Начать надо с определений – перестать считать и называть поп-звездами тех, кто на самом деле ими не является.

Оцените материал

Просмотров: 17449

Каков поп?

Денис Бояринов · 19/10/2009
В России сосуществуют два мейнстрима. Один - официальный, другой хотелось бы называть реальным

Имена:  Александр Маршал · Анита Цой · Валентина Толкунова · Витас · Григорий Лепс · Ирина Дубцова · Кристина Орбакайте · Лев Лещенко · МакSим · Надежда Бабкина · Полина Гагарина · Сергей Трофимов · Стас Михайлов

©  Herschell Hershey / Flickr.com

Каков поп?
Спроси у любого, что такое российская поп-музыка, и он, не задумываясь, ответит: «Ну как же, это то, что по «ящику» показывают круглосуточно, так, что спасения нет». То есть российский поп — это песни в исполнении Л. Лещенко, В. Толкуновой, К. Орбакайте, А. Цой, Н. Бабкиной, А. Маршала, Витаса, групп «Любэ» и «Песняры» (это если вам повезло и вы включили ТВ во время «праздничного концерта ко Дню работника сельского хозяйства на канале “Россия”» — цитирую по телепрограмме). Или же российский поп — это Рома Кенга, группа «Винтаж», дуэт БиС, Ирина Дубцова и Полина Гагарина, «Каста», МакSим и Банд’Эрос (если вы попали на хит-парад канала Муз-ТВ — данные на 3 октября). У человека с аналитическим складом мышления картина поп-мира, которую можно полностью изменить, нажав другую кнопку на пульте, уже бы вызвала подозрения, но в России не принято подходить к поп-музыке с точки зрения анализа. К ней относятся как к неизбежной данности — как к прогнозу погоды или прихотям колоды карт. И расклад вроде бы предельно ясен: валеты российской попсы — Дима Билан, Сергей Лазарев, неразлучные «Чай вдвоем» и Тимати; дамы — Жанна Фриске, Валерия, Кристина Орбакайте и София Ротару; короли — Николай Басков, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров и Максим Галкин. Туз один, зато козырный — Алла Борисовна Пугачева. Это наиболее распространенная точка зрения, сформированная прежде всего «зомбиящиком», и она, конечно же, не совсем совпадает с действительностью.

Если вернуться к словарному определению, то поп-музыка в наиболее общем своем значении — это ПОПУЛЯРНАЯ музыка. То есть массовая, то есть наиболее коммерчески востребованная. Или же, говоря по-английски, это мейнстрим. Определение делает очевидным: единица измерения популярности исполнителя может быть только одна — это доллар (евро, фунт, рубль), который он зарабатывает своими песнями. То есть самый популярный артист — это артист, который больше всего заработал денег за определенный (измеряемый) отрезок времени. Там у них, на Западе, это ни у кого не вызывает сомнений: там у них самая-самая поп-звезда — это Мадонна, потому что за 2008-й она заработала 242 миллиона долларов, и с этими миллионами не поспоришь.

Этот рациональный «западный» подход в загадочной России неприменим, потому что у нас измерить доходы артиста невозможно. Экономика у нас непрозрачная, соответствующие механизмы, инструменты и институции за двадцать лет рынка так и не сформировались, а главное — сами поп-артисты против того, чтобы их мерили рублем. (О том, почему звезды против, какие институты сформировались и кто из российских поп-музыкантов на самом деле зарабатывает, читайте в подробном докладе нашего корреспондента.) Причины на то у всех, смеем предположить, разные: одни просто живут по установившимся правилам, вторые скрывают доходы, потому что не хотят платить налоги, третьи — потому что систематических доходов (от продаж билетов на концерты, дисков, рингтонов и т.п.) у них и нет, а есть случайные заработки на именинах, свадьбах и корпоративах, в которые конвертируется символический капитал поп-артиста. А символический капитал поп-артиста в России складывается из выслуги лет и объема присутствия на федеральном ТВ, ориентирующемся на аудиторию домохозяек и пенсионеров, и в массовой прессе, зарабатывающей рейтинги скандалами и ужасами. Поэтому тот российский мейнстрим, который живет в симбиозе с медиаканалами, либо страшно консервативен, либо карнавально уродлив, либо и то и другое одновременно. Душой и телом он нездоров. Но именно он и ассоциируется у людей со словом «поп-музыка». И если судить по этой «попсе» о национальном вкусе и уровне образования масс, то становится страшно жить.

