«Пострадавших не будет». – «Будет-будет», – откликаются со смехом добровольцы.

Оцените материал

Просмотров: 13809

В чаду сражений

Павел Бардин · 10/09/2010
Страницы:
    

©  Павел Бардин

В чаду сражений
13:00
Разбиваемся не на три команды, а по три человека на лопату. Лучше всех подготовилась команда на «лансере», судя по повадкам — туристы-походники. Пару негодных лопат выдают н а местности. Арсений, кроме газированной воды, ничего предложить не может. Половина добровольцев оказывается без инструмента — идут собирать полусгоревшие ветки. Те, кому повезло, копают.
Два дня назад здесь был настоящий верховой пожар. Сгорело дотла кафе у карьера. Пожарные, трактористы, гастарбайтеры, солдаты и местные жители уже успели выкопать основные траншеи. Добровольцы продолжают работу: вода по желобкам и канавкам разливается дальше в лес. Почва сухая и горячая. Иногда попадаются тлеющие корни на глубине 20—30 см.
— А вы знали, что нас нашисты сюда собирают?
— Знал бы, не поехал! — отвечает человек, похожий на Паганеля.
Местные жители не обращают на нас никакого внимания, живут воскресной жизнью. На одном из участков жарят шашлык, накрыт во дворе длинный стол, играет музыка.
Только один местный житель живо интересуется нашей судьбой — глава администрации города Луховицы. Он сидит на поляне, где разложили вещи добровольцы. По выражению лица Главы ясно, что он головой отвечает за всех добровольцев в Луховицах. И если на кого-то упадет выгоревшее изнутри дерево, спрос будет с него, а не с Арсения.

16:00
Глава администрации разрешает добровольцам в виде исключения искупаться в карьере. В отдалении зачем-то ходит полуголый человек с миноискателем.

17:00
На четвертый час работы копание становится более сосредоточенным и слаженным, в глазах появляется особенный блеск, добровольцы рифмуются не с комсомольцами, а с ополченцами.
Обсуждаются дым, пожары, неэффективность власти, рассказываются политические анекдоты, вступают в вечное противоборство Canon и Nikon, Mac и PC.
Публика разношерстная — от пожарного до студентов МГУ, от двадцати лет и до шестидесяти, но все одинаково вежливы. Перехватывают друг у друга лопаты.

17:30
Идиллия кончается: приезжает экскаватор и за десять минут делает дневную норму добровольческого отряда.

18:00
Добровольцы подтягиваются к стойбищу и готовы ехать в Москву. Этому рады и глава администрации, и Арсений с активистками, и водитель автобуса.
Арсений подходит ко мне, примирительно жмет руку. На поляне появляется еще один хипстер из «Наших» — золотоголовый мальчик Тихон. Как выяснилось потом, комиссар Тихон Чумаков, когда-то прессовавший посла Британии Энтони Брентона.

