феллини-Пазолини, художнике-власти и социокультурной катастрофе. Было очень живо и очень блестяще. И вдруг один из интеллектуалов (вероятно, чтобы я, завороженно слушавший их песни, захлопнул наконец свой рот, а также из ложной вежливости — чтобы уж не совсем опускать меня) решил перевести разговор в сторону, как ему казалось, более мне понятную: «Ну что там у вас, Волочкова-Лопаткина-Ваня-Васильев-интриги…» — на лицах интеллектуалов отпечаталось добротное гастрономическое меню. Я попытался сопротивляться: «Федя, давайте не будем портить вечер…» — «Да-да, классический балет есть замок красоты…» — рассеянно пробормотал Федя. Вот вам и вторая формула, которая (содержательно) есть та самая набоковская poshlost’. Так что Иосиф Бродский всем нам очень подсобил: цитируем сомнительного вкуса стишок большого поэта, вздыхаем — и с облегчением выбрасываем из головы балетный вздор.

— Презрение русских интеллектуалов к танцулькам — медицинский факт...

— Да, вспомним хотя бы балетную сцену из «Войны и мира». Но есть и другой медицинский факт, что начиная с приснопамятного Сергея Павловича Дягилева (того еще интеллектуала) балетная сцена собирала на своей территории едва ли не все важные события мировой художественной жизни XX века, а некоторые из них и вовсе презентовались именно на балетной сцене. Вот этот факт сегодня чудесным образом остается за границами понимания наших высоколобых (между прочим, кому интересно: неоклассические «Рабочий и колхозница» Иофана & Мухиной стоят в классической балетной позе первого арабеска par terre на plié dos-à-dos). Боялись измазаться в гривуазном жанре, а оказалось, что проспали, пропукали. И то, к чему мы сегодня пришли, можно почерпнуть из свежего Дм. Быкова: «Ругать “Аватар” не за что — скептики предлагают воспринимать его, допустим, как балет…» — будто разночинную критику позапрошлого века читаешь.

Так что, может, лучше напрячься, сжать мозги в кулак и поболтать не про Лопаткину-Волочкову-сплетни-закулисье, а поговорить про Гончарову и Нижинскую, Пикассо и Мясина, Либескинда и Форсайта (а еще лучше — про Форсайта и классическую симфонию), Бойса и Бауш, Людвига Миса и Джорджа Баланчина, Моцарта и Килиана — да, в конце концов, про Ратманского и «Культуру-2»? Ведь это не больно и совсем не стыдно. Когда в 1911 году Волынский перешел с Леонардо да Винчи на Матильду Кшесинскую, «умные» подумали, что он спятил, хотя на самом деле этот поворот был моментальной реакцией на движение актуальной культуры — неоклассику 1910-х годов (немного запоздавшим гимном которой стала в 1924 году его «Книга ликований»). Так, может, и у нас найдется сегодня универсальный ренессансный титан, который напишет наконец триографию Набоков — Стравинский — Баланчин о трех гениях русской культуры XX века со схожей художественной родословной, географией и типом искусства? Или так и будем читать — спасибо американским университетам — про Стравинского у Тарускина, про Баланчина у Тейпера, про Набокова у Бойда?

Но Бог с ним, с балетом. Вот, скажем, состоялась в Большом театре премьера оперы Берга «Воццек». Она спровоцировала дискуссию в московской арт (не театральной!) тусовке? «Винзавод» брал штурмом театральные кассы? «Эхо Москвы» посвятило премьере программу «Культурный шок»? Местная Сьюзен Зонтаг опубликовала радикальное эссе о природе и эстетике насилия в опере? Нет Зонтаг? Какая жалость! Тогда что об этом думают персонажи опенспейсовского титульного списка российских интеллектуалов? Может, Пелевин поговорит с Черняковым о специфике пространства и времени в опере? Нет? Тогда не удивляйтесь позорным междисциплинарным конфузам нашего «арта», типа оглушительного провала самодовольного Кулика, выползшего в сатиновых трусах на сцену парижского Шатле (да-да, того самого Шатле, где в 1909-м Баксты-Шмаксты-Бенуа и так далее…), как не удивляйтесь и тому, что сегодня самой интеллектуальной программой об опере-балете на русском радио следует признать песни нашей Сладкоголосой Птицы Юности, перекатывающей из пустого в порожнее свой серебряный шар: «она танцавала гениально», «она танцавала негениально», «он истинный художник», «он неистинный художник», «это было интересно», «это было неинтересно». Вот и весь сказ. Интересно выяснять метраж жилплощади, которая достанется тебе по наследству, или размеры гениталий интересующего тебя персонажа.