Но не все так плохо. В России есть и второй мейнстрим — в мировом понимании этого слова, то есть те артисты, которые зарабатывают именно на своих песнях, а не на процентах с символического капитала, и зарабатывают больше прочих. В этом другом поп-мире — другой расклад и другая музыка. И вот парадокс — эту другую, более разнообразную поп-музыку не так-то просто найти на федеральном ТВ и в других медиаресурсах национального значения. Ко второму, «неявному» мейнстриму относятся Земфира и Юрий Шевчук (и другие традиционно называемые рокерами музыканты, способные собрать многотысячные площадки), шансонье Григорий Лепс, Сергей Трофимов и Стас Михайлов, певица Марина Максимова (МакSим) и девицы «Ранетки», артисты жанра, который в США называют urban: «Каста», Centr и «Бумбокс» и др.

Разумеется, эти два мира — два мейнстрима — частично пересекаются. Алла Пугачева, скажем, существует в обоих — только во втором ее абсолютное превосходство и самопровозглашенный статус «примадонны» совершенно неочевидны. Справедливо и другое наблюдение: многие резиденты мейнстрима-2 (именно его хочется называть реальным) дистанцируются от медийной среды обитания, просто-таки необходимой для персонажей мейнстрима-1 (официального). Одних в телик не пускают, другие туда сами не хотят — по идеологическим или стилистическим разногласиям. Глянцевые журналы считают артистов мейнстрима-2 (за некоторыми исключениями) слишком народными, «провинциальными» или брутальными, ведь они сами прокладывают себе дорогу снизу наверх, а не струятся по эфирным волнам. Таблоиды, да и вообще журналистов звезды мейнстрима-2 не любят или даже ведут с ними ожесточенные войны в отличие от действующих лиц мейнстрима-1, которые вместе с папарацци придумывают новостные поводы. То есть у мейнстрима-2 и мейнстрима-1 принципиально разные стратегии ведения бизнеса. Надо ли говорить, что продукт, производимый мейнстримом-2, то есть песни, на порядок здоровее, интереснее и современнее. Просто потому, что он там первичен.

Я предвижу, что читатели на этом месте разочарованно усмехнутся: тоже, мол, открытие — сообщить, что российская поп-музыка — это не то, что крутят по ТВ. Для России со времен Советского Союза двойные стандарты обычное дело: об одной реальности говорят и пишут, в другой живут и только о выживании и думают. У нас даже президентов сейчас, как и поп-музык, два: один — официальный, другой — самый настоящий. Да и вообще, кто сейчас смотрит телевизор? Уж точно не те, кто читает OPENSPACE.RU.

Однако то, что выводы кажутся очевидными, совсем не значит, что их не надо делать и обсуждать. В существовании в России двух мейнстримов никакого смысла нет. Между ними, говоря откровенно, даже нет серьезных противоречий. Достаточно убрать перегородку — и они смешаются, но не аннигилируют друг друга, просто «поп-фигуры» полегче будут вытеснены за пределы постоянной видимости. Совсем уж абсурдно считать, что в возникновении перегородки между мейнстримами виноват вездесущий Кремль. Неужели кто-то всерьез думает, что в воспеваемых MaкSим мечтах «научиться летать» можно усмотреть антипатриотический подтекст? Или что идеологический отдел Администрации Президента сделал осмысленный выбор в пользу Пугачевой, Галкина и «Любе», отказавшись от Земфиры, Шевчука и Лепса? Проще и логичней предположить, что у власть имущих просто не хватает времени на эту сферу жизни россиян, и кто-то до сих пор этим пользуется. Пользуется тем, что экономика российского шоу-бизнеса непрозрачна и никакой честной конкуренции быть не может — сплошные олигополии, сговоры да кланы.

Нам остаются традиционные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Телепродюсер Сергей Евдокимов, например, небезосновательно считает, что в сложившейся ситуации виновато постсоветское телевидение и выход можно найти, призвав его к социальной ответственности в виде раскрутки молодых музыкантов. Певица МакSим, главная поп-звезда страны (по продажам, а не по телеэфирам), думает, что ей лично не надо делать ничего лишнего — только писать хорошие песни и петь их, ни в коем случае не растрачиваясь на заработки символического капитала.

У меня есть свой, довольно простой рецепт оздоровления российской попсы. Поскольку надеяться на государство, которое вдруг вспомнит о культурной политике и назначит эффективного менеджера с внятной музыкальной программой, бессмысленно (им бы с Сочи-2014 разобраться), за дело надо браться нам самим. И начать надо с определений —перестать считать и называть поп-звездами тех, кто ими на самом деле не является. Тогда рано или поздно карточный дом мейнстрима-1 развалится сам собой. Если у вас не появится ясности на счет, кто поп-звезда реальная, а кто — официальная, символическая, даже после того как вы внимательно прочитаете все наши статьи на эту тему, просто зайдите с друзьями в караоке. Послушайте, какие современные песни поют другие, выберите песню сами — и вас уже никому не удастся одурачить.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • AScannerDarkly· 2009-10-19 19:52:31
    Отлично! Отлично! Отлично!
    Интересно, а какие ещё могут быть классификации в поп-музыке?
    Ух, сейчас бы найти комментатора с фундаментальностью этих дифференциаций несогласного!

