Вам может показаться, что мы квакаем. На самом деле песню мы поем.

Оцените материал

Просмотров: 39476

Мультзвук

Денис Бояринов, Галя Чикис · 17/06/2011
Страницы:
     


7. «Веселая карусель № 5: Не про тебя ли этот фильм» («Союзмультфильм», 1973)
Режиссер Валерий Угаров. Композитор Владимир Мартынов


«Шкатулка с секретом» (1976)
Режиссер Валерий Угаров. Композитор Владимир Мартынов


Валерий Угаров — режиссер-аниматор, стоявший у истоков создания альманаха «Веселая карусель» и снявший самые психоделические советские мультфильмы (например, кроме упомянутых, «Халиф-Аист»). Угаров работал в тандеме с композитором-философом Владимиром Мартыновым, автором концепции «конца композиторской музыки». Тогда, в середине 70-х, до концепций было еще далеко, Мартынов был одним из молодых композиторов, жадно осваивающим новые возможности электронного звука на синтезаторах АНС и Synthy 100 в Студии электронной музыки вместе с Эдуардом Артемьевым, Эдисоном Денисовым, Шандором Каллошем, Софьей Губайдулиной и звукоинженером Юрием Богдановым. Эксперименты студийцев дойдут к взрослым слушателям только в начале восьмидесятых — на пластинках «Метаморфозы» (1980) и «Картины-настроения» (1983). Их дети на несколько лет раньше узнали про возможности электронного саунда из калейдоскопических фантазий «Шкатулки с секретом» и «Чудес в решете», вдохновленных барочной музыкой и арт-роком. Другие примечательные фильмы с музыкой Мартынова, который, к сожалению, мало писал для мультипликации: минималистский «Мышонок Пик» и нью-эйджевый «В поисках Олуэн»).






8. «Веселая карусель № 3: Голубой метеорит» («Союзмультфильм», 1971)
Режиссер Анатолий Петров. Композитор Шандор Каллош


«Веселая карусель №5: Чудо» («Союзмультфильм», 1973)
Режиссер Анатолий Петров. Композитор Шандор Каллош


Другой пример значительного тандема режиссер-мультипликатор и композитор, талант которых был умножен возможностями новых технологий: изобретатель «фотографики», техники рисованного трехмерного изображения, Анатолий Петров и авангардист-лютнист Шандор Каллош, также посещавший Студию электронной музыки, вместе сделали немало знаменитых мультфильмов. Их первые работы — мини-истории из «Веселой карусели» — до сих пор впечатляют.






9. «Легенды перуанских индейцев» («Союзмультфильм», 1979)
Режиссер Владимир Пекарь. Композитор Эдуард Артемьев
. При участии ансамбля «Бумеранг» п/у Юрия Богданова

Закрывая тему влияния, оказанного Студией электронной музыки на советских детей, нельзя обойтись еще без одного тандема: выдающийся звукоинженер Юрий Богданов, благодаря которому в СССР очутился дорогущий английский синтезатор Synthy 100, и выдающийся композитор Эдуард Артемьев, сочинивший для него немало бессмертных мелодий для кино, телевидения и мультипликации. Совместный продукт этой пары (Артемьев сочинял, Богданов извлекал звуки из громоздкого аппарата и руководил собственным ансамблем «Бумеранг») — космический нью-эйдж «Легенд перуанских индейцев» и бешеный транс из пропагандистской мультитрилогии «Баба Яга против» — это «всё наше навсегда», как пела группа «Центр». Мультшедевр Артемьева, сделанный без помощи Богданова и синтезатора Synthy 100, — это прозрачная музыка из «Девочки и дельфина», равнозначная киношлягерам Энио Морриконе. Недаром нынешние трансовые диджеи ремикшируют ее так же активно, как и артемьевскую мелодию из «Сибириады».