Разговариваем.
— У меня есть ощущение, что вы сами не знали, что здесь будете делать.
Тихон:
— Я вот лично пришел в МЧС и сказал, что мы готовы помогать. Да, Чернышову — замначальнику МЧС по области. Я сказал: «Мы будем к вам волонтеров направлять. Мы готовы воду взять и автобусы». Но мы же непрофессионалы. Мы должны поступать в распоряжение профессионалов. Конкретно — от них получать указания и инструменты.
Арсений:
— Здесь просто получилось так, что с вечера нам позвонили, сказали, что люди будут патрулировать. Мы спросили: нужны там лопаты и какие-то спецсредства? Нам сказали: нет, а даже если понадобятся, вам их выдадут. А по факту на местности оказывается по-другому.
— Может, надо было не дожидаться МЧС и создать нормальный оперативный штаб? Мне казалось, что у «Наших» есть для этого ресурсы. Я думал, что купить лопаты, рукавицы и респираторы для вас не проблема. Или вам как-то самоорганизовываться не надо?
Тихон:
— Мы самоорганизовываться будем, и я в это прекрасно в-в-в… это… понял. Понял в тот момент, когда оказалось так, что я оказался главным за волонтеров Московской области. И мой телефон всем давали, как главного… А я даже… ну… понятия не имел, что это окажусь я… Я эту задачу готов решать. Просто она так несколько неожиданно на меня упала. И я надеюсь, что вот там с сотрудниками МЧС завтра мы такой некий штаб организуем, в котором мы будем уже понимать более конкретные вещи, которыми мы занимаемся. Все будет. Просто вчера занимались патрулированием. Сегодня вот ветки рубили. А завтра — не знаем, чего будет.
— А вы сами с лопатой работали сегодня?
Тихон:
— Я — да! Естественно. Ну, сюда я приехал поздно — занимался этими организационными вопросами.
Арсений:
— А я прям в Рязани тушил пожары.
Тихон:
— Я по его внешнему виду вижу, что ему надо этот… пендель дать.
Арсений:
— Я даже почему сегодня особо не был старательный? Потому что у меня одна пара обуви и ноль рублей в кармане. А две предыдущие пары обуви сгорели в Рязани. Одни носки остались.
— А бюджет какой-то есть у мероприятия?
Тихон:
— У нас е-есть… Конечно, какие-то организационные вопросы мы изыскали… И всю работу перевели на главную проблему, которая сейчас стоит перед страной перед всей.
— И насколько эффективно расходуется этот бюджет? Был всего один автобус…
Арсений:
— Было два. Один сломался. Я могу назвать вчерашнего бюджет. Двенадцать тысяч.
— Может быть, за эти деньги нужно нанять бригаду гастарбайтеров и трактор? Накопали бы намного больше. Так что получается, задача — привлечь внимание? Или — реальная помощь?
Тихон:
— Вы поймите одну простую задачу! Несмотря на этот дым и на пейзажи, люди все равно идут жарить шашлыки, люди все равно кинут окурок в траву. Несмотря на ту ситуацию, которая есть, люди не включают свой мозг.
— Почему не было сегодня среди добровольцев активистов «Наших»?
Тихон:
— Они тушат пожары во Владимире, в Рязани.
— Но вас же по 50 тысяч активистов выходило на Ленинский проспект. Где они?
Тихон:
— Это люди, которые приходили на мероприятие. Это не наши активисты, я вам так скажу.
— Получается, эти люди не жаждут тушить пожары.
Тихон:
— Просто об этом мы не афишировали, чтоб нам не сказали, что мы делаем пиар на проблемах других людей. Я вот единственный, кто с символикой хоть с какой-то.
— Да нет, вы все четверо в символике. А других активистов и сочувствующих сегодня и не было.
Тихон (улыбается):
— А, ну да, селигеровские майки. Точно. Но наших много и во Владимире, и в Рязани — зайдите на сайт, посмотрите. Как бы кто к этому ни относился, это не фотошоп!
— А вы волонтеры? Вы ничего не получаете?
Секундная пауза. Арсений вздыхает.
Тихон:
— Знаете, у меня еще спрашивают: а откуда такая машина? Только это такие вопросы…

(Судя по записям в блоге федерального комиссара «Наших» Антона Смирнова, его соратник, комиссар Тихон Чумаков, ездит на 350-сильном «порше»).

18:20
Добровольцы собираются в обратную дорогу.

22:00
Москва. Понимаю, что между нами с Арсением осталась какая-то недосказанность. Звоню:
— Добрый вечер, Арсений. Извините, можно задать вам еще один вопрос?
— Да, конечно.
— Что вы хотите делать в жизни? Кем быть?
— Хочу сделать Россию самой лучшей страной в мире!
— Хорошо. Ну, а кем быть?
— С должностью я пока еще не определился.

Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • oto_phone· 2010-09-13 11:41:30
    это жесть
    гребаный цирк
  • byron· 2010-09-13 21:45:32
    А почему некоторые статьи расположены на нескольких страницах, а некоторые раскрываются при нажатии на плюсик?
Все новости ›