Теперь мой вопрос: неужели в пятнадцатимиллионной Москве, где, как нам объясняют, чувствуется сильнейшее творческое напряжение, нет никого моложе восьмидесяти лет, кто мог бы стать главредом культурного радио в придачу с культурным ТВ? Вон смотрите, умнейший Илья Ценципер без большого дела мается.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • gaveston· 2010-02-01 23:50:00
    А я всегда считал, что "Рабочий и колхозница" - парафраз "Гармодия и Аристогитона", причём особую пикантность этому придавал тот факт, что тираноборцы были образцом педерастической (в древнегреческом понимании термина) любви. А параллелей, между тем, немало. Так, например, принадлежа к разным социальным слоям, они нашли сродство в идеале андрагатии, а не калокагатии, олицетворяя там самым демократический эрос. Поэтому, как мне кажется, Иофан и Мухина вдохновлялись больше скульптурной группой Крития и Несиота, чем балетными позами.
  • sun· 2010-02-02 10:43:02
    Про Ценципера - 5 баллов! Идея просто блеск!
    Давайте как-то это лоббировать. На Культуру его - радио и телевизионную!
  • sun· 2010-02-02 10:43:48
    Да и вообще, отличное интервью. Очень интересно.
  • olesd· 2010-02-02 11:15:46
    интервью интересное, но код в блог вставить не получилось - какая-то глупость высвечивалась. пришлось вставить полностью, с сохранением ссылки на Ваш сайт
  • morgana· 2010-02-02 16:24:00
    любимый, любимый гершензон, он всегда был гением разговора, для которого ему трудно найти собеседника. ну как был вадим моисеевич,так и остался, слава тебе господи, здоровья ему. но не ваш интервьюер, конечно. однако и он молодец, прекрасная публикация. за павла обидно только в одном смысле - что ж вы так плохо его сняли?
  • zaikanov· 2010-02-02 16:35:57
    читать интервью одно удовольствие
  • edna· 2010-02-02 20:55:44
    отличное интервью) на одном дыхании прочитала))
  • svkorban· 2010-02-04 13:26:41
    интервью то отличное,только грустно ,что всё так и есть и просвета не видно. хотя...при брежневе тоже казалось,что совок вечен.....))
  • yolkina· 2010-02-05 21:14:46
    Паша, я Вас теперь буду бояться. :))
    Смело, едко, внятно и очень круто написано (сказано). Кабы все умники так писали, как вы говорите. Нет, на самом деле не так. Вот бы хоть когда-нибудь так научиться писать.
  • Melitonovich· 2010-02-06 23:15:33
    В западной прессе подробно разобрали реконструкцию оригинальной версии "Спящей", осуществленной С. Вихаревым по записям, которые были вывезены (а , по существу, выкрадены) Николаем Сергеевым (не путать с Константином Сергеевым), после революции. Записи хранятся в библиотеке в США. Подробный анализ записей показал, что реконструктор смело отступал от оригинального текста. Некоторые места реконструкции просто заимствованы из различных версий Спящей Красавицы, сушествующих на видео в Западной Европе. Клеймя на каждом шагу Спящую в редакции Константина Сергеева, С. Вихарев использовал его хореографию в своей "Спящей". Реконструированный спектакль следует называть - "Спящая" Вихарева, но не Петипа. Бывает антик, а бывает "под антик". С.Вихарев, являясь хорошим профессионалом (но не больше), сам является продуктом вагановско-кировской системы. И от этого ему никуда ему не убежать. Стиль императорского балета ушел в небытие, и ни С.Вихарев ни П.Гершензон не в состоянии его реконструировать. Стиль этот не существует больше нигде в мире. П.Гершензон, как мне кажется, вообще "не в теме". Удивительно, как это сложилось в балетной критике! Музыкальный критик не умеющий читать ноты не может рассуждать о музыкальной грамоте...А в балете П.Гершензон показывает свои знания балетных терминов, клеймя педагогов АРБ, которые еще учили Сережу Вихарева и вырастили его в стиле солиста второй руки кировско-вагановского стиля. И когда уже взрослый танцовщик С.Вихарев танцевал Симфонию До Мажор Баланчина, это было чисто по-вагановски (а в понимании П.Гершензона - по совковски). Слава богу пленки того спектакля сохранились. Но самое интересное в последних заявлениях П.Гершензона - это явное лоббирование Махара Вазиева...Всем же известно в балетном мире, что в Италии у Вазиева, мягко говоря, не сложилось. А если вернуться к Баланчину, то могу вас заверить, что знания, которыми бравирует П.Гершензон в отношении Баланчина и Форсайта являются чисто книжными. Любой репетитор компании среднего европейского уровня. имеющей в репертуаре балеты Баланчина и Форсайта не только знает, но и понимает в их творчестве гораздо больше. И вообще, Баланчин - это уже открытая книга, а Форсайт - постепенно закрывающаяся. Народ на него больше на западе не ходит. Его эстетика уже не интересует публику. К ней остались привязаны только танцовщики форсайтовского поколения, которые эту тему и толкают, являясь узкими специалистами этого направления. Иначе работы у них просто не будет...Вот такие размышления...Не принимайте в штыки, Паша. Читайте ваши книжки дальше, ездите в библиотеку Нью-Йорк Сити Баллета и высказывайте свою точку зрения! Не давайте балетной общественности заснуть!