    Денис, мне кажется, что мейнстрим-2 совсем в кучу не соберёшь, и честно говоря, не смею признать список персонажей там определённых.
    Ну, а про тех, кто для меня остался.
    В мейнстриме-2 общность исполнителей не очевидна, скорее можно подумать, что каждый из них не сумел за счёт каких-то своих внутренних качеств попасть в список1, хотя в определённое время его талант был расхвален и рекомендован в первоглянцевых кругах. Потенциал был и до сих пор остаётся... зритель ждёт, просто мейнстрим-1 с распростёртыми руками не встречает. Это мнение, конечно, может быть заблуждением, но даже заблуждение будет не лишним в обсуждении. Что касаемо президентов, то они своих патриотических ставок не открывают... есть только информация о любви к культовым зарубежным группам в молодости. Насчёт телевизора и караоке понимаю, сам не так давно нашёл альтернативы не столь ёмкие, но той же породы...
    Это никак не исключает посещение openspace.
    Замечательная статья, но куда более важен производимый ею эффект и сила призывов.
  • masiania· 2009-10-19 20:32:24
    Уважаемый Денис Бояринов. Если вы сваливаете в одну кучу Максим, Ранетки, Шевчука и Земфиру то я советую задуматься о наличии у вас мозгов! Так как у первых двух явно таланта нет!
    Красиво вы пишите но попусту и явно ради того что бы что-то написать и занять место своей писаниной.
  • leesnick· 2009-10-19 23:01:26
    to masiania: что ж вы текста-то не читаете! здесь нет никакой кучи. здесь говорится только о том, что безусловным мерилом популярности артиста служит количество рублей им заработанных. этот текст не о таланте того или иного исполнителя, не тест на наличие у исполнителей мозга, а о том, что нет реальных механизмов для определения популярности и что медийная известность не всегда равна народной любви.
  • FrauKraft· 2009-10-28 09:42:28
    to leesnick
    Ни фига. Анализ мелкий, а написано, чтобы опять на Русский Рок чавкнуть. Ведь было у Бояринова уже: "три вековечных столпа, на которых зиждется российский массовый музыкальный вкус (или безвкусица?), — КСП-шансон, совэстрада и русский рок"
  • annamariya· 2009-10-30 01:40:41
    FrauKraft, я абсолютно согласна с Бояриновым насчёт трёх столпов. Кстати, почему только на русский рок чавкнуть? Почему не на КСП или совэстраду?
    Статья отличная.
  • musmech· 2009-11-01 14:15:07
    Статья конечно не плохая, но со всеми доводами автора согласиться
    не могу. Попробую обьяснить почему.

    Во-первых, показатель сбора денег конечно может являться определяющим,
    для общей массы населения, но это слишком упрощенный подход. Поскольку
    оснавная масса населения интуитивно хотела бы видеть и слышать в СМИ
    самых лудших представителей страны - действительно признаных народом
    "звезд", а не искуственно поддерживаемых с помощью постоянного
    присутствия на Радио и ТВ.

    Во-вторых, если показатель сбора денег, будет единственным критерим
    для кандидата на всенароное признание, то со временем уровень и
    качество нашей культуры может упасть до уровня обычных домашних
    посиделок. Значит, чтобы было хоть какое-то развитие, необходимо
    чтобы народ видел и что-то другое. Ну например "Минута Славы", но
    в разных областях: вокал, инструменталисты, цирковые номера и т.д.

    Также необходимо иметь какой-нибудь рекомендательный совет,
    состощий из профессионально подготовленных людей, имеющих возможно
    не только народное, но и международное признание. Возможно только
    тогда наши "звезды" не будут так из кожи лесть, чтобы любым способом
    заслужить всеобщее признание. Трудиться надо Господа, а не тусоваться!

    И еще, у новоиспеченых "звезд", часто от успеха "крышу сносит". Они
    часто думают, что уж теперь так будет всегда! Ан нет, через
    некоторое время оказывается, что ничего другого они предложить не
    могут. Мотаются кругом, дают концерты на одном и томже репертуаре.
    Если поклонников долгое время кормить одним и темже хлебом, врядли
    их на долго хватит. Вполне возможно, что это мое частное мнение.
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:06:13
    masiania:
    Согласен с Вами полностью, как то уже все под одну гребенку взяли, различные стили музыки и отношение к ней. Тупо :(
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:06:57
    <a href="hit.ua">Каша</a>
  • mixmagtmb· 2010-02-18 16:07:27
    [url=http://www.openspace.ru/][/url]
Все новости ›