10. «В порту» («Союзмультфильм», 1975)
Режиссер Инесса Ковалевская. Композитор Марк Минков


Создательница первого советского анимационного мюзикла «Бременские музыканты» Инесса Ковалевская не остановилась на достигнутом. За успехом рок-н-ролльного мультика на музыку Геннадия Гладкова последовали совсем уж детский «Катерок» на музыку Шаинского; недетские «Песни огненных лет», основанные на напевах Гражданской войны; лубочная «Сказка о попе и работнике его Балде» и другие. Особенной удачей Ковалевской надо признать мультфильм «В порту». Сочинивший к нему музыку Марк Минков известен также как автор саундтрека к фильму «Мы из джаза» и шлягеров Аллы Пугачевой. Музыкальная история про порт и акваторию, в котором гуляет группа иностранной ребятни, получилась совершенно несоветской — вольной, как морской бриз, с танцами огней и мальчиков в клешах, с фанковым басом и джазовым свингом. «Что это за порт такой? — спорили дети в глубинке России, лишенной выходов к морю. — Одесса, Таллин или Рига?» Оказалось, это порт пяти морей Москва. Детский мюзикл предсказал события, вызванные «Олимпиадой-80»: к нам понаехало иностранной молодежи и специально для них пришлось делать вид, что в СССР есть дискотеки и современная танцевальная музыка.




11. «Квака-задавака» («Беларусьфильм», 1975)
Режиссер Владимир Голиков. Композитор Эдуард Ханок


После «Бременских музыкантов» и «По следам бременских музыкантов», в хвост и в гриву эксплуатировавших модность бит-музыки, — мультфильмов, заигрывавших с этой культурой даже на уровне официальных ВИА, появилось не так уж много. Первый в этом ряду — спортивно-лягушачий «Квака-задавака», где блистали «Песняры» — первый ВИА Белоруссии и на тот момент всего СССР. «Вам может показаться, что мы квакаем. На самом деле песню мы поем», — пели вокалисты «Песняров» в этом мультике, как бы разом заступаясь за все советские ВИА, пытавшиеся совместить официальную деятельность с любовью к рок-н-роллу. Другой пример замаскированного обращения к публике через детский жанр — мультфильм о рано возмужавшем школьнике «Дима отправляется в путь» (1978), где исполнял песни московский ВИА «Музыка». В хит-параде журнала «Клуб и художественная самодеятельность» (1977) «Музыка» стояла на восьмом месте в списке вокально-инструментальных ансамблей Советского Союза, первое занимали те же «Песняры».




12. «Голубой мяч» («Союзмультфильм», 1984)
Режиссер Розалия Зельма. Композитор Юрий Чернавский


Создатель «Мальчика Бананана», карьеры Владимира Преснякова-мл., студии популярной музыки «Рекорд» и Record 2.0, Юрий Чернавский писал музыку почему-то исключительно к мультфильмам для взрослых. Его лучшая на тот момент в Советском Союзе коллекция синтезаторов, таланты звукоинженера и увлеченность электронным нью-вейвом а-ля Yello находили применение лишь в создании странных звуковых эффектов к агитроликам типа «Не забудьте закрыть кран» или «Тихо, идет операция». Чуть ли не единственный мультфильм с музыкой Чернавского, в котором нет бытовой подоплеки, тоже не для детей, а про детей — зато его сняла режиссер Розалия Зельма, автор изящной «Девочки и дельфина». В саундтреке Чернавский демонстрирует свои синтезаторы и мелодическую чувствительность.




13. «Королевский бутерброд» («Союзмультфильм», 1985)
Режиссер Андрей Хржановский. Композитор Василий Шумов. В исполнении рок-группы «Центр» и В. Пономаревой


Музыку к этому мультфильму по стихотворению Маршака сделал молодой Василий Шумов и его группа «Центр», самая прогрессивная на тот момент рок-группа Москвы. В «Центре» на синтезаторах тогда играл Андрей Шнитке, сын композитора Альфреда Шнитке (см. «Стеклянную гармонику») — видимо, через посредничество Шнитке-старшего режиссер Хржановский узнал о новом поколении музыкантов и пригласил их к сотрудничеству. Как бы то ни было, в «Бутерброде» встречаются советская культурная элита в лице Аркадия Райкина, читающего закадровый текст, и продвинутая московская молодежь с синтезаторами — такое возможно было только в королевстве мультипликации.


Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • Ilya Orange· 2011-06-17 17:30:15
    А как же крафтверк в "возвращении блудного попугая"?
  • Valentin Diaconov· 2011-06-17 17:48:29
    Классная статья, ну, а "Шкатулка с секретом" - это действительно отвал башки. Еще бы вокал и текст там переписать...
  • Антон Долин· 2011-06-17 18:20:55
    Как можно было забыть гениальную - без шуток - музыку Моисея\Мечислава Вайнберга в "Винни-Пухе"??? Неужто Шандор Каллош или Минков с этим сравнятся? Недоработочка вышла.
Читать все комментарии ›
Все новости ›