  • Eric· 2010-02-10 02:53:47
    Ну да, все "визжат", "бредят" и "шипят", а оне с ВадимМоисеичем последние интеллектуалы, как же-с: "думали, обсуждали, спорили". Репутацию последнего сильно подмочило недавнее появление в ШЗ - еще одно такое антре в образе шамкающего рамоли, сладострастно перемалывающего околобалетные сплетни, - и катать серебряные шары в парном конферансе ВВ. Это ли была не "poshlost" в ее чистом и незамутненном виде?
    Что же до песен ПГ, то репертуар его страшно узок, сплошная вульгарная социология, темки избитые, все эти "наш балет всегда был проекцией нашей действительности", "впереди планеты всей", все эти глупые пожилые тетки, все эти балетоманские психозы, и кудри Рузиматова (а он, такой нежный, и должен на это смотреть!) и проч. Тоже, по сути, poshlost - как и бла-бла-бла про Набокова (к чему бы он тут?)
    И неужели насмешливое бродское "классический балет есть замок красоты" такой эстетный господин попросту ниасилил?
  • edik· 2010-02-10 10:53:45
    Да, это вы все сколько угодно можете говорить о пошлости, бабках, красоте. Голову заморочить всегда сможете.
    Только вот раньше Мариинский балет при отце родном был, а теперь в пасынках при отчиме прозябает.
    Почувствуйте разницу. Не пробовали?
  • prostipoma· 2010-02-10 11:29:41
    Позвольте образцы "антиков" в студию. Очень интересно. Причем такие, на которые бы "ходила публика" и которым бы мыли кости по 10 лет?
    И почему репетиторы европейских компаний не купят редакции Сергеева или Якобсона, если они все так хорошо понимают?
  • aktivia· 2010-02-10 17:17:40
    От Якобсоновского Шурале артисты бегают, как от огня. А мысль о Спартаке Якобсона вызывает панику не только у артистов, но и у публики.
  • artproekt· 2010-03-04 04:14:46
    Подтвердить мысль Мамардашвили о "дурной повторяемости российской истории" можно на любом примере. Однако, опираясь на обобщения такого масштаба, не стоит замыкаться на репертуарной практике академических трупп, а стоит разобраться в логике развития хореографической мысли.
    Хореография, как и любой другой вид искусства, существует в открытом культурном поле. Любая идея, актуальная для культуры в целом, может стать актуальной и для пластического мышления..А вот о нем - то, кажется, авторам "разговоров" и сказать нечего. :-))
  • igudym· 2010-04-25 16:34:43
    Павел Гершензон это Остап Бендер от балета. :-)
    Каждый раз, читая его интервью, получаю большое удовольствие от умения притягивать к себе внимание читателя, слушателя. И сразу начинаю понимать, что центральная фигура в современном русском балете это он: Павел Гершензон. :-)
    Слова его не важны. Это пусть специалисты-буквоеды цепляются к словам и ищут противоречия, не находя подтверждения сказанному. Важен красивый слог, твердая позиция. Важен призыв брошенный в массы. А сами массы пусть догадываются, о чем там было сказано на самом деле... :-)
  • gagarin· 2010-06-08 21:48:04
    прости павлик что так поздно прочитал
    спасибо за книжки
Все новости ›