Оцените материал

Просмотров: 24461

«Надевай на голову голову животного»

Денис Бояринов · 04/09/2009
Кого вы боитесь потерять из персонажей современной российской музыкальной культуры? За что вы цепляетесь? Чего вам жаль?

Имена:  Жанна Фриске · Татьяна Зыкина

Музыкальный критик Артем Липатов, который ведет прекрасный музыкальный блог на сайте журнала F5, открыл глаза на группу «Лемондэй» из Красноярска. Я их прежде не видел, а вы?



По-моему, это аутсайдер-попс месяца: Cocorosie из Cибири или Padla Bear Outfit в девичьей версии. Артема Липатова появление этих девушек, позаимствовавших название проекта у красноярской марки алкококтейля, скорее расстроило: ему с ними «неуютно». Признавая за так называемыми песнями странного дуэта необъяснимую силу, он сторонится давать им оценку, видимо, боится тем самым легитимизировать в нашем культурном слое нечто ужасно вредоносное, выпустить джина из бутылки. «Просто вот я, на самом деле, сворачиваю вбок, чтобы оттуда следить за приключениями этих бардов и менестрелей, наследниц Янки (им наверняка припишут что-то такое) и раннего Башлачева (тоже припишут). Их может полюбить Шнур. Их может полюбить журнал «Афиша» — или не полюбить, в данном случае не важно. Главное — их воспримут как серьезное музыкальное явление. Наверняка».

Надо заметить, что OPENSPACE.RU уже давно воспринял их как серьезное явление и попытался описать. Еще до появления «Лемондэя». По форме, визуальному образу или, если хотите, стилю Женя Иль и Юля Накарякова (если не врут телевизионные титры) — сущие аутсайдеры. Наивные провинциалки, намеревающиеся покорять столицы. Пытающиеся выглядеть модно. Страшненькие. Разве придумаешь ситуацию мизерабельней? Пластинка Энгельберта Хампердинка на заднем плане подсказывает нам, что стиль наигран, а иронические тексты песен сообщают, что они не так уж наивны:



По музыкальной форме «Лемондэй», как и Padla Bear Outfit, — это наш русский антифолк. Этот термин ассоциируется преимущественно с американской музыкой, соединяющей корневую мелодику с протестным зарядом, панковским отношением к жизни и социуму. То есть в литературном русском переводе антифолк — это антибардовская песня, анти-КСП, анти-«Груша».



Анти-КСП соотносится с КСП, главенствующим музыкальным стилем на территории РФ, как ложные опята с опятами обыкновенными: вроде выглядят одинаково, а съешь — стошнит. Некоторых, впрочем, тошнит от одного вида «ложных опят». «Ты луче на свою голову презерватив одень, не дай бог еще такие уроды как вы родяца», — пишет «Лемондэй» добренький обыватель в комментариях на YouTube (орфография и пунктуация сохранены). Другой добрый дядя звонит девушкам в прямой телеэфир, чтобы сообщить: «Вы эту питерскую дурь бросьте! Психопатов с гитарами у нас и так в Питере хватает. Вы же из Сибири!» Сибирь в его идеалистическом представлении — это кровь с молоком, а не алкогольная бурда «Лемондэй». На эти пылкие воззвания девушки ничего не говорят, только прячут ухмылки куда-то в длинные челки.

Думается, что на такую реакцию они и рассчитывали. «Эту музыку играют молодые для молодых», как пела группа «Верасы», а молодым просто-таки необходимо раздражать взрослых, тем более если они какие-то (в терминологии «Лемондэя») «физруки». Те, которые не сомневаются в том, что они всегда правы, что они все понимают про жизнь и, разумеется, про песни. Песня должна быть красивой, аккорд — мелодичным, текст — понятным, голос — приятным, мастерство игры на музинструментах — очевидным, ногти — аккуратно подстриженными… Вот как у Людмилы Зыкиной (Кобзона, Пугачевой, «Машины времени», Митяева, Розенбаума, Высоцкого, Окуджавы, группы Uriah Heep и т.д.). Что на это могут ответить молодые физрукам? «Физруки, идите в жопу!» Или в лес за грибами:



Меня появление Padla Bear Outfit и «Лемондэй» приятно будоражит — я вижу в этих молодых людях, почти детях, признаки новой волны, которая сможет если не снести, так подмыть три вековечных столпа, на которых зиждется российский массовый музыкальный вкус (или безвкусица?), — КСП-шансон, совэстрада и русский рок.

Я, как и Липатов, чувствую в этих протопеснях необъяснимую силу и в отличие от него рад приветствовать ее проявление. Я усматриваю в их корявых текстах настоящую поэзию — натурально по Ходасевичу: «Бессвязные, страстные речи! / Нельзя в них понять ничего, / но звуки правдивее смысла / и слово сильнее всего». В словах Padla Bear Outfit и «Лемондэй» есть эта самая сила и правда, которые последние лет пять не прорастали в русских песнях. Лично я конец 2000-х буду вспоминать по Padla Bear Outfit и «Лемондэй», а не по «Мумий Троллю», Жанне Фриске, «Машине времени» или Татьяне Зыкиной.

Кто-то должен был в этом заповеднике традиций, охраняемом строгими «физруками», «надеть на голову голову животного и выйти в костюме голого животного», как поет «Лемондэй». Я надеюсь, что анти-«Груша» (думаю, что появятся и еще герои) проделает с Россией то же самое, что панк (тоже, кстати, подсмотренный у американцев) сделал с Англией в конце 1970-х, а именно в пыль разнесет уродливые бутафорские замки шоу-биза, отменит бесконечные фрик-шоу на телеканалах, слегка прочистит мозги, отравленные алкококтейлями. Скажете, слишком радужная мечта? Посмотрим.

Я понимаю, что эти дети с варварскими песнями вас пугают: выглядят они диковато. Но я не понимаю, кого вы пытаетесь уберечь от яда этих ложных опят? Народ, воспитанный на музыке Скрябина и Стравинского? Кого вы боитесь потерять из персонажей современной российской музыкальной культуры? Аллу Пугачеву? Зоопарк «Песни года»? Бардов с Грушинского фестиваля? Душевных мужиков из эфира «Радио Шансон»? Диану Арбенину? Рэпера Ноггано? За что вы цепляетесь? Чего вам жаль?

Если коктейль «Лемондэй» убьет этого пациента, следовало ли ему гнить дальше?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:27

  • nn· 2009-09-04 19:47:07
    теперь все хотят прославиться за счет ютьюба. ничего. совсем скоро это надоест (уже, честно говоря, надоело). где сейчас воронов? а падла даже на тв до сих пор не попал)) хотя может молодежь подхватит... но слушать эту маргинальщину в машине невозможно, значит шансы невелики.
  • AScannerDarkly· 2009-09-04 20:01:51
    Мне кажется, вы, Денис, пишите и боитесь слишком откровенного смысла, больно уж радикальная это точка зрения, в жилу новой революции.
    Тут многие не видят разницы между русским самобытным, без оглядки новым видом(концептом) музыки и провинциальным гавном. Аудиторию брать только в перспективы можно, потому что, у вами или не вами называемых аутсайдеров, нет серий, нет потока, нет материала весом в MP3 диск (это совсем не обязательное условие, однако проверенная схема). Большой риск говорить, что эти люди на одной самоуверенности могут что-то двинуть на столько, чтобы их идея стала неподражаемой в своей простоте. Дети с варварскими песнями- это действительно мощь(поколение, история знает), но никто не отцепится от ассов и гниющими не назовёт великих формалистов.
    Это ведь так, читатели OPENSPACE????????????????????????????????????!

    Я не вижу другой картины и не знаю таких механизмов, то о чём вы пишите или невозможно или ужасно.
    Мне есть за что цепляться; за уродливую, мрачную, гротескную форму, воспеваемой этими персонажами идеи... Она не столь свежа, гибка и гуманна, но цель совершенно та же.
    Мне пока ничего не жаль, до первого шага воплощения вашей радужной неизвестно сколько времени пройдёт. Это Россия, здесь везде панк.
    Ещё я боюсь Дмитрия Маликова потерять.
  • boyarinov· 2009-09-04 21:58:16
    не важно, хотят они прославиться или нет
    не важно, появятся ли они на телеке
    важно что они так думают
    и записывают песни
Читать все комментарии ›
Все новости ›